Работа логопункта в условиях ФГОС ДО
презентация к уроку по логопедии на тему
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_logopunkta_v_usloviyakh_fgos.docx | 32.31 КБ |
rabota_logopunkta_v_usloviyakh_fgos_do.pptx | 863.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПУНКТА
В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
В переходный период с учетом введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования, коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития категорий детей, имеющих речевые нарушения. Своевременная квалифицированная помощь оказывается учителем-логопедом в нашей дошкольной образовательной организации. Разностороннее развитие воспитанников осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.
(слайд 2)
Основными задачами логопедического пункта являются:
-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
-определение их уровня и характера;
-устранение разнообразных нарушений речи;
-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
-консультативно-методическая помощь для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.
В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:
- организационная;
- диагностическая;
- коррекционная;
- профилактическая;
- научно-методическая;
- взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.
(слайд 3)
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.
(слайд 4)
При проектировании корригирующих занятий, учитываю важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:
- Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.
- Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
- Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
- Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д.
- Мотивы обучения, связаны в первую очередь с интересом детей к видам деятельности.
- Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.
- Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
- Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
(слайд 5)
Структура логопедического занятия.
- Организационный момент.
Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребёнка.
3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:
– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности.
– развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, геометрических фигур, прищепок, кубиков и т. д.
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.
5. Развитие артикуляционной моторики.
Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.
6. Развитие дыхания и голоса.
Во время упражнений, выполняемых для развития дыхания, педагог не показывает, как выполнять упражнение, а выполняет упражнения вместе с детьми, так как в образовательном процессе педагог и воспитанники – партнёры.
7. Объявление темы.
Тему объявляет не педагог, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового. Любое предположение детей заслуживает внимания, и ни одна неправильная, на наш взгляд, гипотеза не должна быть резко опровержена, тем самым унижая ребёнка, убеждая его в собственной неполноценности. Необходимо помочь воспитаннику изменить свою точку зрения, путём собственных логических умозаключений, выводов.
8. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа.
9. Итог занятия.
Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.
10. Оценка работы детей на занятии.
Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
-подгрупповых занятий;
-индивидуальных занятий.
(слайд 6)
Требования к подгрупповым занятиям:
1. Занятие должно быть динамичным.
2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.
3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.
4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.
5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.
Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.
(слайд 7)
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбираю речевой и практический материал, стремлюсь к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого подбираю лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.
Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных, его внешний вид должен соответствовать приятию детей, то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.
Для реализации этих задач проводится следующая работа:
• комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями;
• составление расписания занятий с учетом основного расписания НОД;
• составление календарно-тематическое планирования коррекционной логопедической работы с каждой подгруппой, исходя из специфики речевых недостатков детей.
• Зачисление на занятия и выпуск обучающихся проводится в течение учебного года. В связи с этим, диагностическое направление работы включает обследование речи детей в начале и в конце учебного года, а также в течение учебного года.
2. Деятельностный принцип коррекции.
Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе коррекционной работы изменения. В практической деятельности логопункта сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны методические рекомендации по устранению фонематического недоразвития и лексико-грамматического нарушения, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, иформационно-компьютерные технологии частично используются в этом направлении, в основном, при проведении подгрупповых занятий.
На логопедических занятиях дети в интересной форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа. В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.
3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
В своей работе использую различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления. Все дидактические игры и пособия очень нравятся детям, они с большим интересом ждут новых занятий, т.к. на логопедических занятиях ребёнок получает возможность самореализовываться в учебной деятельности.
4. Комплексность методов педагогического воздействия.
Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с ОНР всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяли такие методы игровой коррекции, как пальчиковая гимнастика, применение различных круп, пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.
5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях
Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопедов и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционной работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основными задачами учителя-логопеда являются: своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников; определение их уровня и характера; устранение разнообразных нарушений речи; профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников; консультативно-методическая помощь для педагогов и специалистов, родителей воспитанников.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Особенности современного дошкольного образования : Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Активность ребенка, не меньше, чем активность взрослого. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование и т.д. Мотивы обучения, связаны в первую очередь с интересом детей к видам деятельности. Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации. Допускается, так называемое, свободное посещение занятий.
Структура логопедического занятия: 1.Организационный момент. 2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 3. Развитие зрительно-пространственной ориентации. 4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. 5. Развитие артикуляционной моторики. 6. Развитие дыхания и голоса. 7. Объявление темы. 8 . Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов. 9 . Итог занятия. 10. Оценка работы детей на занятии.
Требования к подгрупповым занятиям: З анятие должно быть динамичным. Игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Частая смена различных видов деятельности . Развитие у детей коммуникативной направленности. Приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи. Разнообразный дидактический материал. С амое главное – на занятиях дети должны много говорить.
Основная задача индивидуальных занятий - формировании звуковой стороны речи интересным продуктивным речевая активность ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопункта в условиях ФГОС ДО
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможн...
«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»
Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....
Выступление на педагогическом совете " Проблемы развития связной речи , современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС ДО"
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена в настоящее время с речевыми нарушениями у детей...
Проблемы развития связной речи, современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной р...
Безопасность жизнедеятельности - приоритетный аспект работы ДОО в условиях ФГОС ДО
Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья.Формирование безопасного образа жизни являетс...
Особенности организации воспитательной работы ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования
В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося н...
Работа дефектолога в условиях ФГОС
В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного ...