методическая разработка по теме:"Герасим Грачевник -народный праздник"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Домбровская Наталья Дмитриевна

поможет учителю логопеду и воспитателям коррекционной группы  для детей с ОНР познакомить детей с народным праздником Герасим Грачевник решить ряд  задач по коррекции и развитию общеречевых навыков, речевого слуха, зрительного восприятия, коррекции грамматического строя речи, развитию связной речи, общей и мелкой моторики...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerasim.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Герасим Грачевник»

Предварительная работа

Драматизация «На завалинке» рассказа о народном празднике (воспитатель и логопед) .

Герои: бабушка Пелагея и дедушка Осип.

Оборудование: изба, куклы, картинки, презентация.

 Общие речевые навыки

Слушание заклички

Ой ты, черна птица, черная!

Ой ты, дивна птица, дивная!

Ты неси весну нам на крылышках,

Принеси во клюве нам солнышко!

Мать земля с тобой просыпается,

Мать земля с тобою лишь ласкова.

Прилетай скорее, грач-батюшка!

Пробуди нам землю родимую!

Ой ты, черна птица, черная!

Ой ты, дивна птица, дивная!

Ты неси весну нам на крылышках,

Принеси во клюве нам солнышко!

Интонация:  КРА!  КРА? КРА.

Ударение:  Ххх, хХх, ххХ.

Ритм:

кра,

кра-кра,

кра-кра-кра,

кра-кра   кра-кра,

кра   кра-кра-кра,

кра-кра-кра   кра.

«Грачиная прогулка» (высота голоса)

Общая моторика.

Речь с движением.

Подвижная игра «Грачи и кошка».

Считалка:

12345

Мы решили посчитать

К нам грачи прилетели

И тебе водить велели.

Хватит мерзнуть и скучать!

           Всем пора весну встречать!

           Грачи, не зевайте!

           От кошки улетайте!

Выбираются «грачи» - 4 человека. Остальные ребята по 5-6 человек берутся за руки и образуют кружки – «гнёзда». В каждом размещаются по 2 «грача», «кошка» находится в стороне. Под музыку «грачи» летают по комнате. По окончании музыки появляется «кошка» и пытается поймать «птиц». «Птицы» прячутся в «гнёзда». Кто не успел – становится добычей «кошки». Кто останется последним – тот победитель.

Как на мартовской неделе

С юга к нам грачи летели.

В поле отдыхали,

Корм себе искали.

Грачи прилетели,

На деревья сели.

Свои гнёздышки нашли

В них порядок навели.

Будут птицы играть-

Будет солнышко сиять

Если раскричаться-

Нам дождя боятся.

Грач на горе-весна на дворе.

Мелкая моторика.

Сорока-сорока,

Где была? — Далеко!

Кашу варила,

Деточек кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Весна услыхала,

Быть обещала.

(Далее речитативом.)

Этого одарила,

Этого накормила,

Этого приодела,

Этого согрела.

Кого увидела —

Никого не обидела!

Выкладывание

грача из семечек,

гнезда из веточек.

«Как люди грачей встречали»

(можно загибать пальцы или показывать действия)

Люди грачей ждали,

Весну зазывали,

Хороводы водили,

Грачиную кашу варили.

Из теста пекли грачей,

Приходи весна скорей!

Домбровская Н.Д.

Зрительное и слуховое внимание.

Речевой слух.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовётся птица - …(грач).

Разрезная картинка «Грач»

Арт. и мимическая гимнастика

Показать радость людей  от встречи весны, от прилёта грачей. Помочь детям представить, что они греются на солнышке, приятно и тепло.  

Представьте себя Зимой-холодной, лютой, а теперь Весной-тёплой, доброй и ласковой.

Чудесное превращение: важный грач ходит по полю. Грач радуется , что  вернулся и нашёл гнездо.

Развитие лексики.  

1. Март- Протальник. Водотек. Дорогорушитель. Свистун. Весновей.   Утро года. Утро весны. Первенец весны. Зазывала весны. Огородник. (почему марту даны такие названия)

2.Семья грачей.

Подбор слов действий, признаков.

«Части птицы».

«Герасим Грачевник»  (почему так назвали праздник ?)

Развитие связной речи.

Пересказ «Грачи прилетели».

 Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Пересказ «Предвестники весны».

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Картина «Грачи прилетели»  Саврасов (Коноваленко В.В. стр.       )

Рассказ описание по схеме или по плану.

Совершенствование грамм. строя речи.

По закличке беседа. (расписать)

По тексту

а)  Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.

б)  Ответить на вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

в) Образовать множественное число от следующих существительных:
грач - грачи 
гнездо - гнезда 
сук - сучья
корень - корни
птенец - птенцы
дерево - деревья
ствол - стволы
пень - пни

г) Закончить предложения:
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). 
На ветке сук, а на ветвях ... (сучья). 
В гнезде птенец, а в гнездах ... (птенцы). 
На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).

 Д) Игра «Потому что» с названиями марта.

По тексту

а)  Ответить на вопросы:

Какая была зима?

Что наступает после зимы?

Как греет солнышко весной?

Кто прилетел?

Кого увидели дети?

Что они закричали?

Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)

Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.)

б)  Пересказать близко к тексту.

Игра «125»  (ветка, сучья, гнездо).

 Развитие навыков языкового анализа.

Слоговая структура.

Коноваленко  (подготовительная группа) АЧ-РАЧ-ГРАЧ-ГРАЧИ- ГРАЧИХА

Слово «ГРАЧ» из семечек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «Спортивные досуги и праздники в формировании здорового образа жизни»

В ходе методической разработке было установлено, что проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательны...

Методическая разработка по теме "Осенняя ярмарка"(сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей)

Яркий совместный праздник детей и родителей,во время которого зрители становятся активными участниками процесса.Это мероприятие направлено на патриотическое воспитание детей через приобщение их к трад...

Конспект непосредственно организованной деятельности на тему: «Герасим Грачевник»

Конспект деятельности представляется в рамках кружковой работы «Основы православной культуры в детском саду» (с практической частью:  лепка из цветного солёного теста)...

Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...

Методическая разработка на тему: Дидактическая игра "Народные промыслы"

Дидактическая игра для детей от 5 лет. Матрешки , расписанные четырмя видами росписи: гжельская, хохломская, городецкая, жостовская. В игре могут принимать участие от 1 до 5 человек.  Сначала...

Методическая разработка на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи в младшем возрасте".

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Методическая разработка на тему: <<Путешествие в народную игру в младшей группе >>

Методическая разработка на тему: «Путешествие в народную игру во второй младшей группе »Цель: познакомить детей со старинными русскими народными играми. Приобщать к игровому фольклору...