Пособие по дифференциации гласных звуков
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Представлено разработанное пособие для детей-дошкольников старшего возраста по дифференциации гласных звуков. Пособие легко выполнить самим вместе с детьми. Выложены различные варианты заданий и примеров для данного пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_dlya_differentsiatsii.docx | 253.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пособие по дифференциации
гласных звуков
Цель: Дифференциация гласных звуков
Задачи:
- Учить детей давать сравнительную характеристику гласным звукам;
- Подбирать слова (картинки) на заданный звук;
- Формировать умение различать гласные звуки;
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать звукобуквенный анализ;
- Закреплять понятие о месте нахождения звука в слове
- Развивать память, внимание и мышление
- Закрепление пространственных понятий и предлогов
Это пособие может изготовить взрослый самостоятельно и предоставить детям уже готовый вариант или же делать его вместе с детьми. Выполняется из любых картинок: из старых книжек, потерянных карточек из лото, наклеек, дети могут приносить из дома в качестве домашнего задания и пр.
Здесь я представила в качестве примера всего несколько готовых листов и примерные задания к ним. Как видно будет из дальнейшего текста, вариантов задания – великое множество и каждый сможет придумать что-нибудь свое.
По первому листу можно проводить такие задания.
- Каждую гласную обводим своим цветным карандашом;
- Определяем в слове первый звук и проводим цветную дорожку к гласной;
Вариант:
- Дорожка может быть пунктирной, петлеобразной, волнистой, зигзагообразной и пр.
- Гласную и картинки не соединяем, а обводим одинаковым цветом;
- Соединяем картинки, которые начинаются с одного звука.
Следующий лист представлен в двух вариантах и заданий гораздо больше. Часть «А» работает и на одном, и на втором листе (со схемой слова и с листом с окошками). Задания такие:
- Закрепляем пространственные понятия – справа-слева, правый верхний, нижний угол и пр., предлоги над, под, между.
- Закрепляем знания из окружающего мира:
что растет? (арбуз, розы, ива, усы)
что растет и съедобное?
что растет и пахнет?
кто растет? (кит, морж, лось, утка, рыба)
кто растет и живет в воде? (на суше и пр.)
- Образовываем качественные прилагательные:
что сделано из дерева? (лыжи, бочка, крыша и забор). Ответ ребенка: деревянные лыжи (могут сказать, что пластмассовые), деревянная бочка и т.д.,
что из резины? (металла, кирпичей)
- Образовываем слова с уменьшительно-ласкательным значением:
что принесем гномику на день рождения? (розочки, ивушку, уточку и пр.)
- Задания для листа со схемой слова:
вписываем одну букву (начало, середина, конец слова) и соединяем картинки со схемой;
в разных схемах гласные могут быть разные:
- Начало слова «И» (игла, ива),
- Середина слова «У» (арбуз, автобус), как вариант: возле рыбы пУзыри,
- Конец слова «Ы» (розы, усы)
- Задания для листа с окошками:
У ребенка небольшие кружки (фишки) разного цвета (по нескольку штук) и перевернутые гласные (ребенок не видит) на квадратах такого же размера, как и на листе с окошками. Ребенок открывает гласную, кладет в «окошко», а логопед или воспитатель (это задание я даю воспитателям на вторую половину дня) говорит, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец). Фишки одного цвета ребенок ставит на подходящие картинки, такая же фишка кладется возле гласной. Затем переворачивает следующую букву.
Вариант:
Назови слово гласными звуками;
Назови сколько гласных в этом слове и сколько слогов и обращаем внимание ребенка на то, что количество слогов совпадает с количеством гласных;
Угадай, какое слово я называю (ы-а-рыба, о-ы-о-солнышко, мы эту картинку сразу так называем)
В словах «машина, лыжи» говорим ребенку, что после «Ш» или «Ж» пишем «И».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".
В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...
Автоматизация и дифференциация гласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.
В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации гласных звуков у детей.Также данный материал можно использовать при определения положения звуков А, У, О, Ы, И в слове (в начале, ...
Конспект интегрированного занятия в младшей группе дифференциация гласных звуков «Веселый снеговик "
Развитие речи и лепка...
Дифференциация гласных звуков
Ребёнок учится находить картинки с мягкими и твёрдыми согласными, вставляет пропущенные буквы в и читает слова парами....
Дифференциация гласных звуков в словах
На рабочем листе (тренжере) изображены предметные картинки, которые начинаются и заканчиваются на гласные звуки А, И, У, О. Под картинкой черта, условно обозначающая слово. Ребенок определяет первый и...
Презентация "А-У" Дифференциация гласных звуков
Дифференциация гласных звуков....
Дифференциация гласных звуков в словах (по картинкам).
Материал представлен в виде перфокарт. Ребёнок должен определить гласный звук в названии картинки и соединить картинку с соответствующей буквой....