Конспект НОД "Игра - путешествие "Животный мир Тывы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД "Игра - путешествие "Животный мир Тывы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
«Животный мир Тывы»
Образовательные:
- расширять знания детей об окружающем мире, уметь использовать их в беседе;
- закрепить и уточнить знания детей о диких животных Тывы;
- познакомить с животными Тывы, занесенными в Красную книгу республики Тыва;
- учить образовывать сложные слова; притяжательные прилагательные; согласовывать числительные с существительными;
- расширять словарь.
Развивающие: развивать память, логическое мышление, воображение, зрительное восприятие.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, природе.
Оборудование: макеты климатических зон, записи (звуки тайги, лесотундры, степи, пустыни), книги-голоса животных, Красная книга республики Тыва, атрибуты к детским играм: шапочки животных и их детенышей, разрезные картинки, две картины с контурами животных, мяч, картинки северного оленя, песца.
Ход занятия
Видеоролик.
Логопед: День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас,
В путешествие большое,
Мы отправимся сейчас.
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Туве. Мы побываем в различных климатических зонах и познакомимся с животными, живущими там, многие из этих животных занесены в Красную книгу. А вы знаете, что такое Красная книга? Красная книга содержит сведения о редких растениях и животных. Они могут навсегда исчезнуть, если люди не будут их охранять.
Охрана природы – обязанность каждого человека!
- Но, сначала…встаньте в круг.
Организационный момент
Психогимнастика «Волшебные превращения»:
- Вокруг повернись и в животное превратись! (логопед описывает животного, дети угадывают и изображают)
1. Хитрая, глазки узенькие, ко всему принюхиваются, осторожно ступает… (лиса)
2. Большой, неуклюжий, косолапый…(медведь)
3. Злой, зубастый, клыкастый…(волк)
4. Ловкая, проворная, прыгает по деревьям, грызет орешки…(белка)
5. Длинноухий трусишка…(заяц)
Логопед: - Молодцы! Пора в дорогу. (звучит запись «Звуки леса»). Подходят к первому макету.
- Это тайга. Посмотрите, какая красота! Горы, лес… А какие интересные животные…
- Смотрите кто это на дереве? Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом.
- Кто это? Правильно, белочка.
- А кто это? У косого нет берлоги, не нужна ему нора!
От врагов спасают ноги, а от холода – кора.
Дети: Заяц!
Логопед: - А вот главные враги зайчишки, посмотрите…
Какой зверь опасный,
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает? (лиса)
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть
На овцу готов напасть. (волк)
- А про каких животных тайги Вы знаете загадки? (дети загадывают загадки и рассматривают животных на стенде)
Логопед: - Молодцы! А посмотрите, в дали у горы притаился снежный барс. Это очень редкое животное, он занесен в Красную книгу и охраняется государством. В Тыве осталось всего 9 снежных барсов. Живут они лишь в труднодоступных горах, где нет людей. Снежный барс хищник, охотится в сумерках на оленей, уларов, иногда нападают на домашних яков. ( в процессе рассказа рассматривают снежного барса – ирбиса).
- А давайте поиграем в игру «Где моя мама?» (дети делятся на две группы и одевают шапочки).
Дети: - Я бельчонок, где моя мама?
- Я белочка, я твоя мама и т.д.
Логопед: А теперь продолжим путешествие…(звучит запись «Звуки реки») И по Енисею попадаем в Тоджу.
Логопед: (показывает картину северного оленя) – Кто это? (подходят ко второму макету)
Дети: Северный олень.
Логопед: Правильно! Это северный олень. На голове у оленя – длинные рога, тело покрыто волосяным покровом и защищает оленя от стужи. К зиме олени жиреют. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детеныша, который в тот же день может бегать. Питаются олени лишайником, мхом, а летом: травами, грибами, ягодами. Оленей разводят оленеводы.
В природе дикий Северный олень встречается на востоке Тывы по хребтам, в небольшом количестве на Сенгилене. Северный олень внесен в Красную книгу и охраняется государством. (во время рассказа рассматриваем Северных оленей).
Следующая картинка песец.
Логопед: Да, ребята, это белый песец. Песец похож на лисицу, но по размеру немного меньше. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос. Это предохраняет их от обморожения при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти открываются в шерсти, это спасает их от переохлаждения. К зиме песцы жиреют, летом питаются полевками (мышами), поедают яйца птенцов и даже взрослых птиц – куропаток. (рассматривают песца)
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, бобры (на стенде). Целая семья. Бобр – очень редкое животное. Единственная сохранившаяся до наших дней популяция тувинских бобров обитает только на реке Азас, в ее нижнем и среднем течении. Живут бобры в норах с входом под водой на глубине 1.5-2 метра. Активны в темное время суток, питаются корой и молодыми побегами ивы, тополя, осины, березы. С наступлением заморозков бобры заготавливают корм на зиму. В конце зимы у бобрихи рождаются детеныши от 1 до 4-х. живут бобры более 10 лет. К врагам бобра относятся волки, росомахи, рыси, медведи, филины, совы и щуки. Бобры тоже внесены в Красную книгу и охраняются государством. (во время беседы рассматривают бобров)
Логопед: - А сейчас я проверю, как вы меня слушали.
Игра «Скажи по-другому». (на образование притяжательных прилагательных). Рога оленя. – Чьи рога? – Оленьи. и т.д.
Д/И «Где спрятались?» Найти северного оленя, песца на рисунке.
Логопед: Как привольно, легко на раздолье полей!
Высоко, высоко слышен клич журавлей…
(звучат звуки степи)
Логопед: - Посмотрите, ребята, широка и привольна тувинская степь…А сколько здесь обитает интересных и очень редких животных. Вот и наш Дзерен спешит к водопою. Это исчезающий вид. В настоящее время заходят в Тыву из Монголии лишь изредка одиночки и небольшие группы этих животных.
- А дальше в камышах притаились Выдры. Выдры населяет рыбные водоемы. Питаются мелкой рыбой, а также лягушками, полевками, птицами и их яйцами. Смотрите, как внимательно она следит за уткой.
- Кого вы еще видите в нашей степи? (дикие лошади, кот манул).
Все эти виды животных занесены в Красную книгу республики Тыва.
(Рассказ описание по схеме Кот Манул).
Логопед дополняет ответы детей: - Типичный обитатель сухих степей. В Тыве обитает в ковыльно-полынных степях, склонах сопок со скалами. Активен ночью. Жилище устраивает в расщелинах скал, норах тарбаганов, а иногда лисиц. Добычей ему служат суслики, пищухи, тарбаганы, зайцы, полевки, хомячки, куропатки. В Тыве их насчитывается более 1,5 тысяч особей, но они по-прежнему нуждаются в защите.
Логопед: - Молодцы! А теперь давайте отдохнем и поиграем…
Д/И «Сосчитай» (с мячом).
Пример: 1 суслик, 2 суслика, 3 суслика, 4 суслика, 5 сусликов, и т.д; 1 выдра, 2 выдры, 5 выдр.
Логопед: - Молодцы! Продолжим путешествие. (запись – звуки пустыни)
- Вот мы в пустыне. Чувствуете, как стало жарко? Какой сухой и горячий воздух! А ведь здесь тоже очень много жителей. В основном это – грызуны. В тувинской пустыне обитают тушканчики, хомяки, мыши-полевки, сурки. Все они хорошо вам знакомы и вы сами их часто видите вдоль дорог, когда едите на машине, например на озеро Дус-Холь. Я же хочу обратить ваше внимание на верблюдов. Их еще называют кораблями пустыни. Верблюды бывают двух видов: одногорбые и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, накопленные жиром. Неделю могут они прожить без еды и питья. Жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.
- А сейчас я проверю ваше внимание.
Д/И «Кто у кого?»
Называется животное мама – папа – детеныш – детеныши. Например: верблюд – верблюдица – верблюжонок – верблюжата.
- Молодцы!
Д/И «Составь слово» (образование сложных прилагательных слов)
У верблюда один горб. Верблюд (какой) одногорбый.
У верблюда два горба. Верблюд (какой) двугорбый.
У верблюда длинные ноги. Верблюд (какой) длинноногий.
У верблюда короткие уши. Верблюд (какой) короткоухий.
- Молодцы!
Итог
Логопед: - мы совершили замечательное путешествие по Тыве. Посетили все климатические зоны республики. Надеюсь, узнали много нового и интересного.
- А в конце нашего общения я хочу предложить вам необычное задание: 1) по голосу вы должны узнать животного, 2) определить в какой зоне он обитает, живет.
(звучит фонограмма голосов животных).
- Это были животные зоны тайги. А еще, какие климатические зоны есть у нас в Туве? (перечисляют).
- Какая это зона? (подходим к макету) Кто здесь обитает? Кто относится к исчезающему виду и занесен в Красную книгу? (также продолжаем опрос по остальным зонам).
Логопед: Большое вам спасибо, вы все очень старались, и я очень рада встрече с вами. Вы замечательные ребята! У меня для вас есть сюрприз! Это снежный барс. Очень красивое животное. В Туве их осталось всего 9 штук. Пусть он будет напоминать вам что, охрана природы – это обязанность каждого человека!
Список литературы:
- Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова. – М.: Искатель, 1989.
- Красная книга Республики Тыва.
- Кузнецова. Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.- М.: ТЦ Сфера,2004.
- Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Просвещение,1981.
- Большая книга загадок.- М.: Лабиринт,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери
«А» деп унге Дурген чугааАалашса аалашсынАнай хураган аалашсынАнай хураган аалааштынАваларын тып эмзин...

"Тыва хевим - чоргааралым!" деп тыва национал хеп корулдези
Уруглар садынга тыва национал хеп корулдезин эртиреринин чорудуу кижизидикчи башкыларга ужур-дузалыг....

Конспект занятия по НРК "Тыва хээлер дузазы-биле чаваганы каастаары"
Конспект занятия по НРК "Тыва хээлер дузазы-биле чаваганы каастаары"...

Программа кружка "Торээн Тывам" разработана на основе программы "Торээн Тывам" автор Л.Х.Ооржак, А.А.Монгуш
Өөредилге адырында школа назыны четпээн уруглар албан черлеринге тыва чугаа сайзырадырының айтырыгларыКандыг-даа язы-сөөк кижиге төрээн дылы чонунуң амыдырал-чуртталгазын, ёзу-чаңчылдарын, аас чогаалы...

Конспект НОД по теме "Тыва оюннар.Салаалаар-биле оюннар"
Тема"Тыва оюннар.Салаалаар-биле оюннар"...

Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери
Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери...