Пособие по дифференциации гласных звуков
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Представлено разработанное пособие для детей-дошкольников старшего возраста по дифференциации гласных звуков. Пособие легко выполнить самим вместе с детьми. Выложены различные варианты заданий и примеров для данного пособия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_dlya_differentsiatsii.docx253.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пособие по дифференциации
гласных звуков

Цель: Дифференциация гласных звуков

Задачи:

  1. Учить детей давать сравнительную характеристику гласным звукам;
  2. Подбирать слова (картинки) на заданный звук;
  3. Формировать умение различать гласные звуки;
  4. Развивать фонематические процессы;
  5. Развивать звукобуквенный анализ;
  6. Закреплять понятие о месте нахождения звука в слове
  7. Развивать память, внимание и мышление
  8. Закрепление пространственных понятий и предлогов

Это пособие может изготовить взрослый самостоятельно и предоставить детям уже готовый вариант или же делать его вместе с детьми. Выполняется из любых картинок: из старых книжек, потерянных карточек из лото, наклеек, дети могут приносить из дома в качестве домашнего задания и пр.

Здесь я представила в качестве примера всего несколько готовых листов и примерные задания к ним. Как видно будет из дальнейшего текста, вариантов задания – великое множество и каждый сможет придумать что-нибудь свое.

По первому листу можно проводить такие задания.

  1. Каждую гласную обводим своим цветным карандашом;
  2. Определяем в слове первый звук и проводим цветную дорожку к гласной;

Вариант: 

  • Дорожка может быть пунктирной, петлеобразной, волнистой, зигзагообразной и пр.
  • Гласную и картинки не соединяем, а обводим одинаковым цветом;
  • Соединяем картинки, которые начинаются с одного звука.

Следующий лист представлен в двух вариантах и заданий гораздо больше. Часть «А» работает и на одном, и на втором листе (со схемой слова и с листом с окошками). Задания такие: 

  1. Закрепляем пространственные понятия – справа-слева, правый верхний, нижний угол и пр., предлоги над, под, между.C:\Users\Иришка\Pictures\скан для пособия\мама скан6.jpeg
  2. Закрепляем знания из окружающего мира:

что растет? (арбуз, розы, ива, усы)
что растет и съедобное?
что растет и пахнет?
кто растет? (кит, морж, лось, утка, рыба)
кто растет и живет в воде? (на суше и пр.)

  1. Образовываем качественные прилагательные:
    что сделано из дерева? (лыжи, бочка, крыша и забор). Ответ ребенка: деревянные лыжи (могут сказать, что пластмассовые), деревянная бочка и т.д.,

что из резины? (металла, кирпичей)C:\Users\Иришка\Pictures\скан для пособия\мама скан61.jpeg

  1. Образовываем слова с уменьшительно-ласкательным значением: 
    что принесем гномику на день рождения? (розочки, ивушку, уточку и пр.)

  1. Задания для листа со схемой слова:

вписываем одну букву (начало, середина, конец слова) и соединяем картинки со схемой;
в разных схемах гласные могут быть разные:

  • Начало слова «И» (игла, ива),
  • Середина слова «У» (арбуз, автобус), как вариант: возле рыбы пУзыри,
  • Конец слова «Ы» (розы, усы) 

  1. Задания для листа с окошками:

У ребенка небольшие кружки (фишки) разного цвета (по нескольку штук) и перевернутые гласные (ребенок не видит) на квадратах такого же размера, как и на листе с окошками. Ребенок открывает гласную, кладет в «окошко», а логопед или воспитатель (это задание я даю воспитателям на вторую половину дня) говорит, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец). Фишки одного цвета ребенок ставит на подходящие картинки, такая же фишка кладется возле гласной. Затем переворачивает следующую букву.C:\Users\Иришка\Pictures\скан для пособия\мама скан.jpeg

 Вариант:
Назови слово гласными звуками;

Назови сколько гласных в этом слове и сколько слогов и обращаем внимание ребенка на то, что количество слогов совпадает с количеством гласных;
Угадай, какое слово я называю (ы-а-рыба, о-ы-о-солнышко, мы эту картинку сразу так называем)

В словах «машина, лыжи» говорим ребенку, что после «Ш» или «Ж» пишем «И».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

Автоматизация и дифференциация гласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.

В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации гласных звуков у детей.Также данный материал можно использовать при определения положения звуков А, У, О, Ы, И в слове (в начале, ...

Дифференциация гласных звуков

Ребёнок учится находить картинки с мягкими и твёрдыми согласными, вставляет пропущенные буквы в и читает слова парами....

Дифференциация гласных звуков в словах

На рабочем листе (тренжере) изображены предметные картинки, которые начинаются и заканчиваются на гласные звуки А, И, У, О. Под картинкой черта, условно обозначающая слово. Ребенок определяет первый и...

Презентация "А-У" Дифференциация гласных звуков

Дифференциация гласных звуков....

Дифференциация гласных звуков в словах (по картинкам).

Материал представлен в виде перфокарт. Ребёнок должен определить гласный звук в названии картинки и соединить картинку с соответствующей буквой....