Советы логопеда
консультация по логопедии на тему

Зоря Татьяна Владимировна

Предлагаемые упражнения для развития артикуляции и фонематического восприятия речи просты и доступны для самостоятельных занятий родителей с ребенком в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы логопеда родителям

Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым, сразу правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного костноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы

.

  • Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха и речевой моторики.

1. Развитие фонематического слуха. Повторяйте слова парами:

сутки — шутки        жар — шар

миска — мишка        Саша — сажа

крыса — крышка        накал — шакал

топот — шепот        бык — шик

стык — штык        дар — шар

споры — шпоры        мыло — шило

2. Развитие речевой моторики:

      а) удерживая губы в «Улыбке», открывать и закрывать рот;

б) высовывать язык наружу «Лопатой» (бя-бя, мя-мя) и удерживать его распластанным на нижней губе некоторое время;

        высовывать  язык «жалом» и удерживайте некоторое время;

в)        присасывать спинку языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых («лошадка»);

г)        присасывать язык без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны —«грамошка»);

д)        кончик языка подводите за верхние зубы и часто пощелкайте, втягивайте вниз-назад – «Дразним конфеткой»

       Звуки [Ш] и [Ж] — упражнения для подготовки произношения:

а)        для губ: «Бублик»-округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке[О]. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Видны 4 верхних и 4 нижних зуба Расслабить губы и повторить 5—6 раз;

б)        для развития выдоха: округлить губы, плавно и равномерно выдохнуть на ладошку –«Погреем руки»(теплая струя воздуха);

в)        для языка: «Парус»- поднять широкий язык к передней части нёба с помощью
плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка упирается в нёбо за верхние зубами. Зубы разомкнуть, губы округлить «Бубликом». Удерживать
язык в верхнем положении некоторое время, повторить 8—10 раз.

                    «Качели» -рот открыт; широкий язык «лопаткой» ставим попеременно за нижние и  верхние зубы.

Звук [Л] — упражнения для подготовки произношения:

а)        для губ: «Улыбка» -удерживать губы в улыбке несколько секунд; попеременно менять положение губ «Улыбка»-«Трубочка»(губы вытягиваем вперед, как при произношении звука[У].

б)        для языка и  развития выдоха:

           «Пароход» -губы в «улыбке», зубы «заборчиком». Кончик языка зажат передними зубами. Вдох носом – выдох на язык, с произнесением звука Л. «Пароход» гудит: ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ (длительное произнесение звука (6-8сек ). Повторить упражнение 8-10 раз.

           «Молоточки» -Губы в улыбке. Зубы заборчиком с небольшой щелкой. Не меняя положение губ и зубов, произносить слоги:

                   НА-НА-НА

                   ТА-ТА-ТА         язык стучит «молоточком» в зубы

              ЛА-ЛА-ЛА

                                                                                             

Звук [Р] — упражнения для подготовки произношения:

         а) для губ: «Улыбка»-«Трубочка» попеременно менять положение губ;

    б) для языка и  развития выдоха: «Барабан» -губы в улыбке, рот открыт. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося «Д-Д-Д-Д-Д…»

              Требования к развитию речи ребенка

1.Правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.

2.Повторять за взрослым предложения или ряд из 3-4 слов.

3.Использовать различные части речи точно, по смыслу.

    4.Использовать в речи точно синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

5.Отвечать на вопросы и задавать их.

6.Самостоятельно передавать содержание литературных текстов.

7.Составлять рассказы о предметах (об игрушке, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок).

8.Кругозор, развернутые представления ребенка о мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда "7 советов логопеда"

7  советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...

Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Советы логопеда. Зачем нужен логопед

В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....