ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА "РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическая проверка по проблеме:
«Формирование грамматически правильной речи у дошкольников»»
План проведения тематической проверки
- Знания, умения, навыки детей
Методы контроля: обследование речи детей (логопед)
Наблюдение и анализ занятий, игровой деятельности, анализ работы по ознакомлению с художественной литературой (старший воспитатель, логопед)
Цель: выявить грамматическую правильность речи дошкольников и необходимость проведения коррекционной работы; проверка усвоения детьми грамматических форм и категорий в зависимости от возраста; наличие интереса к самостоятельной познавательной деятельности
- Планирование работы
Методы контроля: Анализ плана (старший воспитатель)
Проверка выполнения рекомендаций логопеда (логопед)
Цель: проконтролировать систему работы по формированию грамматического строя речи детей на занятиях; планирование игр и индивидуальной работы по развитию грамматического строя речи
- Создание условий
Методы контроля: изучение предметно-развивающей среды (логопед, старший воспитатель)
Цель: проверить наличие пособий и игр для фронтальных и индивидуальных занятий, методическое обеспечение, целесообразность размещения игрового материала в группах
- Знания, умения, навыки воспитателей
Методы контроля: беседы, наблюдения, тестирование, выполнение предложенных заданий (логопед, старший воспитатель)
Цель: определить уровень знания методов и приёмов, использование их в практике; выявление интересного опыта работы по данному вопросу
- Работа с родителями
Методы контроля: беседы, консультации, семинары
Цель: информировать родителей по данному вопросу, оказание консультативной помощи по подбору и проведению игр, показать важность данной проблемы при подготовке детей к школе
Тематическая проверка осуществлялась
Знания, умения, навыки детей
Обследование речи логопедом проводилось в сентябре (первые две недели) с детьми от 3-ёх до 6 лет, промежуточная диагностика с детьми, посещающими коррекционные занятия, проведена в январе.
В младшем и среднем возрасте проверялось усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах. Образование сравнительной степени прилагательных, освоение способов словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок.
В старшей группе помимо этого определялся уровень совершенствования синтаксической стороны речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий.
При обследовании использовались различные диагностические материалы: научно-методическое пособие «Диагностика речевого развития дошкольников» под редакцией Ушаковой; «Путешествие по Стране Правильной речи» О.Н, Сомкова,З.В. Бадакова; тесты «Готов ли ваш ребёнок к школе» (речь); «Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста» А.Максаков (Д/В 1986 №3)
Грамматическая правильность часто употребляемых слов устанавливалась как в процессе повседневных наблюдений, так и при помощи использования специальных вопросов, словесных заданий и упражнений, при проведении дидактических игр.
Результаты обследования показали, что состояние грамматической стороны речи в одной и той же группе различно. Наиболее значимые расхождения в уровнях грамматической стороны речи наблюдаются в области морфологии. Из наблюдений логопед установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:
- окончание существительных множественного числа в родительном падеже
- образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных
- образование глагольных форм (спряжение глаголов – хотеть, бежать; повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками: жечь, ехать, лежать…)
- употребление несклоняемых существительных (пюре, кофе, какао, пальто, кино, радио, желе)
Наблюдаются и другие менее распространенные ошибки, характерные в основном для детей младшего и среднего возраста (домы, в носе, ухи)
Так же логопед отмечает, что синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические и сохраняются иногда даже к моменту перехода ребёнка в школу.
Существуют проблемы в овладении детьми словообразованием. С заданием: придумай новые слова, слова-родственники к слову ЛЕС справились в старшей группе единицы. В средней группе дидактическая игра «Что куда кладут» (хлеб – хлебница, сахар – сахарница…) вызвала затруднение практически у всех детей.
Именно поэтому было решено учителю – логопеду Пенской Н.А взять для самообразования задачу: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» и в частности «Развитие навыков словообразования в игре».
Итоги речевой диагностики таковы: старшая группа (21 чел) 4человека – высокий уровень, 3 человека - низкий, остальные средний;
средняя группа (17 чел) 4 чел – высокий, 4 - низкий, остальные средний;
младшая группа (22 чел) 6 чел – высокий, 3чел – низкий, остальные – средний.
Большинство детей справились с предложенными заданиями. Общая проблема состоит в умении образовывать новые слова, а также в встречающихся грамматических ошибках, о которых говорилось выше.
Были выявлены причины низкого уровня лексико-грамматического развития:
- Общие психические закономерности развития ребёнка (состояние нервно-психических процессов, развитие внимания и мышления)
- Запас знаний и словаря, состояние фонематического слуха и речедвигательного аппарата.
- Состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых (воспитателей, тех.персонала, родственников). Ошибки, недостаточный контроль над собственной речью и речью ребёнка.
Именно поэтому был организован ряд проверочных мероприятий: посещение речевых занятий (логопед, старший воспитатель)
просмотр игр в организации совместной деятельности
конкурсы среди всех групп детского сада «Лучший речевой уголок». «Словесные игралочки», «Лучшая развивающая мягкая книга»
викторины, тесты среди воспитателей, родителей
В ходе посещений речевых занятий учитель- логопед Пенская Н.А отметила, что к занятиям воспитатели готовятся заранее. Демонстрационный и раздаточный материал присутствует, но требует обновления. Воспитатели (Гусева Л.А. , Муравьёва Л.В) используют различные методы и приёмы во время организации игр и занятий. Дети на занятиях активны, но недостаточно используется индивидуальная работа. Воспитатели обращают внимание на речь детей, исправляют ошибки, используют как коллективное, так и индивидуально проговаривание. Контролируют педагоги и собственную речь: речь спокойная, слегка замедленного темпа, понятная, достаточно грамотная.
При проведении игры в средней группе «Скажи наоборот» воспитатель Смирнова Н.Н. добивалась правильных ответов практически от каждого ребёнка. Особое внимание обращала на детей с ОНР. Логопед рекомендует больше использовать игровых приёмов, сюрпризных моментов, чтобы дети не теряли интерес в течении всей игры.
Анализ работы по ознакомлению детей с художественной литературой показал, что есть недочёты в планировании работы.
Пенская Н.А. посоветовала больше использовать стихов, в которых уже содержится словесная игра, читать произведения для развития воображения и творчества (Детские поэты: К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, С Михалков, Б. Заходер, Е. Благинина, В. Берестов, Э. Успенский, Э. Мошковская, Ю. Мориц, И. Токмакова, В. Левин). Учитель- логопед сделала папку «Нужные стихи» для работы по ознакомлению с художественной литературой.
Планирование работы
Логопед рекомендует воспитателям 1, 2, 3,групп завести папки «Рекомендации логопеда», куда помещать советы, консультации. Использовать предложенный материал в работе. Логопеду контролировать выполнение рекомендаций.
Проверка состояния речевой развивающей среды в группе
Был проведён конкурс среди воспитателей «Лучший речевой уголок», который помог оценить состояние развивающей среды в группах, отметить творческие находки педагогов. По итогам конкурса можно сделать вывод, что все воспитатели понимают значение развивающей среды в развитии речи детей. Все речевые зоны (игровой, книжный уголок) соответствуют возрастным и эстетическим требованиям.
Воспитатели используют в работе много игр, как фабричных, так и самодельных. На ясельных группах имеется достаточно пособий на развитие мелкой моторики. Многие из них сделаны руками воспитателей.
Воспитатели 1-вой группы Щенкова Н.А, Климова создали подборку дидактических игр, опираясь на тематический принцип.
На старшей группе (Гусева Л.А., Лоскутова О.В,) кроме речевого уголка, оформлен логопедический уголок под названием «Логопедический час» для самостоятельной деятельности детей.
На дошкольных группах оформлены в книжных уголках тематические выставки, воспитатели ясельных и младших групп используют в работе тематические альбомы.
Не увидели ни на одной группе игр на развитие речевого дыхания – предложено сделать атрибуты. А также создать выставку игр на развитие грамматического строя речи для родителей. На средней и старшей группах отсутствуют индивидуальные зеркала. Логопед предложил пополнить развивающую среду играми на развитие словообразования, руководствуясь тематическим принципом.
Знания, умения, навыки воспитателей
Из бесед с педагогами и наблюдений выяснилось, что работа по задаче: Обучение детей грамматически правильной речи» вызывает у многих педагогов затруднение. Это подтвердило и выполнение домашнего задания при подготовке к семинару-практикуму «Слова – улыбка мастерства».
Не все педагоги смогли справиться с заданиями на словообразование разными способами. Лучшими стали Климова И.В., Щенкова Н. А., Смирнова Н. Н, Аганичева З.А., Цветкова Л.В., Гусева Л. А., Капустина И.А.
Остаются ошибки в речи воспитателей и обслуживающего персонала.
Пенская Н.А провела консультацию «Будем говорить правильно»,оформила наглядное пособие «Грамматические ошибки детей».
Воспитатели 2 –ой категории участвовали в викторине «Путешествие по стране правильной речи»
Итогом работы был семинар – практикум, где была не только теоретическая часть, но и практическая «Учимся, играя» .
Кроме этого воспитатели принимали участие в конкурсе «Словесные игралочки». Оценивались лучшие атрибуты для дидактических игр на тему «Профессии». (Капустина И.А., Смирнова Н.Н. сделали самые интересные пособия). С воспитателями ясельных групп был организован конкурс «Мягкая развивающая книга» (Лучшая книга – Щенкова Н.А)
Работа с родителями
По проблеме «Развитие грамматически правильной речи у детей» ведётся работа не только с пед.кадрами, но и с родителями. Оформляются информационные листы («Уроки речевого этикета», «Проверь себя», «Растим говорунов» и др.) – логопед. Индивидуальные консультации проводятся, но не регулярно. С родителями детей проводятся беседы по данной задаче на родительских собраниях, в «школе молодых родителей». Проводит семинары- практикумы логопед («Организация коррекционной работы в ДОУ и дома»; «Хорошую речь ребёнку обеспечь»; «Пальцы помогают говорить»). Родители принимали участие в викторине на звание «Магистра Грамоты» (2010г).\
Взаимодействие с родителями осуществляется через газету детского сада «Росточек», где печатаются статьи о необходимости следить за собственной речью, предлагается принимать участие в рубрике «Будем говорить правильно».
Рекомендации:
- педагогам продолжить самообразование по теме, изучить литературу, предложенную старшим воспитателем и логопедом
- завести папки «Рекомендации логопеда» (воспитатели 1, 2, 3, групп)
Логопеду контролировать выполнение заданий
- проводить индивидуальную работу с родителями по данной проблеме. Оформить выставку пособий для развития грамматического строя речи
- следить за правильностью собственной речи, пользоваться словарями. Исправлять ошибки в речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис -...
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...
Игры с мячом для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя у детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры на развитие грамматического строя у детей дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя у детей дошкольного возраста. ...
Мастер – класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности педагогических работников ДОУ в развитии грамматического строя речи детей посредствам игровых технологий.Задачи:1. Создание условий для значительного пополнения...