Мастер-класс для педагогов
консультация по логопедии на тему

Козуб Алена Владимировна

тема: "Игровые приемы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 1010 (корпус 6)

мастер-класс

по теме: «Игровые приемы по формированию

 фонематического восприятия у детей

дошкольного возраста».

Подготовили и провели:

учителя-логопеды

Козуб А.В.

Москва, 2013

«Игровые приемы по формированию фонематического восприятия у детей

 дошкольного возраста»

Мастер-класс

    Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение и называется фонематическим слухом.

    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Ребенок быстрей начнет слышать себя, свою речь, он будет пытаться находить правильную артикуляцию звука, что положительно скажется на коррекции дефектного произношения.

  1. Игра «Подбери рифму».

Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных логопедом вариантов. При затруднении в выборе нужного слова логопед зачитывает двустишие во всех трех вариантах. Слова, подходящие по рифме, которые в ходе выбора называет либо повторяет ребенок, содержат только звуки раннего онтогенеза. Труднопроизносимые звуки в этих словах не встречаются.

Съел Сережа на обед

Целых пять больших… (сосисок, блинов, котлет).

Мне, Наташа, очень жаль,

Что твой пес умчался… (далеко, вдаль, прочь).

По дороге, в тучах пыли

Пронеслись… (мотоциклы, кони, автомобили).

Смотрит слон – дорожный знак,

Не поймет его … (совсем, никак, ничуть).

Курица кричит: «Бегу

Перья гладить к …» (утке, утюгу, подруге).

Я надел большую шляпу,

Чтоб похожим стать на… (Бармалея, папу, Боярского).

И встарь, и в наши времена

Имеют люди… (документы, имена, оружие).

Стали громко петь еноты

Даже разучили… (слова, стихи, ноты).

  1. Игра «Рифмовки - перепутанки»

Ребенок внимательно слушает рифмовки-перепутанки и заменяет перепутанные слова.

Два танкиста едут в … БАНКЕ.

Деньги сохранились в… ТАНКЕ.

Жаркий наступил … ПЕНЕК.

Маша села на… ДЕНЕК.

Заверну железный … БИНТ.

И куплю в аптеке … ВИНТ.

От конфет остались … БАНТИКИ.

Завяжу на платье … ФАНТИКИ.

Идут солдаты в прочных … МАСКАХ.

А все на карнавале в… КАСКАХ.

Съел я овощной … ХАЛАТ.

А потом надел … САЛАТ.

  1. Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно, которое отличается по звучанию от остальных.

ВИТЯ – МИТЯ – КАТЯ – ПОЛИНА

ПОЛИНА – АЛИНА – АДА – ГАЛИНА

ВИКА – ДИАНА – ТАТЬЯНА – УЛЬЯНА

ИННА – ТИНА – ЛЮБОВЬ – ДИНА

ТАНЯ – ОЛЯ – ВАНЯ – МАНЯ

КОЛЯ – ДИМА – ТОЛЯ – ПОЛЯ

  1. Игра с картинками. Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом.

На поляне обезьяны

Начинают есть … (бананы).

Я для птичек на балкон

Вынес булку и … (батон).

И про солнце, и про май

Распевает … (попугай).

Под окном растет жасмин,

Очень жаль, что он … (один).

Я для мамы два букета

Вынимаю из …  (пакета).

Сам себе построил дом

Бородатый, добрый … (гном).

В теплой солнечной долине

Поспевают быстро … (дыни).

По полям, лесам, болотам

Мы шагаем к … (бегемотам).

  1. Игра с картинками. Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок. Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому составу.

БИЛЕТ – БАЛЕТ – ПАКЕТ – БУКЕТ

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

В кассе я куплю …

И отправлюсь на …

У меня с собой…

В нем лежит большой …

БУТОН – БАТОН – ПИТОН – БЕТОН

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам,

В булочной куплю …

В зоопарке жил …

Распускается …

Нужен для дорог …

КАТОК – ПОТОК – МОТОК – ВЕНОК

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

Что стащил игривый кот? …

Таня девочкам плетет? …

С гор спускается, течет? …

Что за скользкий, ровный лед? …

  1. Игра «Так ли это звучит?».

Логопед предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, логопед помогает ему, предлагая ясно и отчетливо произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, логопед и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук-луг, роса - роза, плод – плот, крыша – крыса, дрова – трава, бочка – почка.

  1. Игра «Кто внимательный».

Логопед называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра проводится с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

  1. Игра «Звуковые песенки».

Логопед предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок и т.п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй. Потом с помощью педагога выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную схему.

  1. Игра  “Пишущая машинка”

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

10.  Игра  “Будь внимателен!”

Дети шагают под марш. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «Жуки» — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте и т.д.

  1.  Игра “Посчитай буквы и составь предложение”.

Играют от 4-х  до 6 участников.

Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук (например, звук «с», слово «весна»).

Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен запомнить свое слово.

Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и все повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий (звук «д», слово «долгожданная»; звук «а» в слове «наступила»).

Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.

Пример:

Звук «С» в слове «весна;

Звук «Д» в слове «долгожданная»;

Звук «А» в слове «наступила».

Предложение: «Наступила долгожданная весна».

  1.  Игра “Слушай хлопки и подбирай слоги”.

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на «3», например, ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на «3», например, A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на  «Ж», например, ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на «Ж», например, АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

  1.  Игра «Скажи, что звучит».

Взрослый сначала знакомит ребенка со звучанием игрушек (колокольчик, барабан, дудочка, погремушка и пр.), а затем предлагает отвернуться и отгадать звучащий предмет.

  1.  Игра «Где позвонили?»

Ребенку предлагают закрыть глаза. Взрослый звонит колокольчиком (или  издает звук другой игрушкой) в разных направлениях по отношению к ребенку: вверху, внизу, слева, справа, сзади.  Ребенок показывает направление звучания.

  1.  Игра «Три медведя».

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

- Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме?

Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

  1.  Игра «Поймай звук».

Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук А. Далее взрослый произносит разные звуки (А, О, А, У, И, А, Ы, А и т.д.), а ребенок должен хлопнуть, когда услышит заданный звук.

Это упражнение сначала проводится с гласными звуками, а затем с согласными.

  1.   Игра «Хлопай, не зевай».

 Взрослый предлагает ребенку послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если он услышит слог с определенным звуком, например звук Т. Слоги: ТА, ПА, ТЫ, ВО, БА, ТО …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...