Логопедическое занятие на автоматизацию звука [р]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Никольская Наталия Аркадьевна

Цели занятия:

1. Коррекционно-развивающие:

·                     развитие фонематического восприятия;

·                     развитие мышления, внимания и памяти;

·                     развитие артикуляционногопраксиса, чувства ритма, слоговой структуры слова, дыхания и голоса.

2. Образовательные:

·                     расширение и активизация словаря на материале темы «Весна»;

·                     определение позиции звука [р] в слове;

·                     упражнение в согласовании существительных с числительными;

·                     употребление слов в единственном и множественном числе.

3. Воспитательные:

·                     воспитание бережного отношения к лягушкам;

·                     воспитание интереса к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука Р28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на автоматизацию звука [р]

Никольская Наталия Аркадьевнаучитель-логопед

Логопедия

Цели занятия:

1. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие мышления, внимания и памяти;
  • развитие артикуляционногопраксиса, чувства ритма, слоговой структуры слова, дыхания и голоса.

2. Образовательные:

  • расширение и активизация словаря на материале темы «Весна»;
  • определение позиции звука [р] в слове;
  • упражнение в согласовании существительных с числительными;
  • употребление слов в единственном и множественном числе.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к лягушкам;
  • воспитание интереса к занятию.

Оборудование:

  • игрушка – лягушонок с пришитым языком;
  • вертушка;
  • картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Придумайте пожелание или ласковые слова и скажите их друг другу.

(Дети сами выбирают, кому и что сказать.)

Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Я загадаю о нем загадку, а вы отгадайте, кто это.

Загадка.

Скачет по болоту
Зелёная квакушка.
Зелёненькие ножки,
Зовут её ... 
(Лягушка.)

Приход лягушонка с сюрпризным мешочком 

(Дети рассматривают лягушонка.)

Логопед: Лягушонок принес стихотворение о себе.

Стих о лягушонке.

Живу один я у воды,
Букашек ем и мошек.
От лягушонка детям нет беды,
Как нет беды от кошек!

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Дети, давайте покажем нашему гостю, что мы умеем делать. Сначала выполним гимнастику для языка.

«Чистка верхних зубов»

Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.

«Маляр»

Язык как кисточка моя,
И ею небо крашу я.

«Барабанщик»

За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.

«Лошадка»

Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.

«Грибок»

Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз – и вся учеба.

III. Закрепление знаний о весне и весенних признаках.

Логопед: Дети, Лягушонок жил в пруду и не знает, какое сейчас время года. Поможем ему отгадать загадку.

Загадка про весну.

Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
Ответ (Весна)

 (Дети называют время года.)

Логопед: О каких признаках весны говорится в стихотворении?

(Дети отвечают.)

IV. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: А сейчас лягушонок вместе с нами выполнит гимнастику для пальчиков и еще раз вспомнит признаки весны.

Задание: поочередно соединять пальцы рук на каждый признак осени.

«Солнышко греет все сильнее;
Перелетные птицы с юга прилетели;
Зеленые деревья;
Зеленые поля;
Первой травкой покрылась земля».

V. Развитие дыхания.

Логопед:Весной дует теплый южный ветер.

(Дети дуют на лопасти вертушки тихо; сильно; плавно; порывисто.)

VI. Развитие ритма.

Логопед:  Послушайте стихотворение:

 С деревьев –кап!
С карнизов –кап!..
Прощайте, холода!
С  балконов,с крыш -
Кап-кап! Кап-кап!
Вода! Вода! Вода!
Кап-кап! Кап-кап! -
Со всех сторон
Мелодия слышна.
Звучит капели перезвон:
- Кап-кап! - Весна!- Весна! 

(Дети постукивают по столу подушечками пальцев поочередно.)

Логопед: Вы услышали, как стучит капель?

Дети: Да, мы же стучали пальчиками.как капли.

VII. Автоматизация звука [р] в словах.

Логопед: Дети, наш гость приглашает вас прогуляться на пруд. Попрыгаем, как лягушки, по листочкам кувшинок, называя ясно и четко слова на картинках.

VIII. Развитие слоговой структуры слова.

Логопед: Давайте покажем, как вы можете из отдельных слогов составлять слова.

(дети складывают из слогов слова и подбирают соответствующую картинку)

IX. Развитие звукового анализа.

Логопед: Дети, наш гость принес с собой сюрпризный мешочек. Как вы думаете, что в нем может лежать?

(Дети дают разные ответы.)

Логопед: Посмотрите  на картинки. Помогите лягушонку правильно распределить цветные кружки на картинки.

(Дети выполняют задание, определяя позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.)

X. Согласование существительных с числительными: 1-3-5.

http://festival.1september.ru/articles/561876/img5.jpg

Логопед: Дети, выберите понравившиеся картинки и давайте поучим лягушонка правильно считать.

(Дети выполняют задание, лягушонок намеренно ошибается, дети поправляют его.)

XI. Итог.

(Дети прощаются с гостем.)

Логопед: Дети, послушайте, какое послание оставил нам лягушонок.

«Не скажу я никому,
Почему тигры рычат: гарр...
Вороны кричат карр...
Летит вертолет др...
Трактор ревет тр...
И не догадается никто,
Что тигры рычат,
Вороны кричат,
Чтоб научить всех ребят
Трудный звук р выговаривать».

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Ильякова Н.Е. Звуки «Р», «Л», я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. Москва. Издательство «Гном и Д», 2005 г.
  2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедичеакие упражнения. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера», 2005 г.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  4. Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Санкт-Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 г.
  5. Смирнова И.А., Артемова Т.В., Иванова В.М., Оганджанянц Г.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе.//Дефектология №3, 1994.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...