"Учимся грамоте вместе с детьми"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект семинара-практикума для родителей старшей логогруппы "Учимся грамоте вместе с детьми"
Конспект предназначен для учителей-логопедов
1. В старшей логопедической группе занятия по обучению грамоте начинаются с декабря месяца в форме фронтальных занятий (см. программу Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
Каково же содержание и особенности этих занятий? На занятиях дети овладевают понятиями “звук”, “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”. Они узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости – мягкости, звонкости и глухости. Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки, звуковые линейки. Дети учатся определять позицию звука в слове, количество в слове звуков, слогов в слове; обучаются звукобуквенному анализу сначала простых слов типа “СОК”, затем многосложных слов типа “КАПУСТА”. В разрезных азбуках дети выкладывают слоги, слова, преобразуют их, заменяя или переставляя буквы, читают.
К концу второго года обучения дети должны уметь следующее:
- составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного;
- уметь определять количество слогов в слове, ударный слог;
- определять количество слов в предложении и их порядок;
- знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, названия рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы);
- знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).
2. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со схемами звуков, слогов, слов, предложений. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем мы применим эти знания в практических упражнениях. В результате вы вспомните, чему учили вас в школе, и увидите, что в обучении грамоте нет ничего сложного.
Итак… Мы общаемся фразами, то есть предложениями.
Предложения бывают простыми и сложными, односложными и распространенными.
Пример простого предложения: Птица сидит на ветке.
Схема предложения будет такой:
Количество полосок обозначает количество слов в предложении.
Предложение, в свою очередь, состоит из слов. Слово – это единица речи, имеющая смысловое значение. Оно может обозначать предмет, действие, признак предмета и пр.
Слова состоят из слогов. Слог – часть слова, не имеющая смыслового значения. Например, слово “ВЕТКА” обозначает часть дерева, а слоги “ВЕТ” или “КА” сами по себе не имеют смысла. Нужно знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для определения количества слогов в слове можно использовать проверочный прием прохлопывания слогов.
В работе по определению слоговой структуры слов мы используем схемы.
Например, слово “ПТИЦА” имеет такую схему:
Слова нашей речи состоят из звуков. Существует разница понятий “ЗВУК” и “БУКВА”. Здесь родители проговаривают правило вместе с логопедом:
“Звук мы слышим и говорим, А букву мы видим и пишем”.
Проговаривая правило, показываем на уши и рот, на глаза и ладони соответственно словам.
Звуки бывают гласные и согласные . Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Согласные произносятся при помощи органов артикуляции, чаще коротко и быстро. Детям я объясняю, что согласные звуки петь не могут и с этим согласились. Поэтому их называют -согласными. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.
Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения ладони к горлу: если при произнесении звука горло вибрирует, то звук звонкий.
Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.
Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных (не “МЭ” или “РЭ”, а “М и “Р”). Согласные могут быть мягкими или твердыми. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего, маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.
Давайте поиграем в игру «Посели в домики». Перед вами лежит картинка (кот, лошадь, собака, мишка, кит). Скажите, в какой домик вы поселите картинку? «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий». Причем “Ч”, “Щ”, “Й” - всегда мягкие, а “Ж”, “Ш”, “Ц” - всегда твердые.
- С цветовыми схемами мы работаем на звуковых линейках.
Звуковая линейка представляет собой полоску белого цвета, с одной стороны расчерченную на 3 части (обозначают начало, середину или конец слова). Работая с этой стороной, дети определяют позицию звука в составе слова. Нерасчерченная сторона предназначена для выкладывания схем слогов, слов.
круг, облако, шапка, круг, апельсин = кошка
Слово “КОШКА” записывается на доске, производится анализ слова родителями:
- сколько гласных в слове, какие;
- сколько слогов в слове (прохлопывание слова);
- сколько слияний в слове (согласный + гласный звуки), какие;
- сколько согласных звуков, есть ли мягкие согласные;
- какая буква стоит первой, последней, между “О” и “К” и т.д.
Родителям предлагается выложить схему слова на звуковых линейках.
В III периоде обучения работа постепенно усложняется. Дети читают, анализируют и пишут слоги, слова, более сложные по структуре. Кроме того, для чтения и письма добавляется работа с предложениями.
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. На коррекционную работу отводится два года и ведется она систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.
Основная ваша задача — точно выполнять задания в тетради. Обязательно проявляйте интерес к занятиям, помогайте преодолеть трудности. Ваша
заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация для родителей:"Учим стихи вместе с детьми".
Стихи и потешки позволяют развивать память ребёнка,закрепляют в речи новые слова.Заучивая стихи,не огорчайтесь,если ребёнок не запоминает их быстро.Сначала прочитайте ребёнку всё стихотворение.Читайте...
«Творческая мастерская – учимся творить вместе с детьми»
Задачи собрания:1. Познакомить родителей с одним из видов детского творчества – лепка из соленого теста.2. Способствовать развитию творческих способностей у детей, развивать мелкую моторику, фан...
Конспект семинара-практикума для родителей старшей логогруппы "Учимся грамоте вместе с детьми"
Конспект предназначен для учителей-логопедов....
Родительское собрание на тему: "Детский дизайн.Творческая мастерская – учимся творить вместе с детьми»"
1. Познакомить родителей с одни из видов детского творчества - детский дизайн.2. Способствовать развитию творческих способностей у детей, развивать мелкую моторику, фантазию, мышлению.3. Стимулировать...
Учим стихи вместе с детьми
Содержатся стихи о весне для 2 младшей группы , рекомендую родителям выучить стихи вместе с детьми...
"Учим стихи вместе с детьми" (буклет)
Данный буклет содержит рекомендации по заучиванию стихотворных текстов с детьми дошкольного возраста....
Родительское собрание"Творческая мастерская ,учимся творить вместе с детьми"
Мастер -класс с участием родителей " Лепка из солёного теста"...