Обогащение и активизация словаря с помощью логических игр и упражнений
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

В статье даны упражнения для детей пяти и шести лет, которые помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний. Логические упражнения развивают у детей умение рассуждать, умение проводить такие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_logicheskim_igram.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение и активизация словаря с помощью логических игр и упражнений.

В последние годы в речевые группы детских садов попадают, в основном, дети с общим недоразвитием речи, цель работы с которыми заключается в формировании лексико-грамматических средств языка, звукопроизношения и фонематических процессов, развития связной речи и   подготовке детей к овладению грамотой.

Однако, хотя логопедическая работа в детских садах направлена на комплексное развитие всех сторон речи, отмечается, что у некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, к школьному возрасту словарный запас оказывается недостаточным как в количественном, так и в качественном плане. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений, называния частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточнённость действий. Все эти особенности словарного запаса, в свою очередь, отражаются в связной речи.

В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанным с речевой деятельностью, в частности словесно-логическому мышлению, которое развивается с помощью логических упражнений. В то же время интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Используя на занятиях логические упражнения, в ходе которых ребёнок учится подбирать точные лексические средства, происходит обогащение и активизация словаря. В сознании ребёнка формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Организация лексической системности связана с развитием логических операций классификации, которые интенсивно формируются в старшем дошкольном возрасте.

    Логические упражнения, которые используются на логопедических занятиях, развивают у детей умение рассуждать, умение проводить такие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство. Логические упражнения помогают существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний. Эти упражнения хороши так же и тем, что их можно использовать и на заключительном этапе автоматизации правильного произношения. Упражнения подбираются такие, которые органично вплетаются в работу над словарной темой, связанной с календарными датами, сезонными изменениями и предметным окружением. Причём из упражнений выбираются именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребёнка. Многие упражнения выполняются с привлечением наглядного материала. Однако не все задания могут быть выполнены на основе наглядности. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребёнок не «привязан» к конкретному объекту.

Логические упражнения для обогащения и активизации словаря у детей 5 – 6 лет.

  1. Цель: выполнить смысловое соотнесение. Рассмотреть картинки, подумать и ответить  кто или что должно быть в пустых клеточках.

Например: у кошки – котёнок, у собаки – щенок

- У курицы – цыплёнок, у утки - …

- На руку – перчатку, на ногу - …

- Рыба – вода, птица - …

  1. Цель: выполнить смысловое соотнесение. Рассмотреть группу предметов по картинкам, найти предметы, образующие пару и соединить их линией. Вслух объяснить свой выбор.

- Зонт, ключ, туча с дождём, стул.

- Барабан, ваза, комар, барабанные палочки.

- Шапка, дерево, шарф, лампа.

- Гвозди, книга, молоток, мяч.

3. Цель: выполнить ограничение. По предложенным картинкам   выполнить следующие   задания:

- Найти и назвать только круглые предметы. Примеры картинок: мяч, пенал, шар, кисть, бабочка, ручка, арбуз.

- Найти и назвать только детёнышей. Примеры картинок: кошка, собака, щенок, курица, котёнок, лошадь, утка, жеребёнок, цыплёнок, утёнок.

- Найти и назвать только квадратные предметы. Примеры картинок: часы, книга, календарь, сумка, флаг, платок.

- Найти и назвать по картинкам сначала животных, затем птиц и насекомых. Примеры картинок: собака, жук, коза, голубь, комар, воробей, овца, сорока, кузнечик.

4. Цель: выполнить классификацию предметов, изображённых на картинках, по темам:

- Овощи и фрукты.

- Домашние и дикие животные.

- Посуда и мебель.

- Одежда и обувь.

- Птицы и насекомые.

5. Цель: выполнить классификацию. Прослушать внимательно слова и назвать «лишнее» слово. Объяснить, почему это слово «лишнее».

- Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.

- Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.

- Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

- Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

- Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

- Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

- Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

- Сыр, будка, мороженое, масло, творог.

6. Цель: выполнить классификацию, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную, прослушав загадку – описание.

- Лохматый, косолапый, бурый.

- Голодный, серый, злой.

- Колючий, маленький, серый.

- Маленькая, быстрая, рыженькая.

- Трусливый, прыткий, белый.

- Хитрая, ловкая, рыжая.

- Крупная, рогатая, добрая.

- Пушистая, ласковая, серая.

- Сторожевая, сильная, верная.

7. Цель: выполнить классификацию, уточнение глагольного словаря. Соединить слово – действие с нужной картинкой.

- Кудахчет …                                           Кукует …

- Крякает …                                            Каркает …

- Мяукает …                                            Кукарекает …

- Блеет …                                                Шипит …  

- Стрекочет …                                      Мычит …

- Чирикает …                                        Квакает …

- Гогочет …                                          Хрюкает …

8. Цель: выполнить сравнение, закрепление названий предметов, их признаков и их частей. Рассмотреть пары картинок и сказать, чем отличаются предметы, изображённые на них. Примеры картинок:

- Чашка и стакан.                              – Стул и кресло.

- Яблоко и груша.                                – Грузовик и легковая машина.

- Помидор и тыква.                           – Самолёт и птица.

- Тарелка и миска.                              – Берёза и дуб.

- Кофта и свитер.                             – Дерево и куст.

9. Цель: выполнить сравнение, введение в активную речь слов – антонимов. Подумать и закончить предложение нужным словом.

- Слон большой, а комар …             - Камень тяжёлый, а пушинка …

- Золушка добрая, а мачеха …        - Зимой погода холодная, а летом …

- Сахар сладкий, а горчица …         - Дерево высокое, а куст …

- Дедушка старый, а внук …          - Суп горячий, а компот …

- Сажа чёрная, а снег …                 - Река широкая, а ручеёк …

- Я живу близко от реки, а мой друг …

- Утром дети приходят в детский сад, а вечером …

10.Цель: выполнить сравнение, введение в активную речь слов – антонимов. Сравнить качества предметов, подбирая слова, противоположные по смыслу.

- ПО ВКУСУ: горчицу и мёд.

- ПО ЦВЕТУ: снег и сажу.

- ПО ВЫСОТЕ: дерево и цветок.

- ПО ТОЛЩИНЕ: канат и нитку.

- ПО ШИРИНЕ: дорогу и тропинку.

- ПО ВОЗРАСТУ: юношу и старика.

- ПО ВЕСУ: гирю и пушинку.

- ПО РАЗМЕРУ: дом и шалаш.

11. Цель: выполнить  обобщение, закрепление в активной речи слов – обобщений, а также слов – названий предметов, относящихся к данным группам. После подбора обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Примерные серии картинок:

- Лошадь, свинья, кот, собака, …

- Самолёт, автобус, машина, пароход,  …

- Помидор, репка, огурец, свёкла,  …

- Сапоги, туфли, тапки, ботинки, …

- Лиса, волк, белка, медведь, …

- Чашка, тарелка, ложка, нож, …

- Кукла, кубики, совок, пирамидка, …

12. Цель: выполнить обобщение, закрепление родовых понятий. Объяснить, что общего у предметов.

- Огурец, помидор, свёкла (овощи).

- Ромашка, тюльпан, василёк (цветы).

- Муравей, жук, паук (насекомые).

13. Цель: выполнить обобщение. Добавить одно обобщающее слово к двум данным словам.

- Дерево, цветы – что делают?        - Сидит, стоит – кто?

- Кошка, собака – что делают?       - Льётся, журчит – что?

- Тарелка, кружка – что делают?   - Шумит, дует – что?

- Дождь, снег – что делают?           - Растёт, зеленеет – что?

- Фрукты, овощи – что делают?    - Круглое, сочное – что?

- Мяч, яблоко – какие?                      - Жёлтый, кислый – что?

- Сахар, мёд – какие?                        - Высокое, зелёное – что?

- Снег, лёд – какие?                           - Вода, молоко – какие?

- Яркое, тёплое – что?

14. Цель: закрепление предметного словаря по теме «Домашние животные». Прослушать внимательно слова и назвать только те из них, которые обозначают домашних животных.

- Лиса, волк, собака, заяц.

- Лошадь, телёнок, лось, медведь.

- Белка, кошка, петух.

- Осёл, косуля, рысь, тигр.

- Сарай, корова, коза, овца.

- Кролик, выдра, щенок, попугай.

15. Цель: Закрепление предметного словаря по теме «Транспорт». Прослушать внимательно слова и назвать только те из них, которые обозначают транспорт.

- Грузовик, метро, самолёт, скамейка.

- Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.

- Поезд, купе, пароход, якорь.

- Трамвай, водитель, троллейбус.

16. Цель: выполнить анализ и синтез, закрепить предметный словарь. Прослушать слова и узнать целый предмет по его частям.

- Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (грузовик).

- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

- Дно, крышка, стенки, ручка (кастрюля).

- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).

- Глаза, нос, лоб, рот, брови, щёки (лицо).

- Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

- Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

- Пол, стены, потолок (комната).

- Подоконник, рама, стекло (окно).

17. Цель: выполнить анализ и синтез, закрепить названия частей, из которых состоят предметы. Собрать разрезную картинку, на которой каждая часть находится на отдельном кусочке. Дети собирают картинку, называя каждую деталь.

18. Цель: выполнить анализ и синтез, закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом. Даётся сюжетная картинка, на которой предметы раскрашены неправильно. Ребёнок должен заметить все ошибки художника и сказать, как надо было раскрасить картинку. Пример описания неправильно раскрашенной картинки: красная лягушка, синее солнце, фиолетовая трава, зелёная речка, жёлтое небо, голубые  листья, розовый заяц под оранжевой ёлкой.

19. Цель: выполнить анализ, синтез и сравнение, закрепить названия предметов и их частей, названия слов – предметов, слов – действий. Рассмотреть пару картинок (предметных или сюжетных) и сказать, чем они отличаются. Необходимо следить за правильным подбором слов.

20. Цель: выполнить сравнение, введение в активную речь слов – антонимов, обозначающих действия. Закончить предложение словом, противоположным по смыслу.

- Медведь осенью засыпает, а весной …

- Берёзка от ветра наклонилась, а затем …

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный …

- Мы в метро сначала спускаемся, а потом …

- Мокрое бельё развешивают, а сухое …

- Вечером солнце заходит, а утром …

- Мальчик рукавичку уронил, а потом …

- Птицы осенью улетают, а весной …

- Осень заканчивается, а зима …

- Весна уходит, а лето …

- Ученик отвечает, а учитель …

- Пчела в улей влетела, а потом …

- Дождь траву намочил, а солнышко …

21. Цель: выполнить сравнение, введение в активную речь слов – антонимов, обозначающих признаки. Закончить предложение нужным словом.

- У крокодила хвост длинный, а у зайца …

- Ёлка высокая, а земляника …

- Куст высокий, а трава …

- Дорога широкая, а тропинка …

- Канат толстый, а верёвка …

- Лекарство горькое , а варенье …

- Огонь горячий, а лёд …

- Стул лёгкий, а диван …

- Черепаха медленная, а заяц …

- Колодец глубокий, а лужа …

- Пальто зимнее, а шорты …

- Стул жёсткий, а диван …

- Чашка полная, а стакан …

- Собака умная, а щенок …

22. Цель: выполнить умозаключения по аналогии. Предлагается разложить картинки по сходству и объяснить, почему они подходят друг другу. На доске выставляется вертикальный ряд картинок:

Овца, дерево, корова, колос.

Пример картинок, которые раздаются детям:

Свитер, шерстяная шапка, варежки, шарф (соотнести с картинкой овца и объяснить).

Стол, деревянные грабли, забор, стул (соотнести с картинкой дерево)

Бутылка молока, масло, сыр, мороженое (соотнести с картинкой корова)

Хлеб, батон, бублик, рогалик (соотнести с картинкой колос).

23. Цель: выполнить умозаключение по аналогии. Подобрать нужное слово – предмет.

- дверь – ключ, консервная банка - …

- бумага – карандаш, доска - …

- рука – перчатка, нога - …

- полено – колун, гвоздь - …

- пчелу – улей, муравей - …

- карась – пруд, акула - …

24. Цель: выполнить отрицание. Накопление и уточнение глагольного словаря. Рассмотреть сюжетную картину, на которой изображены животные, выполняющие нехарактерные для них действия и объяснить, какие ошибки допустил художник.

25. Цель: выполнить отрицание и ограничение. Закрепить названия предметов, их частей, учиться правильно подбирать слова – действия. Предлагается рассмотреть сюжетную картинку и сказать, что художник нарисовал неверно. Формулировка ответа должна быть максимально чёткой и полной. Необходимо следить за правильным подбором слов.

26. Цель: выполнить отрицание. Накопление и уточнение глагольного словаря, дифференциация сходных действий. Детям даются карточки с изображением сходных действий. Ведущий называет действие, дети показывают нужную карточку. По просьбе ведущего составляют с этим словом предложение. Примеры для различения слов – действий:

-шьёт, вышивает, вяжет

- моет, стирает, купается

- бежит, прыгает, скачет

- несёт, везёт, ведёт

- строит, чинит, ремонтирует

- поливает, наливает ,выливает

27. Цель: выполнить сериацию, умозаключение. Закрепление названий животных. Называются слова – действия, которые свойственны какому – либо животному, дети соотносят это слово с нужным названием.

- Сторожит, грызёт, лает …          - Мяукает, лакает, царапается …

- Хрюкает, роет …                            - Ржёт, бегает, скачет …

- Блеет, бодается …                         - Мычит, жуёт, ходит …  

Логические  упражнения для обогащения и активизации словаря у детей 6 – 7 лет.

  1. Цель: выполнить анализ, синтез, сравнение. Рассмотреть картинку с изображением четырёх детей. Указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно объяснить свой выбор. Примеры картинок:

- Три мальчика в зимней одежде, один в летней.

- Три мальчика играют на музыкальных инструментах, один забивает гвоздь.

- Три девочки с игрушками, одна с собакой.

- Три мальчика читают, один играет.

- Три девочки трудятся, одна смотрит телевизор.

2. Цель: выполнить анализ, синтез. Предлагается соединить попарно подходящие друг другу предметы, изображённые на картинках. Подробно объяснить свои действия. Взрослый обращает внимание на точность называния предметов. Примеры картинок:

- морковь, яблоко, апельсин, ветка смородины с ягодами, абрикос, арбуз.

- косточка от абрикоса, корка от арбуза, хвостик от морковки, кожура от апельсина, огрызок от яблока, ветка без ягод.

3. Цель: выполнить смысловое соотнесение. К каждому предмету, изображенному на картинках в верхнем ряду, подобрать подходящий предмет, изображённый на картинках в нижнем ряду. Примеры картинок:

- цветок, ключ, топор, отвёртка, иголка.

-  дрова, шуруп, замок, катушка с нитками, ваза.

4. Цель: выполнить смысловое соотнесение. Соединить попарно предметы, изображённые на картинках. Подробно объяснить свои действия. Точно называть предметы одежды и обуви, а так же их назначение. Примеры картинок:

- комбинезон, домашний халат, шорты, шуба, платье, плащ.

- меховые сапоги, туфли, резиновые сапоги, тапки, сандалии, кроссовки.

5. Цель: выполнить анализ, сравнение. Выбрать (с учётом выделенного признака) из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.

ЦВЕТ:   Цыплёнок, лимон, василёк.                  ВКУС: Конфета, картошка, варенье

              Огурец, морковь, трава.                                     Клубника, вишня, лук.

              Халат врача, помидор, снег                               Торт, селёдка, мороженое.    

                                                                                            Чеснок, огурец, морковь.

ВЕЛИЧИНА: Бегемот, муравей, слон.               ВЕС:   Вата, гиря, штанга.

                        Ванна, миска, тарелка                              Мясорубка, пёрышко, гантель.  

                        Дом, карандаш, ложка.                             Подушка, одеяло, кровать.

                        Море, лужа, аквариум.                             Шкаф, платье, куртка.

ФОРМА:  Телевизор, книга, колесо.                  МАТЕРИАЛ:  Банка, кастрюля, стакан.

                  Яблоко, апельсин, огурец.                                          Альбом, тетрадь, ручка.

                  Косынка, арбуз, палатка.                                            Ложка, вилка, чашка.  

                 Дверь, мяч, одеяло.                                                       Юбка, платье, ремень.

6. Цель: выполнить обобщение. Подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор. Образец: кисель, кефир, сок, чай – напитки.

- клюв, перья, крылья, коготки - …

- салат, каша, борщ, запеканка - …

- серьги, браслет, цепочка, кулон - …

- муравейник, нора, логово, берлога - …

- двойка, тройка, пятёрка, единица - …

- топор, лопата, пила, отвёртка - …

- глина, шерсть, дерево, пластмасса - …

- самолёт, корабль, лодка, мотоцикл - …

- дирижёр, швея, шофёр, воспитатель - …

- утюг, холодильник, пылесос, кофеварка - …

- волейбол, баскетбол, футбол, водное поло - …

- есть, спать, учиться, гулять - …

7. Цель: выполнить умозаключение по аналогии. Найти связь между данными словами и по аналогии подобрать недостающее слово. Образец: белка – дупло, волк – логово.

- Охотник – ружьё, рыболов - …                        Шапка – голова, сапог - …    

- Цветок – бутон, лист - …                                Шерсть – овца, молоко - …                          

- Машина – шоссе, поезд - …                               Кошка – котёнок, курица - …

- Гвоздь – молоток, шуруп - …                           Машина – шофёр, самолёт - …

- Дом – крыша, книга - …                                    Стрелка – часы, колесо - …

- Квадрат – куб, круг - …                                    Коза – капуста, белка - …

- Огонь – пожар, вода - …                                   Лошадь – сено, кошка - …

- Одежда – голый, обувь - …                               Палец – кольцо, ухо - …

- Школа – обучение, больница - …                      Кофта – шерсть, шуба -…  

- Человек – ребёнок, собака - …                          Ваза – стекло, кастрюля - …

- Птица – гнездо, человек - …                              Чай – печенье, суп - …

- Пальто – пуговица, ботинок - …                       День – обед, вечер - …

- Утро – ночь, зима - …                                         Магазин – продавец, больница - …

- Огурец – овощ, ромашка - …                              Рыба – река, птица - …  

- Помидор – огород, яблоко - …                            Инструмент – работа, кукла - …

- Телефон – ухо, телевизор - …                             Самолёт – аэропорт, корабль - …

8. Цель: выполнить обобщение. Предлагается продолжить ряд слов, а затем подобрать обобщающее понятие.

- Стол, стул, диван,…,…,… - это (мебель).

-  Сосна, берёза, липа,…,… - это (деревья).

- Жасмин, шиповник, сирень,…,… - это (кусты).

- Земляника, клюква, малина,…,… - это (ягоды).

- Сыроежка, лисичка, подберёзовик,…,… - это (грибы).

- Сок, кефир, компот,…,… - это (напитки).

- Врач, повар, лётчик,…,… - это (профессии).

- Автобус, электричка, трамвай,…,… - это (транспорт).

- Учебник, карандаш, тетрадь,…,… - это (школьные  принадлежности).

9. Цель: выполнить анализ и синтез. Предлагается соединить попарно картинки с изображением одинакового времени года. Даны восемь картинок. Необходимо доказать свой выбор.

10. Цель: выполнить анализ, синтез, сравнение. Необходимо выделить один предмет, отличающийся от двух других каким – либо признаком. Дать объяснение.

- Корова, лошадь, лев.                                          – Петух, гусь, воробей.

- Ёлка, берёза, сосна.                                            – Море, река, озеро.

- коза, свинья, корова.                                          – Брюки, шорты, юбка.

- Свёкла, морковь, огурец.                                   – Стол, полка, стул.

- Трамвай, электричка, троллейбус.                  – Сковородка, чашка, кастрюля.

- Глаза, нос, брови.                                               – Простыня, пододеяльник, наволочка.

10 Цель: выполнить анализ, синтез, сравнение. Предлагается проанализировать свойства изображённых на картинках предметов, сказать о том общем, что их объединяет.

Примеры картинок и ответов:

- Ёжик, иголка, ёлка, кактус – колючие.

- Мороженое, снеговик, снежинка, сосулька – холодные.

- Самолёт, теннисный мяч, стрела, бабочка – движутся по воздуху.

- Мальчик, гриб, дерево, цыплёнок – они растут.

- Земляника, орехи, морковь, яблоко – съедобны в сыром виде.

- Телевизор, книга, компьютер, радиоприёмник – дают людям знания.

11. Цель: выполнить анализ и сделать умозаключение. Подумать и сказать, во что превратятся следующие предметы:

- Стул без спинки - …                                          - Стол без ножек -  

- Чашка без ручки - …                                         - Окно без стёкол - …

- Кепка без козырька - …                                    - Кофта без рукавов - …

- Снеговик без холода - …                                   - Мороженое без холодильника - …

- Дерево без веток - …                                        - Спички без серы - …

- Книга без страниц - …          

12. Цель: выполнить сравнение. Предлагается из группы предметов, изображённых на картинках, выбрать один, который по какому – либо признаку отличается от остальных. Подробно объяснить свой выбор. Формулировка должна быть максимально чёткой и полной. Примеры картинок:

- Снежинка, мороженое, чашка горячего чая, снеговик, сосулька.

- Кастрюля, хлеб, тарелка, ложка.

- Ложка,  вилка, нож, ножницы, половник.

- Расчёска, зубная щётка, бант, мочалка, тюбик с зубной пастой.

- Велосипед, коньки, санки, лыжи, снегокат.

- Шашлык, сосиска, сыр, колбаса, мясо.

13 Цель: обогащение словаря словами – антонимами. Исправит высказывание.

- Ручеёк шире реки.                                             – Муравейник выше дома.

- Тигр слабее кошки.                                           – Черепаха ползёт быстрее змеи.

- Самолёт движется медленнее машины.       – У зайца ушей больше, чем у медведя.

- Трёхэтажный дом ниже одноэтажного.     – Туча ниже деревьев.-

- Папа моложе сына, но старше дедушки.

14. Цель: выполнить сравнение, обогащение словаря словами – антонимами. Найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Подобрать правильное слово.

- Вата лёгкая, а гиря чёрная.                                – Зебра полосатая, а леопард злой.

- Холодильник белый, а ковёр мягкий.                  – Ваза хрустальная, а стаканчик мягкий.

- У гуся шея длинная, а цыплёнок маленький.

- У зайца длинные уши, а медведь коричневый.

- Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле.

15. Цель: выполнить классификацию. Назвать «лишнее» слово и объяснить, почему это слово «лишнее».

- Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.

- Зима, апрель, весна, осень, лето.

- мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- Море, озеро, река, мост, пруд.

- Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

- Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.

- Илья, Фёдор, Петров, Андрей, Женя.

- Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

- Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

- Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

- Месяц, день, год, небо, час.

- Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

- Минута, секунда, час, вечер, сутки.

- Грустный, печальный, унылый, глубокий.

- Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

- Жёлтый, красный, сильный, зелёный.

- Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.

- Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- Думать, ехать, размышлять, соображать.

- Бросился, слушал, ринулся, помчался.

- Пришёл, явился, смотрел.

- Налил, насорил, вылил.

16. Цель: выполнить классификацию. Прослушать внимательно слова и затем назвать только те, которые обозначают овощи:

- Лук, репа, подорожник, укроп.                           – Чеснок, редис, роза, свёкла.

- Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.          – Помидор, щавель, редька, капуста.

- Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

Прослушать внимательно слова и назвать те, которые обозначают домашних животных:

- Лиса, волк, собака, заяц.                                      – Лошадь, телёнок, лось, медведь.

- Белка, кошка, петух, гусь.                                   – Сарай, корова, коза, овца.

- Кролик, выдра, щенок, попугай.

Прослушать внимательно слова и назвать те, которые обозначают транспорт:

- Грузовик, метро, самолёт, скамейка.                 – Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.

- Поезд, купе, пароход, якорь.                                  – Трамвай, водитель, троллёйбус.

17. Цель: выполнить анализ, сравнение. Подумать и сказать, что общего у предметов:

- Мяч, солнце, шар.                                                   – Тарелка, ваза, чашка.

- Лист, трава, крокодил.

18. Цель: выполнить отрицание. Послушать слова и выбрать из трёх слов только два с противоположным значением.

-Друг, печаль, враг.                                       – Высокий, большой, низкий.

- Ночь, сутки, день.                                      – Длинный, большой, короткий.

- Большой, низкий, маленький.                     – Поднимать, опускать, брать.

- Белый, длинный, чёрный.                           – Тяжёлый, длинный, лёгкий.

- Покупать, продавать, брать.                 – Говорить, идти, молчать.

- Хороши, светлый, плохой.

19. Цель: выполнить отрицание. Послушать слова и выбрать из трёх или четырёх слов одно, противоположное по смыслу. Можно использовать картинки.

- Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).

- Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).  

- Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

- Микрофон (утюг, наушники, гитара, телефон).

- Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

- Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

- Душ (мыло, мочалка, полотенце, ведро с водой).

20. Цель: выполнить сравнение, обогащение словаря словами – антонимами.

- Лев смелый, а заяц …

- Молоко жидкое, а сметана …

- Работать трудно, а отдыхать …

- Днём светло, а ночью …

- Сегодня мне весело, а вчера было …

- Заяц скачет быстро, а черепаха ползёт …

- Продавец продаёт, а покупатель …

- Друзья часто ссорятся, но легко …

- Легко заболеть, но трудно …

- Воспитатель спрашивает, а дети …

- Сначала гостей встречают, а потом …

- Вечером ложатся в кровать, а утром …

21. Цель: выполнить суждение и умозаключение. Предлагается подобрать как можно больше слов при ответе на вопросы.

- Чем можно забить гвоздь, если нет молотка?- Камнем, кирпичом, тяжёлой железкой.

- В чём можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?- В шапке, в рубашке, в ладонях, в листочке.

- Чем можно рисовать, если кисточек, карандашей, красок нет?- Мелом, палочкой, пальцем.

22. Цель: выполнить умозаключение по аналогии. Выбрать и назвать рисунок, который поможет закончить предложение.

- Чайник нужен для …(чая).                     – Молочник нужен для …(молока).

- Кофейник нужен для …(кофе).              – Салатник нужен для …(салата).

- Конюшня нужна для …(коней).             – Мыльница нужна для …(мыла).

- Коровник нужен для (коров).                 – Курятник нужен для …(кур).

- Обезьянник нужен для …(обезьян).       – Скворечник нужен для …(скворцов).

- Свинарник нужен для …(свиней).

23. Цель: выполнить сериацию, умозаключение. Предлагается подобрать нужную картинку к словам – действиям.

- Прыгает, грызёт, прячется.                                 – Бодается, жуёт, блеет.

- Шипит, извивается, ползает.                               – Крадётся, царапается, урчит.

- Бодается, мычит, пасётся.                                   – Ползает, плетёт, ловит.

24. Цель: выполнить отрицание. Выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор.

- Мяукать, мычать, хрюкать, летать.

- Говорить, болтать, шептать, слушать.

- Летать, плавать, ползать, смотреть.

- Подметать, стирать, мыть, отдыхать.

- Есть, глотать, жевать, готовить.

- Читать, считать, писать, плакать.

- Драться, ругаться, дружить.

- Поливать, стучать, полоть.

25. Цель: выполнить обобщение. Подобрать общее слово признак для двух, на первый взгляд, непохожих предметов.

- Черепаха и улитка какие?  Медленные.

- Стол и шкаф какие?   Деревянные.

- Река и василёк какие?   Голубые.

- Баклажан и колокольчик какие?   Сереневые.

- Замок и дверь?                                                              - Вода и молоко?

-  Молоко и сахар?                                                          - Арбуз и клубок?

- Лимон и клюква?                                                          - Камень и орех?

- Лимон и банан?

26. Цель: выполнить анализ. Выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор.

- Шёлковый, чистый, шерстяной, ситцевый.

- Зелёный, красный, синий, берёзовый.

- Ягодный, берёзовый, еловый, дубовый.

- Квадратный, пёстрый, овальный, треугольный.

- Храбрый, смелый, заботливый, отважный.

- Весёлый, грустный, радостный, счастливый.

- Деревянный, пластмассовый, розовый, железный.

- Кислый, бежевый, сладкий, солёный.

27. Цель: выполнить отрицание, ограничение. Рассмотреть картинку и сказать, что художник нарисовал неверно. Формулировка должна быть максимально полной и чёткой. Задание выполняется с использованием набора сюжетных картинок.

28. Цель: выполнить анализ, синтез, сравнение. Рассмотреть пару картинок (сюжетных или предметных) и сказать, чем они отличаются. Следить при этом за правильным называнием предметов и их частей, слов – признаков, слов – действий.

29. Цель: выполнить умозаключение. Закончить предложение одним из слов, данных в скобках. Повторить получившуюся фразу целиком.

- Маша уколола спицей палец, т.к. не умела (стирать, вязать, шить).

- Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).

- Машина не могла двигаться дальше, так как у неё сломался (подфарник, багаж, руль).

- Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).

- Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

- Катя отдёрнула руку потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую)  ручку сковородки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обогащение и активизация словаря детей 2-3 лет"

Краткое изложение  квалификационной программы по логопедии....

"Обогащение и активизация словаря детей"

Общая характеристика в отклонении развития речи детей....

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...

Обогащение и активизация словаря детей

Из этого материала вы узнаете, как обогатить словарь детей с помощью наблюдений и опытов....

Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...