Обогащение и активизация словаря с помощью логических игр и упражнений
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
В статье даны упражнения для детей пяти и шести лет, которые помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний. Логические упражнения развивают у детей умение рассуждать, умение проводить такие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_logicheskim_igram.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение и активизация словаря с помощью логических игр и упражнений.
В последние годы в речевые группы детских садов попадают, в основном, дети с общим недоразвитием речи, цель работы с которыми заключается в формировании лексико-грамматических средств языка, звукопроизношения и фонематических процессов, развития связной речи и подготовке детей к овладению грамотой.
Однако, хотя логопедическая работа в детских садах направлена на комплексное развитие всех сторон речи, отмечается, что у некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, к школьному возрасту словарный запас оказывается недостаточным как в количественном, так и в качественном плане. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений, называния частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточнённость действий. Все эти особенности словарного запаса, в свою очередь, отражаются в связной речи.
В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанным с речевой деятельностью, в частности словесно-логическому мышлению, которое развивается с помощью логических упражнений. В то же время интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Используя на занятиях логические упражнения, в ходе которых ребёнок учится подбирать точные лексические средства, происходит обогащение и активизация словаря. В сознании ребёнка формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Организация лексической системности связана с развитием логических операций классификации, которые интенсивно формируются в старшем дошкольном возрасте.
Логические упражнения, которые используются на логопедических занятиях, развивают у детей умение рассуждать, умение проводить такие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство. Логические упражнения помогают существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний. Эти упражнения хороши так же и тем, что их можно использовать и на заключительном этапе автоматизации правильного произношения. Упражнения подбираются такие, которые органично вплетаются в работу над словарной темой, связанной с календарными датами, сезонными изменениями и предметным окружением. Причём из упражнений выбираются именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребёнка. Многие упражнения выполняются с привлечением наглядного материала. Однако не все задания могут быть выполнены на основе наглядности. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребёнок не «привязан» к конкретному объекту.
Логические упражнения для обогащения и активизации словаря у детей 5 – 6 лет.
- Цель: выполнить смысловое соотнесение. Рассмотреть картинки, подумать и ответить кто или что должно быть в пустых клеточках.
Например: у кошки – котёнок, у собаки – щенок
- У курицы – цыплёнок, у утки - …
- На руку – перчатку, на ногу - …
- Рыба – вода, птица - …
- Цель: выполнить смысловое соотнесение. Рассмотреть группу предметов по картинкам, найти предметы, образующие пару и соединить их линией. Вслух объяснить свой выбор.
- Зонт, ключ, туча с дождём, стул.
- Барабан, ваза, комар, барабанные палочки.
- Шапка, дерево, шарф, лампа.
- Гвозди, книга, молоток, мяч.
3. Цель: выполнить ограничение. По предложенным картинкам выполнить следующие задания:
- Найти и назвать только круглые предметы. Примеры картинок: мяч, пенал, шар, кисть, бабочка, ручка, арбуз.
- Найти и назвать только детёнышей. Примеры картинок: кошка, собака, щенок, курица, котёнок, лошадь, утка, жеребёнок, цыплёнок, утёнок.
- Найти и назвать только квадратные предметы. Примеры картинок: часы, книга, календарь, сумка, флаг, платок.
- Найти и назвать по картинкам сначала животных, затем птиц и насекомых. Примеры картинок: собака, жук, коза, голубь, комар, воробей, овца, сорока, кузнечик.
4. Цель: выполнить классификацию предметов, изображённых на картинках, по темам:
- Овощи и фрукты.
- Домашние и дикие животные.
- Посуда и мебель.
- Одежда и обувь.
- Птицы и насекомые.
5. Цель: выполнить классификацию. Прослушать внимательно слова и назвать «лишнее» слово. Объяснить, почему это слово «лишнее».
- Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.
- Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.
- Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
- Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
- Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
- Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
- Молоток, топор, ложка, пила, клещи.
- Сыр, будка, мороженое, масло, творог.
6. Цель: выполнить классификацию, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную, прослушав загадку – описание.
- Лохматый, косолапый, бурый.
- Голодный, серый, злой.
- Колючий, маленький, серый.
- Маленькая, быстрая, рыженькая.
- Трусливый, прыткий, белый.
- Хитрая, ловкая, рыжая.
- Крупная, рогатая, добрая.
- Пушистая, ласковая, серая.
- Сторожевая, сильная, верная.
7. Цель: выполнить классификацию, уточнение глагольного словаря. Соединить слово – действие с нужной картинкой.
- Кудахчет … Кукует …
- Крякает … Каркает …
- Мяукает … Кукарекает …
- Блеет … Шипит …
- Стрекочет … Мычит …
- Чирикает … Квакает …
- Гогочет … Хрюкает …
8. Цель: выполнить сравнение, закрепление названий предметов, их признаков и их частей. Рассмотреть пары картинок и сказать, чем отличаются предметы, изображённые на них. Примеры картинок:
- Чашка и стакан. – Стул и кресло.
- Яблоко и груша. – Грузовик и легковая машина.
- Помидор и тыква. – Самолёт и птица.
- Тарелка и миска. – Берёза и дуб.
- Кофта и свитер. – Дерево и куст.
9. Цель: выполнить сравнение, введение в активную речь слов – антонимов. Подумать и закончить предложение нужным словом.
- Слон большой, а комар … - Камень тяжёлый, а пушинка …
- Золушка добрая, а мачеха … - Зимой погода холодная, а летом …
- Сахар сладкий, а горчица … - Дерево высокое, а куст …
- Дедушка старый, а внук … - Суп горячий, а компот …
- Сажа чёрная, а снег … - Река широкая, а ручеёк …
- Я живу близко от реки, а мой друг …
- Утром дети приходят в детский сад, а вечером …
10.Цель: выполнить сравнение, введение в активную речь слов – антонимов. Сравнить качества предметов, подбирая слова, противоположные по смыслу.
- ПО ВКУСУ: горчицу и мёд.
- ПО ЦВЕТУ: снег и сажу.
- ПО ВЫСОТЕ: дерево и цветок.
- ПО ТОЛЩИНЕ: канат и нитку.
- ПО ШИРИНЕ: дорогу и тропинку.
- ПО ВОЗРАСТУ: юношу и старика.
- ПО ВЕСУ: гирю и пушинку.
- ПО РАЗМЕРУ: дом и шалаш.
11. Цель: выполнить обобщение, закрепление в активной речи слов – обобщений, а также слов – названий предметов, относящихся к данным группам. После подбора обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Примерные серии картинок:
- Лошадь, свинья, кот, собака, …
- Самолёт, автобус, машина, пароход, …
- Помидор, репка, огурец, свёкла, …
- Сапоги, туфли, тапки, ботинки, …
- Лиса, волк, белка, медведь, …
- Чашка, тарелка, ложка, нож, …
- Кукла, кубики, совок, пирамидка, …
12. Цель: выполнить обобщение, закрепление родовых понятий. Объяснить, что общего у предметов.
- Огурец, помидор, свёкла (овощи).
- Ромашка, тюльпан, василёк (цветы).
- Муравей, жук, паук (насекомые).
13. Цель: выполнить обобщение. Добавить одно обобщающее слово к двум данным словам.
- Дерево, цветы – что делают? - Сидит, стоит – кто?
- Кошка, собака – что делают? - Льётся, журчит – что?
- Тарелка, кружка – что делают? - Шумит, дует – что?
- Дождь, снег – что делают? - Растёт, зеленеет – что?
- Фрукты, овощи – что делают? - Круглое, сочное – что?
- Мяч, яблоко – какие? - Жёлтый, кислый – что?
- Сахар, мёд – какие? - Высокое, зелёное – что?
- Снег, лёд – какие? - Вода, молоко – какие?
- Яркое, тёплое – что?
14. Цель: закрепление предметного словаря по теме «Домашние животные». Прослушать внимательно слова и назвать только те из них, которые обозначают домашних животных.
- Лиса, волк, собака, заяц.
- Лошадь, телёнок, лось, медведь.
- Белка, кошка, петух.
- Осёл, косуля, рысь, тигр.
- Сарай, корова, коза, овца.
- Кролик, выдра, щенок, попугай.
15. Цель: Закрепление предметного словаря по теме «Транспорт». Прослушать внимательно слова и назвать только те из них, которые обозначают транспорт.
- Грузовик, метро, самолёт, скамейка.
- Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.
- Поезд, купе, пароход, якорь.
- Трамвай, водитель, троллейбус.
16. Цель: выполнить анализ и синтез, закрепить предметный словарь. Прослушать слова и узнать целый предмет по его частям.
- Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- Дно, крышка, стенки, ручка (кастрюля).
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).
- Глаза, нос, лоб, рот, брови, щёки (лицо).
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
- Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
- Пол, стены, потолок (комната).
- Подоконник, рама, стекло (окно).
17. Цель: выполнить анализ и синтез, закрепить названия частей, из которых состоят предметы. Собрать разрезную картинку, на которой каждая часть находится на отдельном кусочке. Дети собирают картинку, называя каждую деталь.
18. Цель: выполнить анализ и синтез, закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом. Даётся сюжетная картинка, на которой предметы раскрашены неправильно. Ребёнок должен заметить все ошибки художника и сказать, как надо было раскрасить картинку. Пример описания неправильно раскрашенной картинки: красная лягушка, синее солнце, фиолетовая трава, зелёная речка, жёлтое небо, голубые листья, розовый заяц под оранжевой ёлкой.
19. Цель: выполнить анализ, синтез и сравнение, закрепить названия предметов и их частей, названия слов – предметов, слов – действий. Рассмотреть пару картинок (предметных или сюжетных) и сказать, чем они отличаются. Необходимо следить за правильным подбором слов.
20. Цель: выполнить сравнение, введение в активную речь слов – антонимов, обозначающих действия. Закончить предложение словом, противоположным по смыслу.
- Медведь осенью засыпает, а весной …
- Берёзка от ветра наклонилась, а затем …
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный …
- Мы в метро сначала спускаемся, а потом …
- Мокрое бельё развешивают, а сухое …
- Вечером солнце заходит, а утром …
- Мальчик рукавичку уронил, а потом …
- Птицы осенью улетают, а весной …
- Осень заканчивается, а зима …
- Весна уходит, а лето …
- Ученик отвечает, а учитель …
- Пчела в улей влетела, а потом …
- Дождь траву намочил, а солнышко …
21. Цель: выполнить сравнение, введение в активную речь слов – антонимов, обозначающих признаки. Закончить предложение нужным словом.
- У крокодила хвост длинный, а у зайца …
- Ёлка высокая, а земляника …
- Куст высокий, а трава …
- Дорога широкая, а тропинка …
- Канат толстый, а верёвка …
- Лекарство горькое , а варенье …
- Огонь горячий, а лёд …
- Стул лёгкий, а диван …
- Черепаха медленная, а заяц …
- Колодец глубокий, а лужа …
- Пальто зимнее, а шорты …
- Стул жёсткий, а диван …
- Чашка полная, а стакан …
- Собака умная, а щенок …
22. Цель: выполнить умозаключения по аналогии. Предлагается разложить картинки по сходству и объяснить, почему они подходят друг другу. На доске выставляется вертикальный ряд картинок:
Овца, дерево, корова, колос.
Пример картинок, которые раздаются детям:
Свитер, шерстяная шапка, варежки, шарф (соотнести с картинкой овца и объяснить).
Стол, деревянные грабли, забор, стул (соотнести с картинкой дерево)
Бутылка молока, масло, сыр, мороженое (соотнести с картинкой корова)
Хлеб, батон, бублик, рогалик (соотнести с картинкой колос).
23. Цель: выполнить умозаключение по аналогии. Подобрать нужное слово – предмет.
- дверь – ключ, консервная банка - …
- бумага – карандаш, доска - …
- рука – перчатка, нога - …
- полено – колун, гвоздь - …
- пчелу – улей, муравей - …
- карась – пруд, акула - …
24. Цель: выполнить отрицание. Накопление и уточнение глагольного словаря. Рассмотреть сюжетную картину, на которой изображены животные, выполняющие нехарактерные для них действия и объяснить, какие ошибки допустил художник.
25. Цель: выполнить отрицание и ограничение. Закрепить названия предметов, их частей, учиться правильно подбирать слова – действия. Предлагается рассмотреть сюжетную картинку и сказать, что художник нарисовал неверно. Формулировка ответа должна быть максимально чёткой и полной. Необходимо следить за правильным подбором слов.
26. Цель: выполнить отрицание. Накопление и уточнение глагольного словаря, дифференциация сходных действий. Детям даются карточки с изображением сходных действий. Ведущий называет действие, дети показывают нужную карточку. По просьбе ведущего составляют с этим словом предложение. Примеры для различения слов – действий:
-шьёт, вышивает, вяжет
- моет, стирает, купается
- бежит, прыгает, скачет
- несёт, везёт, ведёт
- строит, чинит, ремонтирует
- поливает, наливает ,выливает
27. Цель: выполнить сериацию, умозаключение. Закрепление названий животных. Называются слова – действия, которые свойственны какому – либо животному, дети соотносят это слово с нужным названием.
- Сторожит, грызёт, лает … - Мяукает, лакает, царапается …
- Хрюкает, роет … - Ржёт, бегает, скачет …
- Блеет, бодается … - Мычит, жуёт, ходит …
Логические упражнения для обогащения и активизации словаря у детей 6 – 7 лет.
- Цель: выполнить анализ, синтез, сравнение. Рассмотреть картинку с изображением четырёх детей. Указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно объяснить свой выбор. Примеры картинок:
- Три мальчика в зимней одежде, один в летней.
- Три мальчика играют на музыкальных инструментах, один забивает гвоздь.
- Три девочки с игрушками, одна с собакой.
- Три мальчика читают, один играет.
- Три девочки трудятся, одна смотрит телевизор.
2. Цель: выполнить анализ, синтез. Предлагается соединить попарно подходящие друг другу предметы, изображённые на картинках. Подробно объяснить свои действия. Взрослый обращает внимание на точность называния предметов. Примеры картинок:
- морковь, яблоко, апельсин, ветка смородины с ягодами, абрикос, арбуз.
- косточка от абрикоса, корка от арбуза, хвостик от морковки, кожура от апельсина, огрызок от яблока, ветка без ягод.
3. Цель: выполнить смысловое соотнесение. К каждому предмету, изображенному на картинках в верхнем ряду, подобрать подходящий предмет, изображённый на картинках в нижнем ряду. Примеры картинок:
- цветок, ключ, топор, отвёртка, иголка.
- дрова, шуруп, замок, катушка с нитками, ваза.
4. Цель: выполнить смысловое соотнесение. Соединить попарно предметы, изображённые на картинках. Подробно объяснить свои действия. Точно называть предметы одежды и обуви, а так же их назначение. Примеры картинок:
- комбинезон, домашний халат, шорты, шуба, платье, плащ.
- меховые сапоги, туфли, резиновые сапоги, тапки, сандалии, кроссовки.
5. Цель: выполнить анализ, сравнение. Выбрать (с учётом выделенного признака) из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.
ЦВЕТ: Цыплёнок, лимон, василёк. ВКУС: Конфета, картошка, варенье
Огурец, морковь, трава. Клубника, вишня, лук.
Халат врача, помидор, снег Торт, селёдка, мороженое.
Чеснок, огурец, морковь.
ВЕЛИЧИНА: Бегемот, муравей, слон. ВЕС: Вата, гиря, штанга.
Ванна, миска, тарелка Мясорубка, пёрышко, гантель.
Дом, карандаш, ложка. Подушка, одеяло, кровать.
Море, лужа, аквариум. Шкаф, платье, куртка.
ФОРМА: Телевизор, книга, колесо. МАТЕРИАЛ: Банка, кастрюля, стакан.
Яблоко, апельсин, огурец. Альбом, тетрадь, ручка.
Косынка, арбуз, палатка. Ложка, вилка, чашка.
Дверь, мяч, одеяло. Юбка, платье, ремень.
6. Цель: выполнить обобщение. Подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор. Образец: кисель, кефир, сок, чай – напитки.
- клюв, перья, крылья, коготки - …
- салат, каша, борщ, запеканка - …
- серьги, браслет, цепочка, кулон - …
- муравейник, нора, логово, берлога - …
- двойка, тройка, пятёрка, единица - …
- топор, лопата, пила, отвёртка - …
- глина, шерсть, дерево, пластмасса - …
- самолёт, корабль, лодка, мотоцикл - …
- дирижёр, швея, шофёр, воспитатель - …
- утюг, холодильник, пылесос, кофеварка - …
- волейбол, баскетбол, футбол, водное поло - …
- есть, спать, учиться, гулять - …
7. Цель: выполнить умозаключение по аналогии. Найти связь между данными словами и по аналогии подобрать недостающее слово. Образец: белка – дупло, волк – логово.
- Охотник – ружьё, рыболов - … Шапка – голова, сапог - …
- Цветок – бутон, лист - … Шерсть – овца, молоко - …
- Машина – шоссе, поезд - … Кошка – котёнок, курица - …
- Гвоздь – молоток, шуруп - … Машина – шофёр, самолёт - …
- Дом – крыша, книга - … Стрелка – часы, колесо - …
- Квадрат – куб, круг - … Коза – капуста, белка - …
- Огонь – пожар, вода - … Лошадь – сено, кошка - …
- Одежда – голый, обувь - … Палец – кольцо, ухо - …
- Школа – обучение, больница - … Кофта – шерсть, шуба -…
- Человек – ребёнок, собака - … Ваза – стекло, кастрюля - …
- Птица – гнездо, человек - … Чай – печенье, суп - …
- Пальто – пуговица, ботинок - … День – обед, вечер - …
- Утро – ночь, зима - … Магазин – продавец, больница - …
- Огурец – овощ, ромашка - … Рыба – река, птица - …
- Помидор – огород, яблоко - … Инструмент – работа, кукла - …
- Телефон – ухо, телевизор - … Самолёт – аэропорт, корабль - …
8. Цель: выполнить обобщение. Предлагается продолжить ряд слов, а затем подобрать обобщающее понятие.
- Стол, стул, диван,…,…,… - это (мебель).
- Сосна, берёза, липа,…,… - это (деревья).
- Жасмин, шиповник, сирень,…,… - это (кусты).
- Земляника, клюква, малина,…,… - это (ягоды).
- Сыроежка, лисичка, подберёзовик,…,… - это (грибы).
- Сок, кефир, компот,…,… - это (напитки).
- Врач, повар, лётчик,…,… - это (профессии).
- Автобус, электричка, трамвай,…,… - это (транспорт).
- Учебник, карандаш, тетрадь,…,… - это (школьные принадлежности).
9. Цель: выполнить анализ и синтез. Предлагается соединить попарно картинки с изображением одинакового времени года. Даны восемь картинок. Необходимо доказать свой выбор.
10. Цель: выполнить анализ, синтез, сравнение. Необходимо выделить один предмет, отличающийся от двух других каким – либо признаком. Дать объяснение.
- Корова, лошадь, лев. – Петух, гусь, воробей.
- Ёлка, берёза, сосна. – Море, река, озеро.
- коза, свинья, корова. – Брюки, шорты, юбка.
- Свёкла, морковь, огурец. – Стол, полка, стул.
- Трамвай, электричка, троллейбус. – Сковородка, чашка, кастрюля.
- Глаза, нос, брови. – Простыня, пододеяльник, наволочка.
10 Цель: выполнить анализ, синтез, сравнение. Предлагается проанализировать свойства изображённых на картинках предметов, сказать о том общем, что их объединяет.
Примеры картинок и ответов:
- Ёжик, иголка, ёлка, кактус – колючие.
- Мороженое, снеговик, снежинка, сосулька – холодные.
- Самолёт, теннисный мяч, стрела, бабочка – движутся по воздуху.
- Мальчик, гриб, дерево, цыплёнок – они растут.
- Земляника, орехи, морковь, яблоко – съедобны в сыром виде.
- Телевизор, книга, компьютер, радиоприёмник – дают людям знания.
11. Цель: выполнить анализ и сделать умозаключение. Подумать и сказать, во что превратятся следующие предметы:
- Стул без спинки - … - Стол без ножек -
- Чашка без ручки - … - Окно без стёкол - …
- Кепка без козырька - … - Кофта без рукавов - …
- Снеговик без холода - … - Мороженое без холодильника - …
- Дерево без веток - … - Спички без серы - …
- Книга без страниц - …
12. Цель: выполнить сравнение. Предлагается из группы предметов, изображённых на картинках, выбрать один, который по какому – либо признаку отличается от остальных. Подробно объяснить свой выбор. Формулировка должна быть максимально чёткой и полной. Примеры картинок:
- Снежинка, мороженое, чашка горячего чая, снеговик, сосулька.
- Кастрюля, хлеб, тарелка, ложка.
- Ложка, вилка, нож, ножницы, половник.
- Расчёска, зубная щётка, бант, мочалка, тюбик с зубной пастой.
- Велосипед, коньки, санки, лыжи, снегокат.
- Шашлык, сосиска, сыр, колбаса, мясо.
13 Цель: обогащение словаря словами – антонимами. Исправит высказывание.
- Ручеёк шире реки. – Муравейник выше дома.
- Тигр слабее кошки. – Черепаха ползёт быстрее змеи.
- Самолёт движется медленнее машины. – У зайца ушей больше, чем у медведя.
- Трёхэтажный дом ниже одноэтажного. – Туча ниже деревьев.-
- Папа моложе сына, но старше дедушки.
14. Цель: выполнить сравнение, обогащение словаря словами – антонимами. Найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Подобрать правильное слово.
- Вата лёгкая, а гиря чёрная. – Зебра полосатая, а леопард злой.
- Холодильник белый, а ковёр мягкий. – Ваза хрустальная, а стаканчик мягкий.
- У гуся шея длинная, а цыплёнок маленький.
- У зайца длинные уши, а медведь коричневый.
- Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле.
15. Цель: выполнить классификацию. Назвать «лишнее» слово и объяснить, почему это слово «лишнее».
- Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.
- Зима, апрель, весна, осень, лето.
- мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- Море, озеро, река, мост, пруд.
- Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.
- Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.
- Илья, Фёдор, Петров, Андрей, Женя.
- Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
- Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.
- Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.
- Месяц, день, год, небо, час.
- Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.
- Минута, секунда, час, вечер, сутки.
- Грустный, печальный, унылый, глубокий.
- Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
- Жёлтый, красный, сильный, зелёный.
- Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.
- Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- Думать, ехать, размышлять, соображать.
- Бросился, слушал, ринулся, помчался.
- Пришёл, явился, смотрел.
- Налил, насорил, вылил.
16. Цель: выполнить классификацию. Прослушать внимательно слова и затем назвать только те, которые обозначают овощи:
- Лук, репа, подорожник, укроп. – Чеснок, редис, роза, свёкла.
- Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. – Помидор, щавель, редька, капуста.
- Картофель, яблоко, клубника, ромашка.
Прослушать внимательно слова и назвать те, которые обозначают домашних животных:
- Лиса, волк, собака, заяц. – Лошадь, телёнок, лось, медведь.
- Белка, кошка, петух, гусь. – Сарай, корова, коза, овца.
- Кролик, выдра, щенок, попугай.
Прослушать внимательно слова и назвать те, которые обозначают транспорт:
- Грузовик, метро, самолёт, скамейка. – Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.
- Поезд, купе, пароход, якорь. – Трамвай, водитель, троллёйбус.
17. Цель: выполнить анализ, сравнение. Подумать и сказать, что общего у предметов:
- Мяч, солнце, шар. – Тарелка, ваза, чашка.
- Лист, трава, крокодил.
18. Цель: выполнить отрицание. Послушать слова и выбрать из трёх слов только два с противоположным значением.
-Друг, печаль, враг. – Высокий, большой, низкий.
- Ночь, сутки, день. – Длинный, большой, короткий.
- Большой, низкий, маленький. – Поднимать, опускать, брать.
- Белый, длинный, чёрный. – Тяжёлый, длинный, лёгкий.
- Покупать, продавать, брать. – Говорить, идти, молчать.
- Хороши, светлый, плохой.
19. Цель: выполнить отрицание. Послушать слова и выбрать из трёх или четырёх слов одно, противоположное по смыслу. Можно использовать картинки.
- Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).
- Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
- Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).
- Микрофон (утюг, наушники, гитара, телефон).
- Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).
- Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).
- Душ (мыло, мочалка, полотенце, ведро с водой).
20. Цель: выполнить сравнение, обогащение словаря словами – антонимами.
- Лев смелый, а заяц …
- Молоко жидкое, а сметана …
- Работать трудно, а отдыхать …
- Днём светло, а ночью …
- Сегодня мне весело, а вчера было …
- Заяц скачет быстро, а черепаха ползёт …
- Продавец продаёт, а покупатель …
- Друзья часто ссорятся, но легко …
- Легко заболеть, но трудно …
- Воспитатель спрашивает, а дети …
- Сначала гостей встречают, а потом …
- Вечером ложатся в кровать, а утром …
21. Цель: выполнить суждение и умозаключение. Предлагается подобрать как можно больше слов при ответе на вопросы.
- Чем можно забить гвоздь, если нет молотка?- Камнем, кирпичом, тяжёлой железкой.
- В чём можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?- В шапке, в рубашке, в ладонях, в листочке.
- Чем можно рисовать, если кисточек, карандашей, красок нет?- Мелом, палочкой, пальцем.
22. Цель: выполнить умозаключение по аналогии. Выбрать и назвать рисунок, который поможет закончить предложение.
- Чайник нужен для …(чая). – Молочник нужен для …(молока).
- Кофейник нужен для …(кофе). – Салатник нужен для …(салата).
- Конюшня нужна для …(коней). – Мыльница нужна для …(мыла).
- Коровник нужен для (коров). – Курятник нужен для …(кур).
- Обезьянник нужен для …(обезьян). – Скворечник нужен для …(скворцов).
- Свинарник нужен для …(свиней).
23. Цель: выполнить сериацию, умозаключение. Предлагается подобрать нужную картинку к словам – действиям.
- Прыгает, грызёт, прячется. – Бодается, жуёт, блеет.
- Шипит, извивается, ползает. – Крадётся, царапается, урчит.
- Бодается, мычит, пасётся. – Ползает, плетёт, ловит.
24. Цель: выполнить отрицание. Выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Мяукать, мычать, хрюкать, летать.
- Говорить, болтать, шептать, слушать.
- Летать, плавать, ползать, смотреть.
- Подметать, стирать, мыть, отдыхать.
- Есть, глотать, жевать, готовить.
- Читать, считать, писать, плакать.
- Драться, ругаться, дружить.
- Поливать, стучать, полоть.
25. Цель: выполнить обобщение. Подобрать общее слово признак для двух, на первый взгляд, непохожих предметов.
- Черепаха и улитка какие? Медленные.
- Стол и шкаф какие? Деревянные.
- Река и василёк какие? Голубые.
- Баклажан и колокольчик какие? Сереневые.
- Замок и дверь? - Вода и молоко?
- Молоко и сахар? - Арбуз и клубок?
- Лимон и клюква? - Камень и орех?
- Лимон и банан?
26. Цель: выполнить анализ. Выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Шёлковый, чистый, шерстяной, ситцевый.
- Зелёный, красный, синий, берёзовый.
- Ягодный, берёзовый, еловый, дубовый.
- Квадратный, пёстрый, овальный, треугольный.
- Храбрый, смелый, заботливый, отважный.
- Весёлый, грустный, радостный, счастливый.
- Деревянный, пластмассовый, розовый, железный.
- Кислый, бежевый, сладкий, солёный.
27. Цель: выполнить отрицание, ограничение. Рассмотреть картинку и сказать, что художник нарисовал неверно. Формулировка должна быть максимально полной и чёткой. Задание выполняется с использованием набора сюжетных картинок.
28. Цель: выполнить анализ, синтез, сравнение. Рассмотреть пару картинок (сюжетных или предметных) и сказать, чем они отличаются. Следить при этом за правильным называнием предметов и их частей, слов – признаков, слов – действий.
29. Цель: выполнить умозаключение. Закончить предложение одним из слов, данных в скобках. Повторить получившуюся фразу целиком.
- Маша уколола спицей палец, т.к. не умела (стирать, вязать, шить).
- Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).
- Машина не могла двигаться дальше, так как у неё сломался (подфарник, багаж, руль).
- Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
- Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
- Катя отдёрнула руку потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Обогащение и активизация словаря детей 2-3 лет"
Краткое изложение квалификационной программы по логопедии....
"Обогащение и активизация словаря детей"
Общая характеристика в отклонении развития речи детей....
Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром
Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...
Обогащение и активизация словаря детей
Из этого материала вы узнаете, как обогатить словарь детей с помощью наблюдений и опытов....
Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...