Конспект НОД "Урок для Рыбки о весне"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: развитие связной монологической речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обобщать представления о весне, типичных весенних явлениях живой и неживой природы;
- обогащать лексику прилагательными, глаголами;
- развивать грамматически правильную речь;
- учить составлению распространенных предложений с опорой на картинки и заданное слово;
- упражнять в составлении описательных рассказов по схеме;
- упражнять составлению рассказа по мнемотаблице;
- развивать диалогическую речь и ее интонационную выразительность.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
- развивать фонетико-фонематическое представление, воображение, фантазию, память, логическое мышление через отгадывание загадок и решение поставленных проблем;
- снятие мышечного напряжения с использованием психомоторной коррекции, коррегирующих упражнений для глаз, упражнений на дыхание.
Воспитательные задачи:
- воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей.
Оборудование:
- фонограммы «Звуки леса», «Звуки моря», картинки с изображением примет весны ( ИКТ); картинки перелетных птиц, разрезные картинки «Дикие животные»; карточки – схемы; игрушки – насекомые для игры «Узнай на ощупь»; емкости для каждого ребенка с песком; цветы – первоцветы; слоговая таблица – схема (буква В)
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются.
Логопед: Ребята, чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.
Настя выучила для вас стихотворение, послушаем ее.
Уставшие метели
Уснули под кустом
Сугробы похудели,
Проталинки кругом.
Резвятся шумно птицы,
Ручей заговорил,
И синие ресницы
Подснежник приоткрыл.
Логопед: Ребята, о чем это стихотворение? (о весне). Правильно, о долгожданной весне. С весной все пробуждается и оживает (живая и неживая природа: звери, насекомые, птицы, водоемы – реки, моря, озера и т.д.). А что происходит в подводном мире, мы с вами сейчас и посмотрим.
Дети подходят к импровизированному морю и наблюдают сценку «Морской царь и золотая рыбка».
Царь: Скажи А, скажи Е, видно рыбка не в себе. Что же делать, как учить, не умеет говорить. Владыка я морей и океанов, Русалок, осьминогов, рыб, кальмаров. Умею всех я удивить. Водою сушу затопить. Устраивать крушения кораблей, пугать и взрослых и детей. А рыбку не могу я научить всего лишь навсего заговорить. Ко мне, Квакуля, поспеши, Как быть? Скорее подскажи.
Квакуля: Эх, видел я в какой –то сказке:
Три раза невод дед кидал.
И чтоб добыть корыто бабке
Золотую рыбку он поймал.
А рыбка та, злата на диво
Ох! Как красиво говорила,
На солнце чешуя блистала
Она желанья исполняла.
Царь: С тем дедом познакомиться я был бы рад,
Неси, Квакуля, мой подзорный аппарат.
Трубу три раза поверну
И дед окажется в плену ( поворачивает, появляется Дед).
Дед: Что за злой, ужасный рок!
Водоросли, осьминог,
Или это сниться мне,
Что оказался я на дне?
Царь: Нет, это все не сон
Ты пленник мой – такой закон!
Дед: надо бежать скорей.
Царь: Стоять! Приказы мои будешь выполнять,
Златую рыбку говорить учи!
Дед: Я не умею!
Царь: Помолчи!
Научишь – отпущу домой!!
Еще корыто дам с собой! ( царь обращается к Золотой рыбке)
Вокруг себя три раза повернись
И в девочку скорее превратись.
Все, оставляю вас вдвоем,
А мы, с Квакулею, пойдем.
Дед: ОХ! Я бедный старый дед!
Ей же нужен логопед!
Где его возьму я, где?
На морском песочном дне.
Что ж, пойдем искать сад…( идут, видят вывеску, дед читает «Для ребяток и ребят», подходят к детям).
Дед: Рыбку царь заколдовал.
С нею к вам меня послал.
Я вас прошу: ее вы на урок возьмите,
И говорить скорее научите.
Логопед: Хорошо.
Зазвенит сейчас звонок и начнется наш урок…
Ну что ж, ребята, давайте попробуем научить рыбку говорить.
Логопед обращается к рыбке:
- Рыбка, мы люди земные и к нам пришла весна. Сегодня мы будем говорить о ней. Весна пробуждает все, может она поможет и тебе, рыбка, заговорить.
Вот у меня цветок, отрываем лепесток.
1.Звук- чтоб все могло вокруг звучать, нам нужно звуки различать.
Игра «Кто такие звуки издает?» ( по картинкам).
- комар звенит з-з-з-з-з
- змея шипит ш-ш-ш-ш
- жук жужжит ж-ж-ж-ж
-кузнечик –ч-ч –ч-ч –ч
- белка – ц- ц- ц-ц –ц- ц
- ежик-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф
- волк –р-р-р-р-р-р-р-р
(дети подражают звукам живых существ)
2.Слог- слышать можем, писать и, конечно же читать (дети читают слоги по слоговой таблице со звуком [в]).
3. Слово- чтоб друг друга понимать, нужно слов нам много знать.
Игра «По цепочке».
( называть слова относящиеся к весне).
4.Предложение – чтобы речью овладеть, предложение нужно составлять уметь ( нужно составить предложение, а помогут нам в этом картинки на экране. Начинать предложение нужно со слов – Весной…).
Логопед: Рыбка узнала, что такое звук, слог, слово, предложение. А теперь я приглашаю вас с Рыбкой в весенний лес. Расскажем рыбке о его обитателях.
- Посмотрите вокруг, как красив весенний лес, ( «Звуки леса»)А кто это нас встречает? (птицы). Какие это птицы? ( перелетные птицы).Назовите их. Кто вспомнит загадки о какой-нибудь перелетной птице?
Логопед: Поиграем с птичками, потренируем свои глазки. Найдем глазками…( глазодвигательная гимнастика).
Логопед: Ребята, посмотрите, кто соседствует с птицами? (насекомые).
Игра «Угадай на ощупь».
( Игра на тактильные ощущения. Дети достают из мешочка насекомых и называют их).
Логопед: Посмотрите, а что вы еще видите? (первоцветы). Что такое первоцветы? Назовите. (дыхательная гимнастика).
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Носом воздух набираем,
Через ротик выпускаем!
Логопед: первоцветы растут на проталинах, посмотрите как песок проглядывает, он необходим цветам для роста.
- Хотите порисовать на песке? Наша рыбка соскучилась, наверное, по месту своего обитания, где песок и вода. ( дети подходят к емкостям с песком).
Логопед: Нарисуйте лучистое солнышко, дерево, на котором распускаются почки. Но вот пошел теплый весенний дождь и ваши рисунки размыло…
Но мы не будем огорчаться, ведь мы все равно любим весну. Давайте двумя указательными пальцами одновременно нарисуем сердечко.
Логопед: А теперь давайте отдохнем на полянке и расскажем Рыбке, за что же мы любим весну. (из личного опыта).
Логопед: Ребята, а о каких обитателях леса мы забыли рассказать Рыбке? ( о животных). Пройдите на свои рабочие места.
Игра «Собери картинку», назови животного и составь описательный рассказ по схеме.
Физминутка: Игра – сценка «Рыбки – рыбешки».
Ход:
Детей поделить на две подгруппы: одна подгруппа – «дети -рыбки», другая – «дети- камешки».( дети садятся на пол, сгибают колени и обхватывают их руками. Звучит музыка «Аквариум» Сен-Санса.). Дети-рыбки внимательно слушают и стараются движениями рук передать ее характер. Когда музыка останавливается, все рыбки ищут себе подружку (пару). Пары становятся напротив друг друга. Дети протягивают своих рыбок друг другу, при этом рыбки соприкасаются носиками и слегка шевелятся, а дети произносят слова:
Рыбки – рыбешки, все хороши,
Папы и мамы, и малыши…
Снова звучит музыка, рыбки продолжают плавать между камешками, музыка затихает. Дети опять находят пару, становятся напротив и говорят:
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде.
Логопед: наступила ночь, рыбки пошли спать на камешки, а пока они спали, произошло чудесное превращение – рыбки превратились в камешки, а камешки в рыбок (дети меняются ролями). А как сладко они спят под звуки прибоя, а какие сны им снятся (релаксация).
Логопед: Ребята, а Рыбка хочет нам что то сказать…( Рыбка благодарит детей и рассказывает свой рассказ о весне по мнемотаблице).
Логопед: Звенит звонок, наш закончился урок!
Рыбка: Я Рыбка Золотая,
Желанья исполняю.
За ваше ученье
Дарю угощенье. (прощаются).
Дед ведет рыбку к морю.
Царь: Вокруг себя три раза повернись и в Рыбку скорее превратись.
- Тысячу лет живу я здесь,
Но не знал, что садик есть,
Где рыбок учат говорить,
Придется Деда отпустить.
Спасибо, Дед тебе, Прощай!
Бабке корыто передай!
Дед: До свидания!!!
Итог:
- Ребята, чем мы сегодня занимались? (учили Рыбку говорить). А как мы учили ее говорить? (ответы детей). А что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
Логопед: Есть у меня к вам одна просьба. Вот вам лучики солнца (воздушные шары желтого цвета), дорисуйте своим лучикам ротик, передайте ему свое настроение, которое осталось после нашего урока: радость или грусть и подарите эти лучики нашим гостям. У кого плохое настроение , пусть станет хорошим!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Золотая рыбка"
Интегрированное занятие: развитие речи + рисование...
Конспект НОД в старшей группе "Весна, весна красная"
Итоговое мероприятие...
КОНСПЕКТ по лепке «Рыбка золотая» (Пластилинография)
КОНСПЕКТпо лепке«Рыбка золотая»(Пластилинография)...
Конспект занятия "Нарисую рыбку"
Конспект занятия по рисованию нетрадиционным способом в средней группе....
Конспект НОД. Аппликация. "Рыбки играют, рыбки сверкают"
Конспект продуктивной деятельности (аппликация) в средней группе....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"
Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"...