Проект «Времена года» как комплексное средство формирования личности в процессе воспитания
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Шаргородская Любовь Вадимовна

 

В России с каждым годом возрастает процент рождаемости детей с различными видами нарушения речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому остро встает вопрос эффективного обучения и воспитания таких детей. На современном этапе в связи с разнообразной структурой дефектов и большим количеством детей с ОНР активно используются нетрадиционные методы обучения. В рамках курса «Технологии семейного воспитания детей с системными нарушениями речи» по учебным планам подготовки студентов дефектологического профиля был разработан проект с использованием мультимедийных технологий на лексическую тему: «Времена года», который включает в себя  комплексные занятия, используемые в течение всего года, рассчитанные на старший дошкольный возраст для детей с ОНР III-IV уровня логопедической группы дошкольной образовательной организации, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proekt_vremena_goda_shargorodskaya_patsyuk.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пацюк С.И, Шаргородская Л.В.

Проект «Времена года» как комплексное средство формирования личности в процессе воспитания

В России с каждым годом возрастает процент рождаемости детей с различными видами нарушения речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому остро встает вопрос эффективного обучения и воспитания таких детей. На современном этапе в связи с разнообразной структурой дефектов и большим количеством детей с ОНР активно используются нетрадиционные методы обучения.

В науке проблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые: Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, Р.Е.Левина, Н.А.Никаншена, Л.Ф.Спирова.

Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Розой Евгеньевной Левиной в 50-60-х годах 20 века. Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, Л.Ф.Спирова указывает, что кроме нарушения звукопроизношения у этих детей ограничен, неустойчив и беден словарный запас, а выражение мысли лексико-грамматическими средствами языка несовершенно.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя) [1].

В зависимости от степени сформированности языковых средств у ребенка ОНР подразделяется на 3 группы (по классификации                   Р.Е. Левиной). Филичева выделила 4-ый уровень ОНР.

ОНР I уровня характеризуется отсутствием речи, соотносится с первым периодом усвоения родного языка в онтогенезе (в норме). В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у детей с ОНР I уровня вербальных средств коммуникации. Для общения, ребенок использует в основном лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Очень часто свою речь ребенок подкрепляет мимикой и жестами.

ОНР II уровня описывается в логопедии как «зачатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «усвоения грамматической структуры предложения». Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Речь детей с ОНР II уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, без установления временных и причинно-следственных связей. Детям с ОНР II уровня крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии.

ОНР III уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Свободное общение у детей с ОНР III уровня крайне затруднено. Характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

ОНР IV уровня характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются. В речи детей с ОНР IV уровня встречаются элизии, в основном заключаются в сокращении звуков, и редко – пропуски слогов. Также наблюдаются парафазии, перестановки звуков, редко слогов. Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.

Формированием физически и психически здоровой нравственной и интеллектуально-развитой личности занимается не только семья, но и воспитатель совместно с логопедом.

Составными компонентами содержания воспитания являются известные направления, такие как:

  • физическое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • интеллектуальное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • эстетическое воспитание.

Физическое воспитание детей с нарушениями речи в современных условиях выступает на первый план. Нормальное развитие ребенка возможно лишь при условии достаточной двигательной активности. Этому способствуют не только гигиенические условия среды (одежда, кровать, манеж, режим бодрствования), но и специальные упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода). Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Нравственное воспитание является стержнем в отношении формирования личности. Дети включаются во взаимоотношения с людьми разного пола и возраста. В дошкольной образовательной организации формируются такие нравственные качества: любовь и уважение, доброта, порядочность, честность, справедливость, чувство долга, разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность и бережливость.

Интеллектуальное воспитание предполагает обогащение детей знаниями, формированием потребностей и их приобретение, развитие познавательных интересов, способностей и наклонностей. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.

Эстетическое воспитание определяется как развитие у ребенка способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, также предполагается воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира и развивать творческие способности. Средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.

Трудовое воспитание направлено на формирование у детей трудолюбия, это прежде всего наглядность, доступность разнообразного труда, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде вместе со взрослыми.  

В рамках курса «Технологии семейного воспитания детей с системными нарушениями речи» по учебным планам подготовки студентов дефектологического профиля был разработан проект с использованием мультимедийных технологий на лексическую тему: «Времена года», который включает в себя  комплексные занятия, используемые в течение всего года, рассчитанные на старший дошкольный возраст для детей с ОНР III-IV уровня логопедической группы дошкольной образовательной организации, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности. Одно занятие длится 25 минут и проводится 1 раз в неделю.

В рамках данного проекта были использованы мультимедийные технологии. Мультимедиа – это способ подачи информации в виде комбинаций различных видов контента, таких как: текст, видео, аудио, картинки, анимация [6].

Мультимедийная презентация – это представление чего-либо нового с использованием мультимедийных технологий [5].

Благодаря мультимедийной презентации педагог наглядно демонстрирует детям иллюстрации, речевой материал, анимационные игры, образцы выполнения заданий, относящихся к трудовой и изобразительной деятельности.

Мультимедийная презентация составлена с учетом всех направлений воспитания: физического воспитания, нравственного воспитания, интеллектуального воспитания, трудового воспитания и эстетического воспитания.

На развитие каждого направления воспитания в проекте представлены следующие задания: загадки, чтение воспитателем стихотворений, рассказов и последующая беседа по содержанию, физкультурная минутка (гимнастики: основная, зрительная, пальчиковая, дыхательная), аппликации, рисование, лепка и  дидактические игры.

Мультимедийная презентация содержит в себе музыкальные композиции и разнообразие красочных и ярких иллюстраций, относящихся к временам года и праздникам.

Каждое занятие начинается с беседы с детьми о времени года, подготавливающей их к восприятию новой лексической темы. На следующем этапе воспитатель предлагает детям отгадать загадки, относящиеся к каждому времени года (зима, весна, лето, осень). Приветствуется аргументированный ответ каждого ребенка. Каждая загадка представлена на слайде, после отгадывания их детьми, появляется ответ и соответствующая иллюстрация.  Следующие задания направлены на чтение педагогом стихотворений и рассказов по каждому времени года и последующей беседы по содержанию. На слайдах предоставляются иллюстрации, относящиеся к каждому времени года. Далее воспитатель поочередно знакомит детей с праздниками каждого времени года (зима: Новый год, Рождество, Масленица и День защитника Отечества; весна: Международный женский день,  Пасха, 1 мая, День Победы; лето: День защиты детей, День России; осень: День знаний, День народного единства). Беседа с детьми по каждому празднику также сопровождается иллюстрациями, выведенными на слайдах. При переходе с одного вида деятельности на другой проводится физкультурная минутка, включающая в себя один из вышеперечисленных видов гимнастики, которая длится 2-3 минуты. Зрительная гимнастика заключается в следовании взглядом за объектом на большом экране (зима – снежинка, весна – птица, лето – цветок, осень – листок). Отдохнув, дети присаживаются на свои места и приступают к следующему заданию. Перед проведением аппликаций, рисунков и лепки воспитатель делит детей на 4 группы и при помощи мультимедийной презентации знакомит с готовыми образцами, соответствующими определенному времени года (зима: вырезные снежинки на голубом картоне, рисование новогодней елки, лепка снеговика; весна: аппликация - подснежники, рисунок «Весенние цветы для мам и бабушек», лепка цыпленка; лето: аппликация - цветы и бабочка, рисунок «Отдых летом», лепка «Лесные жители»; осень: аппликация - осенние деревья, рисунок «Листопад», лепка грибов и ягод). Воспитатель заранее подготавливает элементы аппликаций, материал для рисования, лепки и раздает их рабочим группам, для работы с ними детям необходимы ножницы, клей, тряпочка для клея, клеенка, листы бумаги, краски, кисти, стакан с водой, палитра, краски, цветные карандаши, ластики, пластилин, доска и пластмассовый нож для пластилина. После того, как дошкольники выполнили задание, группы по очереди выходят к педагогу и представляют свою аппликацию, рисунок или лепку, при этом описывая их сюжет. На заключительном этапе проводится дидактическая игра «На какое время года ты похож?», воспитатель «превращает» на время детей во времена года, а затем по очереди спрашивает каждого ребенка о том, на кого он похож и почему. Превратив дошкольников обратно в детей спрашивает, что нового они узнали, понравилось ли им занятие. Также в проект включены задания на развитие высших психических функций, такие как: «Найди лишние», игры на соответствие,  игры на обобщение и т.д.

Таким образом, эти занятия направлены как на физическое, нравственное, интеллектуальное, трудовое и эстетическое воспитание, так и на развитие связной речи, лексического строя речи (знакомство с новыми понятиями). Так как у детей с ОНР III-IV уровня страдают не только все компоненты речи, но и эмоционально-волевая сфера, а именно незрелость, нескоординированность эмоциональных процессов, отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы, представленный проект «Времена года» как комплексное средство формирования направлений воспитания эффективен и направлен на коррекцию вышеперечисленных дефектов.

Список литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  2. Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатка и речи. // Логопед, 2009, № 3
  3. Уровни ОНР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://onrinfo.narod.ru/urovni-onr.html, свободный. – (Дата обращения: 25.10.2013).
  4. Основные направления воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/napravleniya-vospitaniya.html, свободный. – (Дата обращения: 25.10.2013).  
  5. Что такое мультимедийная презентация? Пример мультимедийной презентации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://itmultimedia.ru/chto-takoe-multimedijnaya-prezentaciya-primer-multimedijnoy-prezentacii/, свободный. – (Дата обращения: 25.10.2013).
  6. Мультимедиа и Интерактивность. Что дает нам интерактивность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://itmultimedia.ru/multimedia-i-interaktivnost-chto-daet-nam-interaktivnost/, свободный. – (Дата обращения: 25.10.2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»

Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...