Мастер-класс для педагогов
консультация по логопедии на тему
тема: "Игровые приемы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1010 (корпус 6)
мастер-класс
по теме: «Игровые приемы по формированию
фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста».
Подготовили и провели:
учителя-логопеды
Козуб А.В.
Москва, 2013
«Игровые приемы по формированию фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста»
Мастер-класс
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение и называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Ребенок быстрей начнет слышать себя, свою речь, он будет пытаться находить правильную артикуляцию звука, что положительно скажется на коррекции дефектного произношения.
- Игра «Подбери рифму».
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных логопедом вариантов. При затруднении в выборе нужного слова логопед зачитывает двустишие во всех трех вариантах. Слова, подходящие по рифме, которые в ходе выбора называет либо повторяет ребенок, содержат только звуки раннего онтогенеза. Труднопроизносимые звуки в этих словах не встречаются.
Съел Сережа на обед
Целых пять больших… (сосисок, блинов, котлет).
Мне, Наташа, очень жаль,
Что твой пес умчался… (далеко, вдаль, прочь).
По дороге, в тучах пыли
Пронеслись… (мотоциклы, кони, автомобили).
Смотрит слон – дорожный знак,
Не поймет его … (совсем, никак, ничуть).
Курица кричит: «Бегу
Перья гладить к …» (утке, утюгу, подруге).
Я надел большую шляпу,
Чтоб похожим стать на… (Бармалея, папу, Боярского).
И встарь, и в наши времена
Имеют люди… (документы, имена, оружие).
Стали громко петь еноты
Даже разучили… (слова, стихи, ноты).
- Игра «Рифмовки - перепутанки»
Ребенок внимательно слушает рифмовки-перепутанки и заменяет перепутанные слова.
Два танкиста едут в … БАНКЕ.
Деньги сохранились в… ТАНКЕ.
Жаркий наступил … ПЕНЕК.
Маша села на… ДЕНЕК.
Заверну железный … БИНТ.
И куплю в аптеке … ВИНТ.
От конфет остались … БАНТИКИ.
Завяжу на платье … ФАНТИКИ.
Идут солдаты в прочных … МАСКАХ.
А все на карнавале в… КАСКАХ.
Съел я овощной … ХАЛАТ.
А потом надел … САЛАТ.
- Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно, которое отличается по звучанию от остальных.
ВИТЯ – МИТЯ – КАТЯ – ПОЛИНА
ПОЛИНА – АЛИНА – АДА – ГАЛИНА
ВИКА – ДИАНА – ТАТЬЯНА – УЛЬЯНА
ИННА – ТИНА – ЛЮБОВЬ – ДИНА
ТАНЯ – ОЛЯ – ВАНЯ – МАНЯ
КОЛЯ – ДИМА – ТОЛЯ – ПОЛЯ
- Игра с картинками. Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом.
На поляне обезьяны
Начинают есть … (бананы).
Я для птичек на балкон
Вынес булку и … (батон).
И про солнце, и про май
Распевает … (попугай).
Под окном растет жасмин,
Очень жаль, что он … (один).
Я для мамы два букета
Вынимаю из … (пакета).
Сам себе построил дом
Бородатый, добрый … (гном).
В теплой солнечной долине
Поспевают быстро … (дыни).
По полям, лесам, болотам
Мы шагаем к … (бегемотам).
- Игра с картинками. Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок. Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому составу.
БИЛЕТ – БАЛЕТ – ПАКЕТ – БУКЕТ
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.
В кассе я куплю …
И отправлюсь на …
У меня с собой…
В нем лежит большой …
БУТОН – БАТОН – ПИТОН – БЕТОН
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам,
В булочной куплю …
В зоопарке жил …
Распускается …
Нужен для дорог …
КАТОК – ПОТОК – МОТОК – ВЕНОК
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.
Что стащил игривый кот? …
Таня девочкам плетет? …
С гор спускается, течет? …
Что за скользкий, ровный лед? …
- Игра «Так ли это звучит?».
Логопед предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, логопед помогает ему, предлагая ясно и отчетливо произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, логопед и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук-луг, роса - роза, плод – плот, крыша – крыса, дрова – трава, бочка – почка.
- Игра «Кто внимательный».
Логопед называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра проводится с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.
- Игра «Звуковые песенки».
Логопед предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок и т.п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй. Потом с помощью педагога выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную схему.
- Игра “Пишущая машинка”
Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
10. Игра “Будь внимателен!”
Дети шагают под марш. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «Жуки» — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте и т.д.
- Игра “Посчитай буквы и составь предложение”.
Играют от 4-х до 6 участников.
Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук (например, звук «с», слово «весна»).
Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен запомнить свое слово.
Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и все повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий (звук «д», слово «долгожданная»; звук «а» в слове «наступила»).
Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.
Пример:
Звук «С» в слове «весна;
Звук «Д» в слове «долгожданная»;
Звук «А» в слове «наступила».
Предложение: «Наступила долгожданная весна».
- Игра “Слушай хлопки и подбирай слоги”.
Играют 2 человека или 2 небольшие команды.
На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.
Инструкция:
“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на «3», например, ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.
Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на «3», например, A3, УЗ, ИЗ и т.п.
Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на «Ж», например, ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.
А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на «Ж», например, АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”
Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.
- Игра «Скажи, что звучит».
Взрослый сначала знакомит ребенка со звучанием игрушек (колокольчик, барабан, дудочка, погремушка и пр.), а затем предлагает отвернуться и отгадать звучащий предмет.
- Игра «Где позвонили?»
Ребенку предлагают закрыть глаза. Взрослый звонит колокольчиком (или издает звук другой игрушкой) в разных направлениях по отношению к ребенку: вверху, внизу, слева, справа, сзади. Ребенок показывает направление звучания.
- Игра «Три медведя».
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моём стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме?
Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
- Игра «Поймай звук».
Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук А. Далее взрослый произносит разные звуки (А, О, А, У, И, А, Ы, А и т.д.), а ребенок должен хлопнуть, когда услышит заданный звук.
Это упражнение сначала проводится с гласными звуками, а затем с согласными.
- Игра «Хлопай, не зевай».
Взрослый предлагает ребенку послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если он услышит слог с определенным звуком, например звук Т. Слоги: ТА, ПА, ТЫ, ВО, БА, ТО …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...