Формирование словаря у детей
статья по логопедии на тему
Представлено формирование словаря у детей в онтогенезе по возрастам (от рождения до 7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование словаря у детей в онтогенезе | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словаря у детей
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Под пассивным словарём понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Развитие словаря ребёнка тесно связано с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогощение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.
Анализ первых отдельных слов при нормальном развитии речи показывает, что первые 3-5 слов ребёнка по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого: папа, мама, дай. Начинающий говорить ребёнок не принимает трудных слов, легче схватывает такие как «ам-ам», «би-би».
Первый шаг в развитии детской речи состоит в том, что ребёнок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Эти первые словосочетания либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребёнка. Конструкция этих предложений и используемая лексика детей свидетельствует о том, что они «сочинены» самостоятельно, так как не имеют аналогов в речи окружающих, например: «акой бибику, я туда сядь».
Оценивая словарь детей используют терминологию:
- словарь соответствует возрасту
- словарь не соответствует возрастной норме (ниже возрастной нормы).
Развитие словаря в онтогенезе
Первый год жизни
Интенсивное развитие головного мозга, слуха, органов речи. Слово для малыша не несёт смысловую нагрузку, он улавливает лишь его ритмическую структуру. В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. Время появления первых слов различно (9м – 1г2м).запас слов у годовалых детей колеблется от 2-3 слов до 15 -20 (ам-ам, мама, ляля)
Второй год жизни
Возникает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Малыши чаще употребляют осмысленные слова. До 1,5 лет фразовая речь у детей отсутствует. Фразовая речь возникает лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 -60 слов. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни (100 -300 слов). Чаще всего это существительные (игрушки, предметы ближнего окружения), реже глаголы, наречия. Из прилагательных, в основном обозначающие размер предмета (большой, маленький).
Объём словаря зависит от условий воспитания ребёнка, а качество – от лексики взрослых.
Третий год жизни
Возрастает понимание речи. Словарный запас увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов (игрушки, одежда, посуда….), начинает шире использовать глаголы. Но всё же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), глаголы(25%), прилагательные (15%).
Малыши начинают использовать местоимения, предлоги, чаще (на). Таким образом, в речи ребёнка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий, деепричастий. В этом возрасте преобладают слова – названия, а обобщающие слова отсутствуют.
Четвёртый год жизни
Концу четвёртого года жизни словарный запас достигает 1500 – 2000 слов . Появляются местоимения, наречия, числительные. Однако и теперь ребёнок в самостоятельной речи не использует собирательные существительные (одежда, обувь, овощи…). Активный словарный запас , которым располагает ребёнок, на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко испытывает трудности, когда надо передать содержание сказки, чужой речи. В этом возрасте появляется мотивированное отношение к лексике. Ребёнок начинает употреблять слова, отсутствующие в лексике (лопаткой копают, значит она «копатка».
Пятый год жизни
На пятом году жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь становится богаче и разнообразней и точнее. Чем старше ребёнок, тем больше влияния оказывают на его речевое развитие окружающие. Активный словарь увеличивается от 2500 до 3000 слов. Всё чаще появляются прилагательные, наречия, личные местоимения, начинают появляться притяжательные прилагательные ( заячий хвост, еловая шишка. Появляются сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (овощи, посуда).
Шестой год жизни
Продолжается совершенствование всех сторон речи. Дошкольник имеет достаточно развитую активную речь. Обогощение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий деталей предметов, отдельных частей, начинают широко употреблять приставки и суффиксы. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом. К концу шестого года ребёнок тонко дифференцирует собирательные существительные ( дикие и домашние животные). Многие слова из пассивного словаря переходят в активный.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем владения словарём является умение подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Предлагая такие задания , нетрудно убедится, что их словарь всё ещё недостаточно богат. В рассказах детей наблюдается неправильное использование значения слов.
Седьмой год жизни
В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается со сверстниками и взрослыми, может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он точно подбирает слова, связывая факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов ( автомашина легковая и грузовая, одежда летняя и зимняя). Ребёнок чаще начинает употреблять отвлечённые понятия, сложные слова ( длинноногий жираф), пользуется эпитетами.
У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух), понимают и используют слова с переносным значением, способны быстро подбирать синонимы.
Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование словаря у детей дошкольного возраста
материал для М.О. и педагогических советов...
Основные направления коррекционной работы по использованию дидактических игр для формирования словаря у детей с ОНР.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка....
Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»
Консультация для воспитателей по применению игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...
РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
краткий экскурс в теорию памяти. формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...
"Системные паутинки" - формирование словаря у детей с ОНР
Формирование словаря у дошкольников с ОНР является одной из главных задач воспитателя логопедической группы, так как в основе правильного формирования речи лежит её главная единица - слово. Развитие л...
"Системные паутинки" - формирование словаря у детей с ОНР (продолжение)
Формирование словаря у дошкольников с ОНР является одной из главных задач воспитателя логопедической группы, так как в основе правильного формирования речи лежит её главная единица - слово...
Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”
Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...