Методика развития связной речи.
консультация по развитию речи по теме
В презентации представлены типы и формы связной речи, приёмы и методы обучения дошкольников монологу и диалогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika-razvitiya-svyaznoy-rechi.ppt | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений); единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки; Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника; Развитие происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Ситуативная и контекстная речь Ситуативная речь – связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Контекстная речь – её содержание понятно из самого контекста, требует построения высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Две основные формы связной речи Диалогическая речь Монологическая речь
Диалог Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией
Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость; Речь в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной; Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками; Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише.
Методы и приемы обучения диалогу Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми; Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему; Используется прием словесных поручений; Эффективный метод – дидактическая игра; Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.
Монолог Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация). Характерны литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность. Связность монолога обеспечивается одним говорящим. Монологическая речь – более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания.
Типы монолога Описание – характеристика предмета в статике; Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях; Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства; Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов.
Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией; Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности; Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях. Типы монолога (по источнику высказывания)
Типы монолога (по ведущей психической деятельности) Рассказывание по зрительному, осязательному, или слуховому восприятию – носит описательный характер, дети рассказывают о предметах и явлениях, которые видят в данный момент; Рассказывание по памяти – рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее; Рассказывание по воображению – творческие рассказы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития связной речи
Даны рекомендации по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста...
Методика развития связной речи
Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. (Бородич А. М.)...
Методика развития связной речи
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина...
Содержание и методика развития связной речи детей старшего дошкольного возроста
,Из опыта работы воспитателя логопедической группы "Содержание и методика развития связной речи детей старшего дошкольного возроста"....
Тема: «Методика развития связной речи»
План: 1. Характеристика диалогической речи. Задачи и содержание обучения диалогической речи. Группы диалогических умений. 12. Моделирование в обучении детей рассказыванию. Методика ознакомления д...
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Методика развития связной речи
Как учить детей связной речи...