Сказочные истории на кончиках пальцев
методическая разработка по логопедии на тему
Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря языку малыш входит в мир, общается с другими, формирует свои взгляды и убеждения. Паличиковые игры способствуют развитию мелкой моторики рук, улучшают координацию. Пальчиковые игры являыются универсальным, дидактическим и развивающим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_istorii_na_konchikakh_paltsev.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
(Развитие мелкой моторики рук, средствами русских народных сказок)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Рука - это инструмент всех инструментов»
Аристотель.
Известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Как правило, развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Дошкольный возраст - это тот период, когда ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ребёнку необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика основа развития, всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу рогатую» и т.п.
Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
- они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно.
- они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где дети воспитываются.
Группы пальчиковых игр
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:
1.Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.
2.Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
4.Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
5.Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки». Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Использование разнообразных групп пальчиковых игр и упражнений помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу; развивать внимание, терпение, внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр
Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития речи было результативным необходимо придерживаться следующих принципов их проведения:
- выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- все упражнения, постепенно заменять новыми;
- наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка;
- не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру.
Этапы разучивания игр.
Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Методы работы при проведении пальчиковых игр
При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
- перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- перед началом упражнений нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
- все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
- выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
- при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
- во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
- все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
Организация предметно-развивающей среды
Для целенаправленной работы необходимо подготовить соответствующую предметно - развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда включала в себя все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики:
- мелкая и крупная мозаика;
- леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;
- пособия по застегиванию пуговиц разной величины;
- коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;
- цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бумаге «Рисуем ниточкой»;
- пособия со шнуровкой;
- наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала;
- счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами рисунков;
- головоломки «Собери картинку»;
- пальчиковый театр;
- конструкторы.
Работа по данному направлению подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Очень важно чтобы все закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо просветить родителей. В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы работы, это:
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- рекомендации;
- памятки.
Можно на родительском собрании показать игры и обязательно проиграть их с родителями.
Заключение
Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.
Приложение
Так как движения в ходе проведения игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия:
«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;
«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать;
«Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей:
«Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» — большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
«Коза» — соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевеливать ими;
«Волны» — шевелить прямыми пальцами без напряжения;
«Маятник» — прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;
«Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» — прямые пальцы разведены, напряжены — ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» — соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки;
«Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
Используемые в работе пальчиковые игры по мотивам сказок.
Репка.
В огороде дедка репку посадил,
И водой из лейки репку он полил.
(«Колечки»)
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.(«Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление(«Колечки»)
Большая-пребольшая, всем хватит угощения(«Лучики»)
Выросла, репка, и сладка, и крепка.
Выросла, репка, и сладка, и крепка.(«Хлопки»)
Заюшкина избушка.
В лубяной избушке жил заяц на опушке («Колечки»)
А в ледяной избушке – лисица на горушке.(«Лучики»)
Растаяла весною избушка на горушке («Волны»)
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»)
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)
В лубяной избушке, избушке на опушке. («Колечки»)
Рукавица.
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавицу потерял под большой сосною («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки») –
Не нашёл на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки»)
В лес с собакой вместе («Кулачки»)
А в лесу в той рукавице («Колечки»)
Звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки»)
Всех зверей перепугала («Лучики»)
Рукавицу подняла («Колечки»)
Деду в руки отдала. («Здравствуй»)
Кот, петух и лиса.
Жили Котик с Петушком у лесной опушки,
Но однажды Лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила Петушка за высоки горы,
Утащила Петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый Котик в лес пошёл и нору Лисы нашёл («Колечки», «Здравствуй»)
Умный Котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут Котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
Теремок.
В чистом поле теремок был ни низок ни высок. («Веер»)
Звери разные в нём жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой-подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)
Но набрёл на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его влево-вправо.)
Раздавил он теремок своей огромной лапой. («Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны»)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый(«Здравствуй»)
В нём теперь живут все вместе и поют такие песни («Колечки»)
Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…(«Веер»).
Зимовье зверей.
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливы были. («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть. («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли,
Дверь приоткрыли и в сени вошли…(«Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики»),
Бык в бок забодал. («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны»)
Ну а свинья хрюкала с визгом: - здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь,
Медведь за ним следом. Бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
Дождь прошёл.
Дождь прошёл и солнце светит,
Согревая всё кругом(«Колечки»)
На полянку вышли звери, что сидели под грибом («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шорстку,сушат перья и носы…(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер»)
Гриб стоит, как великан («Лучики»)
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там…(«Хлопки»)
А зелёные лягушки квакнут громко («Колечки»)
- Ква-ква-ква («Лучики»)
Верные друзья, подружки («Колечки»)
Выручат в беде всегда! («Лучики»)
Про курочку рябу.
Курочка Ряба бабе и деду яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед, но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько и баба и дед («Колечки»)
Яйцо ведь разбилось, пропал их обед. («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несёт лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
Птичий двор
Цикл пальчиковых игр, которые позволяют не только закреплять знания детей о домашних птицах, но, кроме того, могут быть использованы в работе по автоматизации и дифференциации звуков.
Петушок.
У цыпляток папа – важный петушок («Лучики»)
На головке у него красный-красный гребешок («Гребешок»)
Под головкою бородка, он трясёт ей очень ловко («Бородка», шевелить согнутыми пальцами.)
Хвост красивый и большой. Перья выгнулись дугой. («Колечки»)
- Ку-ка-ре-ку! – он кричит («Клювики»)
Просыпаться всем велит. («Лучики»)
Гуси
Гусь с гусынею идут, за собой гусят ведут. («Колечки»)
Все гогочут: - Га-га-га, мы ходили на луга («Клювики»)
Там щипали все траву, потом плавали в пруду. («Лучики»)
Утки.
Утки крякают: - Кря-кря! («Клювики»)
У нас дружная семья. («Здравствуй»)
У утяток мама - утка, папа – селезень, друзья. («Колечки»)
Курица.
Курица по саду ходит, целый день цыпляток водит («Колечки»)
Учит зёрнышки клевать («Бутон», стучать соединёнными в «бутон» пальцами о левую ладонь),
Червячков в земле искать. («Бутон», стучать соединёнными в «бутон» пальцами о правую ладонь).
Индюк.
Индюк очень важный («Замок»)
Трясёт бородой. («Бородка»)
Ведёт индюшаток с прогулки домой. («Колечки»)
А мама индюшка стоит у ворот. («Замок»)
Она уж давно («Колечки»)
Индюшат своих ждёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ум на кончиках пальцев
Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...
"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...
"Сказки на кончиках пальцев"
В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...
Чудеса на кончиках пальцев
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...