Работа сродителями
консультация по логопедии на тему

Брацило Лиана Эдуардовна

полезная информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой ребенок зачислен в логопедический пункт

(консультация для родителей)

Цель: познакомить  родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта; дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Оборудование: пособия по развитию речевого дыхания, мелкой моторики кистей рук; дидактические игры  и упражнения на развитие фонематического слуха,   грамматического строя речи; логопедические альбомы, тетради, книги.

Что такое логопункт?

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты,  такой логопункт есть и в нашем детском саду.   Должность учителя-логопеда вводится в штатное  расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы и расписание  занятий утверждается заведующей дошкольным образовательным учреждением. Список  детей на оказание логопедической помощи детям утверждается заведующим ДОУ, руководителем ПМПК. 

Целью работы логопункта  в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • привитие детям навыков коммуникативного общения;
  • решение задач социального и речевого развития.

В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года  на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 20 человек. В первую очередь в список включаются  дети  шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются  дети  пятилетнего возраста.

Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия  кратковременные (20 мин.), 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий  не превышает  время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей,  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

В настоящее время нет коррекционной программы для логопунктов, поэтому опорой в  работе являются классические методики (Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной) и владение современными технологиями (Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой).  Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций.

Для улучшения речевой ситуации в группах,  в работе с воспитателями используются такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлении  наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала для праздников. Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие  психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Советы и рекомендации учителя-логопеда  оформляются в виде буклетов, памяток.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

подготовительный,

постановка звука,

автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,

этап дифференциации.

  1. Подготовительный этап. 

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков. 

  1. Этап постановки звука. 

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок  может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

  1. Этап автоматизации звука. 

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  1. внутриутробная патология;
  2. наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  3. неблагоприятные роды и их последствия;
  4. заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  5. ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  6. малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  7. ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;

сложные звуки заменяются простыми;

наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

Формирование произносительных навыков;

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;

Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;

Развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом;

Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;

Выполнять назначения невролога;

Способствовать развитию двигательной сферы  ребенка;

Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных  игр, лото.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

 Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:

«общее недоразвитие речи»;

«задержка психического развития»;

«заикание». 

Поэтому,  родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения. 

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

выполнять все рекомендации логопеда;

выполнять лечение, назначенное неврологом;

обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);

осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

ошибки на письме и при чтении;

снижение самооценки;

конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

Проговорите звук совместно с ребенком.

Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.

Придумайте игры со звуком, над которым работали.

Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные  параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые  развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,  «Поймай звук»,  «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры,  которые  необходимо  использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)»,  «Чего не стало?»,  «Измени предложение»,  «Назови ласково».

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.

Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.

Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ


Планирование
индивидуальной  логопедической  работы (нужное отметить +)
c ________________________________

1. Формирование правильного звукопроизношения.

  • Логопедический массаж;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • постановка и коррекция звуков:
  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
  • губно-губные – П, Б, М + мягк.
  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
  • Другие __________________________
  • автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.


2. Формирование фонематического восприятия:

  • определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
  • определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

3. Формирование фонематического слуха   
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи

  • словообразование;
  • словоизменение.

6. Развитие лексической стороны речи

  • расширять предметный словарь;
  • расширять словарь признаков;
  • расширять глагольный словарь.

7. Формирование связной речи

  • формировать умение составлять рассказ по картинке;
  • формировать умение составлять рассказ по серии картин;
  • формировать умение составлять пересказ;
  • формировать умение составлять рассказ - описание.

8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

  • развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  1. Время занятий (15 — 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  2. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  3. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  4. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  5.  Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  1. Время занятий (15 — 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  2. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  3. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  4. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  5.  Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика.

• Упражнение «Пальцы дружная семья» (см. занятие 1).

Упражнение «Котята»

Читает логопед

Выполняют дети

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка — Разбежались кто куда!

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображают щелчки.

Упражнение «Кошкина дочка»

Читает логопед

Выполняют дети

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

Мяу! Мяу! Мяу!

Ш-ш-ш...

Пошевелить пальцами. 

Каждая рука попеременно выставляется вперед, пальчики  сжаты в кулачок.

На звук Ш-Ш-Ш... Пальчики изображают

кошачью лапу с выпущенными

коготками.

Пальчиковая гимнастика.

• Упражнение «Пальцы дружная семья» (см. занятие 1).

Упражнение «Котята»

Читает логопед

Выполняют дети

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка — Разбежались кто куда!

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображают щелчки.

Упражнение «Кошкина дочка»

Читает логопед

Выполняют дети

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

Мяу! Мяу! Мяу!

Ш-ш-ш...

Пошевелить пальцами. 

Каждая рука попеременно выставляется вперед, пальчики сжаты в кулачок. На звук Ш-Ш-Ш... Пальчики изображают

кошачью лапу с выпущенными

коготками.

«Котенок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой)

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

После первого двустишия — смена рук.

Кусается больно котенок-малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»

«Котенок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой)

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

После первого двустишия — смена рук.

Кусается больно котенок-малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»

 Артикуляционная гимнастика.

Фрагмент 2[1]: Вышел Язычок на крыльцо дома. Посмотрел вокруг. На крыше домика увидел трубу. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у», — поздоровался он с Язычком. И Язычок поздоровался: «У!»

А вокруг дома — длинный забор. Смотрит Язычок — маляр забор красит. Надо помочь! Помог Язычок маляру и побежал на конюшню — в гости к своей любимой лошадке.

— Здравствуй, лошадка! — поздоровался Язычок. — Поедем кататься!

И-го-го. — обрадовалась лошадка.

И поскакали они в лес собирать грибы. Один грибок нашли, второй, третий... Смотрит Язычок, а на кусту орешника орехи растут. Набрал и орехов тоже. Вышли друзья из леса и задумались: куда же еще съездить? Подумали и решили поехать в зоопарк.

Скачет Язычок на лошадке, смотрит — по дороге музыканты идут. Один играет на барабане, а второй — на гармошке. Язычку очень понравилась красивая музыка! Постоял он, послушал музыкантов и поехал дальше.

Упражнение «Транспорт»

Читает логопед

Выполняют дети

Автобус, троллейбус,

                машина, трамвай.

О них ты на улице

                не забывай.

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного на каждый ударный слог.

В морях — корабли,

                ледоколы, суда,

Они очень редко

                заходят сюда.

Смена рук.

Упражнение «Транспорт»

Читает логопед

Выполняют дети

Автобус, троллейбус,

                машина, трамвай.

О них ты на улице

                не забывай.

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного на каждый ударный слог.

В морях — корабли,

                ледоколы, суда,

Они очень редко

                заходят сюда.

Смена рук.

Упражнение «Транспорт»

Читает логопед

Выполняют дети

Автобус, троллейбус,

                машина, трамвай.

О них ты на улице

                не забывай.

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного на каждый ударный слог.

В морях — корабли,

                ледоколы, суда,

Они очень редко

                заходят сюда.

Смена рук.

Упражнение «Транспорт»

Читает логопед

Выполняют дети

Автобус, троллейбус,

                машина, трамвай.

О них ты на улице

                не забывай.

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного на каждый ударный слог.

В морях — корабли,

                ледоколы, суда,

Они очень редко

                заходят сюда.

Смена рук.

Артикуляционная гимнастика.

Фрагмент 3: Прискакал Язычок в зоопарк. Там он встретил своих друзей: болтливого индюка и упрямого ослика (ИА-ИА-ИА). Друзья покатались на автомобильчиках: ДР-ДР-ДР... Съели мороженое. Надували воздушные шарики и пускали парашютики. Потом друзья увидели слоника. Ему было жарко. Слоник опускал свой длинный хобот в фонтан, набирал воду (ПЬ-ПЬ-ПЬ…) и поливал себя водой. Быстро день пробежал. Стемнело. Язычок посмотрел на свои часики, попрощался с друзьями, сел на лошадку и поскакал домой.

Артикуляционная гимнастика.

Фрагмент 3: Прискакал Язычок в зоопарк. Там он встретил своих друзей: болтливого индюка и упрямого ослика (ИА-ИА-ИА). Друзья покатались на автомобильчиках: ДР-ДР-ДР... Съели мороженое. Надували воздушные шарики и пускали парашютики. Потом друзья увидели слоника. Ему было жарко. Слоник опускал свой длинный хобот в фонтан, набирал воду (ПЬ-ПЬ-ПЬ…) и поливал себя водой. Быстро день пробежал. Стемнело. Язычок посмотрел на свои часики, попрощался с друзьями, сел на лошадку и поскакал домой.

Артикуляционная гимнастика.

Фрагмент 3: Прискакал Язычок в зоопарк. Там он встретил своих друзей: болтливого индюка и упрямого ослика (ИА-ИА-ИА). Друзья покатались на автомобильчиках: ДР-ДР-ДР... Съели мороженое. Надували воздушные шарики и пускали парашютики. Потом друзья увидели слоника. Ему было жарко. Слоник опускал свой длинный хобот в фонтан, набирал воду (ПЬ-ПЬ-ПЬ…) и поливал себя водой. Быстро день пробежал. Стемнело. Язычок посмотрел на свои часики, попрощался с друзьями, сел на лошадку и поскакал домой.

Артикуляционная гимнастика.

Фрагмент 3: Прискакал Язычок в зоопарк. Там он встретил своих друзей: болтливого индюка и упрямого ослика (ИА-ИА-ИА). Друзья покатались на автомобильчиках: ДР-ДР-ДР... Съели мороженое. Надували воздушные шарики и пускали парашютики. Потом друзья увидели слоника. Ему было жарко. Слоник опускал свой длинный хобот в фонтан, набирал воду (ПЬ-ПЬ-ПЬ…) и поливал себя водой. Быстро день пробежал. Стемнело. Язычок посмотрел на свои часики, попрощался с друзьями, сел на лошадку и поскакал домой.


 Массаж пальцев и мимических мышц лица.

Комплекс упражнений «Времена года. Осень».

Читает логопед

Выполняют дети

Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пестрые летят...

Осень любит листопад!

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла, Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг.

Вам пора лететь на юг!»

Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай.

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Массаж пальцев и мимических мышц лица.

Комплекс упражнений «Времена года. Осень».

Читает логопед

Выполняют дети

Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пестрые летят...

Осень любит листопад!

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла, Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг.

Вам пора лететь на юг!»

Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай.

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Массаж пальцев и мимических мышц лица.

• Упражнение «Велосипедист» (используется карандаш с гранями, который дети прокатывают между ладонями)

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперед —

Я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.

Упражнение «Капуста» (выполнение движений по тексту)

Что за шум? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Упражнение «Ягодки» (выполнение движений по тексту)

С ветки ягодки снимаю

И в корзинку собираю.

Будет на зиму варенье.

Всем друзьям на угощенье.

Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5)

 Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Киска сердится», «Почистим нижние зубки».

Массаж пальцев и мимических мышц лица.

• Упражнение «Велосипедист» (используется карандаш с гранями, который дети прокатывают между ладонями)

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперед —

Я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.

Упражнение «Капуста» (выполнение движений по тексту)

Что за шум? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Упражнение «Ягодки» (выполнение движений по тексту)

С ветки ягодки снимаю

И в корзинку собираю.

Будет на зиму варенье.

Всем друзьям на угощенье.

Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5)

 Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Киска сердится», «Почистим нижние зубки».


[1] Артикуляционная гимнастика выполняется по ходу рассказывания сказки. Названия артикуляционных упражнений выделены подчеркиванием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа сродителями " Виды рисования"

методическая разработка...

Работа сродителями

важность привлечения родителей к участию в работе детского сада...

Нетрадиционные формы работы сродителями

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

Работа сродителями

В данной статье представлен опыт инновационной работы с родителями на примере проведенного в младшей группе "Праздника воздушных шаров", приуроченного к дню защиты детей....

Работа сродителями

План работы с родителями (средняя группа)...