знакомство со звуком и буквой Ц
план-конспект занятия по логопедии на тему

Скворцова Юлия Алексеевна

Отгадывание загадок; определение звука Ц в словах; определение места звука Ц в словах; работа в тетрадях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_ts.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Профилактика дисграфии. Знакомство со звуком и буквой Ц.

Программное содержание:

  1. Развивать фонематические процессы, совершенствовать навыки аналико-синтетической деятельности. Познакомить со звуком Ц.
  2. Учить проводить самостоятельный звуко-слоговой анализ.
  3. Профилактика оптической дисграфии – буква Ц.
  4. Развивать грамматический строй речи.
  5. Развивать связную речь детей.
  6. Развитие общей моторики.
  7. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления в игровой форме.
  8. Формировать навыки учебной деятельности.

Материал к занятию:

  • Загадки;
  • Игра «Летчик», на развитие координации речи и движения;
  • Предметные картинки (слово со звуком Ц в разной позиции);
  • Поезд с вагонами (карты-схемы частей слова);
  • Пеналы с наборами кругов для звуко – слогового анализа и синтеза;
  • Доска.

 Мотивационно – побудительный этап.

- Здравствуйте. (здравствуйте)

- Сядет тот, у кого в имени 3, 4, 5 звука.

- Садитесь.

Организационно – поисковый этап.

Повторение изученного материала.

- Чем отличаются гласные от согласных? ( Гласные мы можем пропеть)

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы- видим и читаем)

- Сегодня к нам в гости пришел новый звук.

- Отгадайте, какой звук?

Развитие логического мышления.

                Нарядные сестрички

                Весь день гостей встречают,

                Медом угощают.

                                        (цветы)

Явился в желтой шубке,

                Прощайте, две скорлупки.

                                        (цыпленок)

Два кольца, два конца,

                А по середине гвоздик.

                                        (ножницы)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и солёный.

                        (огурец)

На гору бегом,

А с горы кувырком.

                        (заяц)

- Отгадали, какой звук? (Ц)

- Правильно.

- Кто знает, какой это звук? (согласный, глухой, твердый)

- Ребята, этот звук необычный, т. к. он состоит из двух звуков Т-     С.

- Попробуйте быстро произнести Т- С.

- Представьте, что Звукоед спит, покажите, чтобы было тихо.

 Прикладывают палец к губам и произносят «Ц», каждый.

Развитие слухового внимания.        

- Давайте отправимся на охоту, приготовили свои ловушки и будем ловить звук «Ц».

Ц, В, П, С, Х, Ц

В слогах

ЦА, КА, ЦЫ, СО

В словах

ЦИФРА, РУКА, КУРИЦА, МОЛОКО, ЦИРК.

- Молодцы.

Развитие фонематического анализа.

- А сейчас мы будем отправлять поезд, но чтобы его отправить, нужны пассажиры, а пассажирами у нас будут картинки.

Выбирают картинку, определяют место звука, кладут в соответствующий вагон.

Игра «Что лишнее?» по месту звука в слове.

ЦИРК, ЦИФРА, ОГУРЕЦ

- Почему?

ПАЛЕЦ, ОВЦА, ЛЕДЕНЕЦ

 - Почему?

ЦАПЛЯ, МОЛОДЕЦ, ОГУРЕЦ.

- Почему?

-Молодцы.

- Наш Звукоед проснулся и съел последние звуки, я не могу вам сказать слова. Помогите мне ребята.

ДВОРЕ…, МОЛОДЕ…, ЖЕЛЕ…, ПЕВЕ.., ПЛАВЕ…, ЛЕДЕНЕ…,

ПРОДАВЕ….

ЦА

МЕЛЬНИ…, ВОДИ…., ПЕВИ…., КУРИ…., УЛИ…, БОЛЬНИ…..

Работа со схемами слов.

- Сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете составлять схему слова.

     ЦВЕТЫ, ВОДИЦА.

У каждого на парте набор кружочков (крас., син., зел.)

Физкультминутка.

Развитие общей моторики.

Игра «Летчик».

Быть шофером хорошо,

(Бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

А летчиком - лучше.

( Бегут, расставив руки, как крылья)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин.

(Остановились, наклонили воображаемый сосуд)

Завожу пропеллер.

( Круговые движения правой рукой)

«В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели».

 ( Бегут, расставив руки)

- Садитесь.

- Откройте тетради, посмотрите, кто нарисован? (циркач)

- Где слышится звук «Ц»? Отметили. (в начале)

- Звук «Ц», а буква Ц (показываю букву)

Что за хвостик на конце –

                На конце у буквы Ц?

                Этот хвостик не виляет,

                Комаров не отгоняет.

Развитие графо – моторных навыков.

- Взяли карандашики в руки и в воздухе пишем букву Ц.

        Пишут в воздухе.

- Посмотрите на циркача, где спрятались буквы Ц?

- Попробуйте по образцу написать букву Ц.

        Работают в тетрадях.

Рефлексивно – коррегирующий этап.

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Все хорошо работали, молодцы. Спасибо.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Знакомство со звуком и буквой - О -.

Конспект занятия для ознакомления детей в старшей группе со звуком и буквой - О -....

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...