Коррекция нарушений слоговой структуры
статья по логопедии (младшая группа) на тему
Статья опубликована в журнале "Логопед" . В данной методике основное внимание уделяется работе над ритмом речи, как одним из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. В основу подбора слов была использована классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры по возрастающей степени сложности. Одновременно с этим, в данном пособии слова делятся на группы еще и по месту ударения в них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекция нарушений слоговой структуры слов | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений слоговой структуры.
Учитель-логопед ГОУ д/с №437 г. Москвы Жохова О.В.
В настоящее время увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми патологиями (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и т.п.). Одним из основных нарушений в структуре дефекта так называемых «речевых» детей является нарушение слоговой структуры.
Каковы проявления нарушений слоговой структуры? Они заключаются в следующем:
- сокращение или, наоборот, добавление количества слогов («мидор» вместо «помидор», «команата» вместо «комната»);
- изменение в структуре слога (уподобление одного слога другому – «памама» вместо «панама»; сокращение стечений согласных – «пина» вместо «спина»; вставки согласных в слог – «лимонт» вместо «лимон»);
- нарушение последовательности слогов («потоля» вместо «тополя»);
- нарушение ударности или ритма слова.
В данной методике основное внимание уделяется работе над ритмом речи, как одним из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. Что же такое ритм? Существуют два разных вида ритма: музыкальный и речевой ритм, или ритм на уровне слова. Музыкальный ритм – это чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности. Речевой ритм – это обязательно наличие ударения и отсутствие пауз в словах. Несомненно, полезной, особенно для детей-алаликов, является любая работа над ритмом, в том числе над музыкальным. И даже при совершенствовании мелкой и общей моторики (которые практически всегда нарушены у детей с ОНР и алалией) необходимо как можно больше уделять внимания заданиям, ритмизирующим деятельность детей. Это могут быть упражнения со спортивным инвентарем, выполняемые под счет, бег под музыку, пальчиковая гимнастика, включающая определенные движения на ударные слоги и т.п. Этой работой в коррекционных заведениях могут и должны заниматься и воспитатели, и физкультурные, и музыкальные работники.
Эта разработка посвящается работе над ритмом речевым или ритмом на уровне слова. В основе данной методики лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Обратите внимание на то, что при произнесении и при одновременном прохлопывании слов слова произносятся без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости и длительности, хлопки одинаковой силы), а машИна (без пауз, слог шИ произносим более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок). Аналогично: слово молоко, не ма – ла – ко, и уж тем более не мо – ло – ко, а малакО (без пауз, слог кО произносим более длительно и громко; два тихих хлопка, один громкий). Хочется отметить, что прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, также значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.
Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т.п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). И только после того, как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе Вы столкнулись с тем, что ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, берите его ладони в свои руки и прохлопывайте, проговаривая, вместе с ним.
В основу подбора слов была использована классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры по возрастающей степени сложности. Одновременно с этим, в данном пособии слова делятся на группы еще и по месту ударения в них. В каждом типе слоговой структуры слов в первом абзаце (а) идут слова со звуками простыми в произношении, во втором (б) – с более трудными для детей звуками (ЛЬ, Л, С, СЬ, Ш, Ж, Ч, Р, РЬ); сначала – существительные, затем – прилагательные, глаголы и наречия. Слова для разных типов слоговой структуры были мною подобраны и обработаны на материале пособия Курдановской Н.В. и Ванюковой Л.С. «Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания» (М.: ТЦ Сфера, 2007).
Таким образом, получились следующие типы слоговой структуры:
1. 2-х сложные слова с ударением на первом слоге:
а) мама, папа, дядя, вата, нота, мята, хата, муха, дыня, кони, дети, ноги, кофе, ива, ноты, тени, кеды, киви, пума, пена, маки, небо, это, баня, Вова, Дима, Нина, Вика, Гена, Федя, Катя, Петя, Витя, Митя, Дуня, Аня, Маня, Ваня, Таня; тихо, буду
б) Лена, Люда, Люба, поле, лето, люди, липа, лапа, Мила, мыло, бусы, косы, гуси, ваза, зубы, козы, уши, дача, чудо, рыба, руки, гири, репа; пела, мыла
2. 2-х сложные слова с ударением на втором слоге:
а) быки, дубы, коты, киты, вода, кино, духи, уха, еда; могу, хочу, иду, бегу, веду, пока, иди, буди, веди, ходи
б) пила, луна, сова, усы, весы, коса, коза, зима, ножи, жуки, гора, нора, перо, рука, река; колю, пилю, варю, дарю
3. 3-х сложные слова с ударением на первом слоге:
а) ягоды, кубики, домики, веники; тихая, мятая
б) лебеди, филины, пугало, бусины, юноша, жадина, хижина, ножики, радуга, дерево; белая, синяя, серая; бегали, думали, делали
4. 3-х сложные слова с ударением на втором слоге:
а) букеты, кабина, победа, помада, погода, канава, какао, минута, вагоны, бананы, опята, монета, пионы, батоны, диваны, котята, панама, утята, копыта, бумага; худая; одену, будите, копаю, кидаю
б) малина, калина, полено, колено, поляна, билеты, лимоны, телята, Полина, лопата, Володя, Данила, собака, посуда, гусята, медуза, газета, машина, мышата, Наташа, ракета, корова, ворона, карета, орехи; живая, сухая, лепили, одели, пилили, болели, катали, давали, гуляли, гуляю, копали, ходили, поила, ловила, ломала
5. 3-х сложные слова с ударением на третьем слоге:
а) утюги, пауки; помогу, убегу
б) тополя, молоко, голова, полоса, сапоги, колесо, семена, комары, топоры, пироги, борода, фонари; укушу, ухожу, покажи, посади, уберу, далеко, высоко
6. односложные слова из закрытого слога:
а) мак, кит, дуб, мёд, дом, дым, кот, конь, мох, пять, день, пух, май; тут, там, мой, дуй, дай, пей, пой, бей
б) лес, лев, лещ, лёд, лук, мел, сом, сок, нос, суп, сын, семь, гусь, шар, шум, шут, жук, меч, ночь, чай, рак; наш, ваш, лей, пел, пил, дул, дал, мыл, был, сядь, ешь
7. 2-х сложные слова из закрытых слогов с ударением на первом слоге:
а) веник, бубен, ноготь, коготь, кубик, хобот, домик, обувь, девять, котик, воин; новый, едет, ходит, учит, видит, бегать
б) лебедь, улей, лютик, мебель, тополь, голубь, дятел, Павел, ужин, ножик, ёжик, соболь, фокус, фикус, сытый, восемь, десять, носит, косит, Тузик, мячик, рынок, ворон, катер, веер, повар, Фёдор; белый, милый, синий, видел, вешать, кушать, пишет, верить, пАрить
8. 2-х сложные слова из закрытых слогов с ударением на втором слоге:
а) паук, банан, пакет, гамак, вагон, батон, петух, кабан, питон, диван, бутон, утюг, букет, маяк, баян, огонь; худой; поёт, идёт, надеть, одеть, купить, катать, давать
б) лимон, метель, медаль, Олег, ладонь, халат, пенал, овал, кулак, бокал, песок, носок, насос, совок, замок, закат, фазан, газон, мешок, пушок, баран, рыбак, комар, топор, ковёр, Егор, моряк, орех, хорёк, ремень; сухой, босой, лепить, любить, болеть, лететь, ходил, упал, купил, ломать, ловить, висит, сидит, везёт, шагать, шуметь, мешать, бежать, дарить, варить
9. 2-х сложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом; ударение на первом слоге:
а) банка, юбка, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, тыква, тапки, майка, гайка, кофта, яхта, манго, детки
б) лента, капля, лейка, долька, вафли, туфли, Ольга, булка, лампа, лавка, лодка, полка, палка, вилка, ёлка, белка, волки, сайка, сумка, паста, тесто, маска, каска, соска, миска, санки, сетка, песни, зайка, кошка, вышка, пушка, мышка, башня, шайба, шубка, вишня, ушки, ручка, парта, марка, карта, корка, горка, дырка, утро, выдра, пудра, кобра, тигры, редька, речка; мелко, ясно, тесно, нужно
10. 2-х сложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом; ударение на втором слоге:
а) копьё, окно, война, коньки; одни; давно; найду, пойду
б) колье, халва, колпак, метла, мелки, сосна, весна, пески, носки, кусты, мосты, такси, письмо, зонты, замки, дожди, очки, мечта, метро, игра, икра, ведро, хурма, бобры, ковры; тепло, нести, пусти, возьми
11. 2-х сложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом; ударение на первом слоге:
а) птаха, книга, вьюга; много
б) глина, блюдо, плечи, плети, львята, плата, пчелы, клады, смена, стая, скука, ступа, свита, схема, сваха, стуки, стоны, Света, знамя, знаки, звуки, штука, шпага, шхуна, драка, брови, время, грива, пряха, двери, брюки; плохо, глупо, глухо, пнула, стоя, смыто, снято, всюду, ждите, хмуро, круто, прямо, криво
12. 2-х сложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом; ударение на втором слоге:
а) кнуты, твоя
б) плита, блины, плоты, спина, стена, стопа, свеча, стихи, змея, звено, швея, штаны, крупа, тропа, труба, трава, дрова, пруды, плела, плыла, стучи, студи, свети, свои, звони, вчера
13. 2-х сложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом; ударение на первом слоге:
а) бантик, винтик, бинтик, фантик; меткий, медный, модный, умный, мягкий, бедный, ватный, выгнать
б) бублик, мальчик, пальчик, кактус, космос, уксус, кексик, кустик, мостик, зонтик, воздух, зайчик, дождик, жемчуг, чайник, фартук, тортик, коврик; летний, теплый, полный, долгий, кислый, узкий, низкий, сочный, пустит, задний, зимний, зябнуть, шумный, жуткий, каждый, важный, нужный жадный, жидкий, черный, мудрый, первый, рыбный, верный, утром, портить, вырвать
14. 2-х сложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом; ударение на втором слоге:
а) фонтан, медведь, магнит, индюк, ответ, капкан; мигнуть, отдать, отмыть, поднять, отнять
б) павлин, лентяй, альбом, бульдог, дельфин, омлет, футбол, каблук, балкон, поднос, сундук, состав, пастух, костюм, Максим, бензин, кувшин, каштан, манжет, карман, картон, морковь, актер, монтер, кирпич, тетрадь, червяк, овраг, паркет, букварь, январь
15. 2-х сложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом; ударение на первом слоге:
а) гномик; хныкать, квакать, двигать
б) ключик, клоун, клубень, свиток, студень, статус, провод, творог, грохот, братик, прутик, пряник, гребень; длинный, клеить блеет, глупый, плакать, плавать, гладить, стынуть, ставить, свесить, квасить, сбавить, хмурый, грубый, грабить, прыгать, править
16. 2-х сложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом; ударение на втором слоге:
а) втыкать, вдыхать, вбивать, хватать
б) клубок, флакон, платок, плакат, скачок, свисток, стакан, Степан, звонок, шпагат, штатив, внучок, кровать, графин, вратарь, дракон, крючок, грибок, припев; плевать, хвалить, клюет, плетет, плохой, глухой, гнилой, свиной, святой, стучать, стонать, смекать, светить, снимать, скатить студить, стоять, скакать, скатать, свисать, скучать, звенеть, звонить, звучит, с(з)бивать, крутой, хромой, грубить, крутить творить, кривой, прямой, вперед, дремать, кричать, прибить, принять
17. 3-х сложные слова с закрытым слогом; ударение на втором слоге:
а) котенок, утенок, ботинок; богатый, дубовый, пахучий, утиный, добавить, обидит, имеет, бывает, кукует, гогочет, витает, катает, пугает, гадает, икает, мигает, кидает
б) теленок, кусочек, хозяин, мышонок, ежонок, читатель, подарок, рубанок, ребенок, порядок; любимый, ленивый, колючий, великий, болеет, мелеет, лягает, летает, увидел, лакает, высокий, носатый, собачий, кусачий, кусает, кошачий, шагает, бушует, мешает, ежиный, говяжий, намажет, накажет, румяный, работать, корявый, дырявый
18. 3-х сложные слова с закрытым слогом; ударение на третьем слоге:
а) океан, бегемот, водопад, попугай, капитан, ноготок, коготок; водяной, вынимать, выбивать, виноват, удивит, победит
б) телефон, великан, хулиган, ледоход, ледокол, пеликан, холодок, молоток, логопед, котелок, колобок, потолок, кулачок, самокат, ананас, магазин, петушок, утюжок, мужичок, чемодан, пятачок, кабачок, ветерок, вечерок, караван, аромат, пароход, барабан, коробок, городок, воробей, муравей, мухомор; полюбил, молодой, голубой, победил, научил, надавил, посадить, укусить, запивать, загадать, завязать, убежит, поживет, дорогой, вытирать, говорит
19. Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом, ударение на первом слоге:
а) комната, техника, впадина, бантики, Петенька; медная, модная, гибкая, умная, дивная, мутная, водная, бедная, мягкая, ветхая, думайте
б) капелька, валенки, Оленька, Валечка, белочка, молния, яблоко, облако, истина, сумочка, саночки, аисты, комиксы, Сонечка, Санечка, семечко, новости, азбука, здание, козочка, знания, Зиночка, башенка, дедушка, бабушка, кумушка, девушка, душенька, шахматы, камушки, Дашенька, Мишенька, Яшенька, мамочка, удочка, девочка, веточка, пяточка, бабочка, горочка, курочка, Анечка, Ниночка, Вовочка, Ванечка, Димочка, Милочка, Галочка; львиная, беличья, лёгкая, холодно, глупая, ловкая, теплая, мелкая, низ(с)кая, звонкая, задняя, заячья, душная, шумная, кушайте, жидкая, жуткая, важная, нужная, нежная, каждая, мирная, рыбная, первая, хмурая, кОрмите, крУтите
20. Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом, ударение на втором слоге:
а) покупка, поганка, копейка, буханка, находка, ангина, девятка, походка, находка, аптека, бандиты, конфеты; недавно, допейте, добавьте, дойдите, давайте
б) линейка, колючка, улитка, пеленка, котлета, дельфины, бельчата, Наталья, Аленка, палатка, голубка, фиалка, повидло, бутылка, иголка, метелка, поломка, гадалка, волчата, капуста, косынка, сметана, посадка, собачка, кусачки, ступени, киоски, сегодня, косичка, синичка, тесемка, беседка, наседка, десятка, спасибо, спасите, загадка, вязанка, зайчата, поземка, хозяйка, козявка, кукушка, пушинка, ошибка, мишутка, подушка, букашка, подошва, машинка, катушка, окошко, детишки, Танюшка, крапива, пятерка, граната, подруга, ракетка, уборка, черника, кухарка, карманы, тетради, подарки, веревка, природа, гречиха, тигрята, порядки, Буренка; болейте, налейте, летайте, глухая, плохая, махнула, лакайте, мясная, свиная, собачья, спасите, зубная, звоните, зайдите, кошачья, шагайте, мешайте, другая, крутая, порвите, кормИте, крутИте, нарвите, прямая, кривая, гремите
21. Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом, ударение на третьем слоге:
а) ноготки, коготки
б) камбала, молотки, кулачки, пустота, сыновья, западня, поезда, петушки, мужички, кенгуру, провода, городки; глубоко
22. Трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях и закрытым слогом, ударение на первом слоге:
а) памятник; тканевый, тоненький, танковый, квакает, двигает
б) пригород; маленький, беленький, синенький, чавкает, каркает, прыгает, хрюкает, крякает
23. Трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях и закрытым слогом, ударение на втором слоге:
а) ягненок, охотник, кофейник; мохнатый, томатный, хватает, подходит, кудахчет
б) будильник, начальник, бельчонок, купальник, половник, волчонок, галчонок, советник, автобус, кудесник, везунчик, зайчонок, шиповник, художник, багажник, бумажник, характер, фотограф, барометр, директор, курятник; мобильный, пчелиный, холодный, галчонок, молочный, глубокий, волнует, посудный, знакомый, заметный, занудный, газетный, вишневый, бумажный, багажный, медвежий, таежный, надежный, упорный, бормочет, хромает, играет, порхает, моргает, кудрявый, упрямый, нарядный, передний, тигриный, придумать
24. Трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях и закрытым слогом, ударение на третьем слоге:
а) автомат, комбинат; нефтяной, выходной, подходить, отменить
б) медальон, анальгин, Айболит, алфавит, стадион, пианист, снегоход, снегокат, снеговик, снегопад, восемьсот, вездеход, виноград, бурундук,. Георгин, командир, бумеранг, мандарин; наклонить, девятьсот, постовой, восковой, заводной, отшуметь, подождать, убеждать, прибирать, приходить
25. Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова:
а) мне, гном, кнут, гнев, вход, ткань, дно, два, твой, где, днем, бинт, бант, банк, танк, винт, гимн, нефть; гнать, гнуть, гнить, бьет, пьет
б) для, клин, клей, клен, клюв, клев, блин, плед, ключ, Глеб, лифт, пульт, плот, плов, плуг, флаг, флот, класс, волк, болт, холм, сны, сто, квас, снег, свет, смех, вкус, стук, стон, скат, стоп, кекс, бокс, куст, мост, диск, воск, пуск, кость, гость, все, звук, звон, знак, змей, зонт, швы, шкаф, штык, джем, джинн, труд, брат, друг, враг, крот, кран, край, кровь, круг, грудь, гром, краб, трап, град, врач, грач, ртуть, храм, кедр, метр, карп, парк, корм, порт, торт, корт, двор, тигр, герб, три, трюм, гриб, крюк, крем, крик; льет, лгать, плыть, спать, снять, смять, свить, мчусь, звать, знать, с(з)дать, с(з)дуть, шьет, брать, врать, греть, прячь
26. Двухсложные слова с двумя стечениями, ударение на первом слоге:
а) кнопка, двойка; гневный, хвойный, квохчет
б) клетка, клюква, плетка, плитка, флейта, платье, клумба, август, спичка, отпуск, спутник, сказка, свадьба, свинка, бедность, ставни, гвозди, книжка, штучка, штанга, пташка, шкафчик, внучка, птичка, птенчик, пробка, тропка, травка, дворник, трубка, трактор, тройка, вторник, фрукты, бровки, грядка, тряпка, бритва, прятки; клейкий, хлипкий, плотный, главный, гладкий, вкусно, скучно, стыдно, хвастать, смойте, звонкий, знойный, звучный, с (з)дуйте, с(з)дайте, книжный, громко, трудно, громкий, трудный, крайний, крупный, прочный, хрупкий, дрогнуть, прыгнуть, крепко, вредный, крепкий, крикнуть
27. Двухсложные слова с двумя стечениями, ударение на втором слоге:
а) комбайн; дневной, двойной
б) блокнот, клочки, платки, хвастун, студент, свисток, свинья, хвосты, гнездо, звезда, конверт, трамвай, четверг, бревно, предмет, грибник, октябрь; смекнуть, спускать, всегда, грудной, прорвать, грибной, прибрать, прикрыть, прикрыть, приврать
28. Трехсложные слова с двумя стечениями, ударение на первом слоге:
а) кваканье; вдумчивый, бдительный
б) лампочка, облачко, тумбочка, яблонька, выставка, стоимость, косточка, Настенька, гвОздики, книжечка, мордочка, карточка, кряканье, хрюканье; клейкая, хлипкая, главная, гладкая, плотная, скучная, вкусная, знойная, звонкая, с(з)добная, шахматный, книжная, крохотный, трудная, мрачная, громкая, крупная, крепкая, древняя, вредная, выкрикнуть
29. Трехсложные слова с двумя стечениями, ударение на втором слоге:
а) винтовка, отметка, подводник, фундамент, конфетка, кофтенка; дневная, подводный, магнитный
б) лентяйка, таблетка, котлетка, дубленка, плетенка, клеенка, клубника, кладовка, скамейка, доставка, овсянка, гостинчик, гвоздика, аптечка, юбчонка, девчонка, квакушка, штанишки, автограф, квартира, кондуктор, байдарка, картинка, четверка, крупинка, продукты, привычка, гребенка, примерка; отличный, отдельный, спокойный, когтистый, свободный, оставьте, успейте, узнайте, с(з)дувайте, умнейший, пшеничный, немножко, медвежья, однажды, отважный, грибная, привыкнуть
30. Трехсложные слова с двумя стечениями, ударение на третьем слоге:
а) отдохнуть
б) почтальон, акваланг, каблучки, пластилин, аквапарк, проводник; прикрепить, прикрывать
31. Четырехсложные слова из открытых слогов, ударение на первом слоге:
а) думаете, бегаете, нюхаете
б) раковина; вылепили, выделили, выкинули, выловила, сотовая
32. Четырехсложные слова из открытых слогов, ударение на втором слоге:
а) комедия, питание, дыхание, мычание, гадание, купание, катание, махание, метание, букетики; дубовая, утиная, готовая, одетая, надутая, богатая, обидите, имеете, бываете, кукуете, катаете, пугаете, копаете, гадаете, икаете, мигаете, кидаете, купаете
б) деление, лечение, фамилия, читатели, мелодия, каникулы, занятие, вязание, задание, мозаика, тушение, шатание, жужжание, мычание, качание, течение, мучение, ранение, горение, черемуха, авария; любимая, великая, ленивая, колючая, лиловая, намылили, высокая, кусачая, носатая, укУсите, пузатая, замЕните, замЕтите, дешевая, намажете, ежиная, румяная, куриная, дырявая, поверите
33. Четырехсложные слова из открытых слогов, ударение на третьем слоге:
а) пианино, паутина, именины, витамины, бегемоты, водопады, попугаи, капитаны, океаны; боевая, беговая, водяная, убегаю, удивите, победите, уведите, кидаете, купаете
б) бакалея, оленята, телефоны, великаны, хулиганы, пеликаны, ледоколы, одеяло, голубика, половина, логопеды, самокаты, ананасы, кукушата, лягушата, чемоданы, пирамида, воронята, пароходы, барабаны, мухоморы, огороды, помидоры, Буратино, черепаха, коридоры; полетели, убедили, победили, научили, увидали, поливали, голубая, выбивала, получила, наловила, колотила, унесите, укусИте, забодаю, заходИте, заменИте, задавИте, докажИте, накажИте, дорогая, говорите
34. Четырехсложные слова из открытых слогов, ударение на четвертом слоге:
б) учителя, колокола, величина, ученики
35. Пятисложные слова из открытых слогов, ударение на втором слоге:
б) малиновая, калиновая, осиновая, показываю, закидываю, выдумывала, наказывала, показывала, сиреневая, гороховая, работаете, мороженое, ореховая
36. Пятисложные слова из открытых слогов, ударение на третьем слоге:
а) академия, математика, одевание, поведение, выбивание; ядовитая
б) колебание, выделение, удаление, обитатели, покупатели, биология, голодание, написание, самокатики, насекомое, нанесение, указание, наказание, вышивание, выжигание, фотокамера, кинокамера, оперение, авиация, пожелание, положение, помещение, телевизоры, угощение, щекотание; наливаете, выливаете, голубиная, запиваете, задеваете, натираете, выбираете, покоряете, ударяете, ковыряете, караулила, пылесосила
37. Пятисложные слова из открытых слогов, ударение на четвертом слоге:
а) атомоходы
б) хамелеоны, перевороты, литература; великовато
38. Четырехсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями, ударение на первом слоге:
а) танковая
б) бусиночка, булочная, плавание, проволочка, водоросли, жаворонок, яблочная, гоночная
39. Четырехсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями, ударение на втором слоге:
а) внимание, мяуканье, кудахтанье; кофейная, хихикает, обдумайте
б) поляночка, пеленочка, пилоточка, косметика, свидание, скамеечка, ступенечка, беседочка, спасение, затмение, название, окошечко, движение, жемчужина, животное, бумажечка, котеночек, копеечка, вагончики, батончики, картиночка, картоночка, аквариум, голубушка, гостиница, корзиночка, песочница, художница, цветочница; отличная, малиновый, кленовая, глубокая, молочная, гостиная, советовать, готовимся, обуемся, оденемся, змеиная, заказывать, завязывать, завидует, каштановый, вишневая, отважная, морковная, гороховый, коричневый, ореховый, тигриная, передняя, чирикает, свекольная, оранжевый
40. Четырехсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями, ударение на третьем слоге:
а) этикетка, витаминка; догоняет, угоняет, надевает, подготовит
б) покупатель, холодильник, олененок, пулеметчик, балалайка, антилопа, догонялки, аистенок, собачонка, незабудка, хохотушка, медвежата, поговорка, кофеварка, пирамидка, иномарка, командиры, канарейка, табуретка, парикмахер, батарейка, землеройка, земляника, калькулятор, королевич, мясорубка, санаторий, скороварка, фигуристы, хлеборезка, физкультура; удивляет, наблюдает, восковая, бесконечный, испугает, заводная, ежевичный, вышивает, выжидает, деревянный, прибирает, обсуждает, эластичный
41. Четырехсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями, ударение на четвертом слоге:
а) магнитофон, атомоход; негодовать
б) автомобиль, локомотив, аэродром, водопровод, велосипед, материал, сковорода
42. Пятисложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями, ударение на втором слоге:
б) учительница, примерочная; выглядывает, закидывает, запугивает, захватывает, каштановая, коричневая, облизывает
43. Пятисложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями, ударение на третьем слоге:
б) удивление, наблюдение, подключение, пулеметчики, воспитание, сновидение, до свидания, убеждение, фотография, акробатика, огорчение, превращение, предложение, мореплаватель, ограждение, консультация; фиолетовый, подготовила, одеваемся, обуваемся, огорченная, кукарекает, ремонтировать, металлический, регулировать, шоколадный
44. Пятисложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями, ударение на четвертом слоге:
а) антибиотик, медикаменты
б) Олимпиада, микроволновка, скороговорка, аплодисменты; автомобильный, великолепный, многоэтажный, голубоглазый, миролюбивый, трудолюбивый
45. Пятисложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями, ударение на пятом слоге:
б) мясокомбинат, автомобилист, велосипедист
Рекомендации.
В работе многие из предъявляемых для произнесения слов снабжаются соответствующей иллюстрацией (картинки можно подобрать в Интернете), так как это улучшает понимание смысла слова, а значит и обогащает словарный запас, а также способствует лучшему запоминанию произнесенных слов. С иллюстрациями можно и саму работу над словами сделать более занимательной.
Например, обучив ребенка правильному проговариванию и прохлопыванию нескольких слов, мы играем в игру «Что пропало?». Ребенку предъявляются несколько (по возможностям ребенка) картинок с уже пройденными словами, он их называет, запоминает и закрывает глаза. Взрослый убирает 1-2 картинки. Открыв глаза, ребенок говорит, что пропало.
Можно, также, поиграть в игру «Запомни, назови». Вы выкладываете ребенку несколько картинок, ребенок называет их и запоминает их порядок расположения. Закрыв глаза, надо назвать картинки в том же порядке. Порядок расположения картинок неоднократно меняется, таким образом, Вы добиваетесь того, что ребенок произнесет каждое слов многократно, но это занятие не вызовет у него скуку. Эта игра, помимо отработки слоговой структуры слов хорошо развивает зрительную память и приучает к восприятию какого-либо ряда слева направо, что является одним из необходимых навыков при обучении грамоте.
Или, например, можно составлять короткие предложения уже со словами первых групп: «Это нота.», «Это кеды.», «Это хата, а это муха.», «Я вижу вату.», «Я вижу мяту.» и т.д., так как слова «это» и «вижу» являются словами 1 типа. Составлять предложения и словосочетания можно как со словами данного типа, так и со всеми словами предыдущих типов. Например, если Вы проходите слова IV типа, можно составить предложение «Дети (1 тип) купили (4 тип) кубики (3).» или словосочетания «синяя (3) кабина(4)», «сухая(4) вата(1)». Во всех играх и предложениях слова проговариваем, акцентируя ударение, но уже не прохлопывая!
В конце хочется отметить, что работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Также, рекомендуется начинать работу над слоговой структурой не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а всегда со слов 1 типа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."
Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Консультация для родителей....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)
Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....
Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры у детей"
Презентация на тему:"Коррекция слоговой структуры у дошкольников по авторской методике Ткаченко Т.А"...
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....
«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»
Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...