"Юные пожарные", НОД в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

В непосредственно-образовательной деятельности представлен материал на закрепление знаний по пожарной безопасности в быту, развитию мелкой моторики, связной речи,графических навыков. Все задания сопровождаются обучающей презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_pozharnyenod_v_starshey_gruppe.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед первой квалификационной категории Безина И.А.,      

МДОУ Красногорский детский сад «Солнышко»

 «Юные пожарные» (Интегрированная НОД  в старшей группе)

Образовательные области:  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в быту, систематизация знаний об огне, о пожаре, о профессии пожарного. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

          -.уточнять, углублять  и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

- закрепление приобретенных произносительных навыков;

-совершенствование навыков согласования количественных числительных  и  прилагательных с существительными;

-развитие темпо-ритмических характеристик речи;

-совершенствование навыков составления  предложений по картинкам;

-активизация словаря по теме.

Коррекционно-развивающие:

-совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти;

-развитие речевого дыхания;

-совершенствование координации речи с движением;

-совершенствовать диалогической и монологической форм речи.

-Развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.

Коррекционно-воспитательные:

-совершенствование умения работать в коллективе;

-повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование

Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Юные пожарные»

Раздаточные: дидактический материал «Стихи и картинки. Пожарная безопасность», разрезные картинки «Пожарный инвентарь», карточки для графического диктанта «Спешим на пожар»,  медали «Юный пожарный».

Форма проведения: групповая

Этапы:

1.Организационный момент.

 1.1.Организационный момент.  – Ребята, давайте начнем нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра. ( Передаём «искорку»).

1.2.Беседа с детьми..

На  экране картинка пожара.

Логопед:  Что происходит, ребята, как вы думаете?

Ответы детей.

Логопед: Нам надо оказать помощь в тушении пожара. Вы согласны?

2.Основная часть.

2.1 Рассматривание слайдов, беседа.

Логопед: Ребята, как называется профессия людей, которые борются с пожарами?   Давайте ответим с помощью наших пальчиков.

2.2Практическая деятельность,(игра).Пальчиковая гимнастика.

Читает логопед

Выполняют дети

С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? ( Пожарные)

Поочередное соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному пальцу. Соединяют пальчики двух рук одновременно.

2.2Беседа. Логопед: Чтобы стать пожарным надо пройти специальную подготовку. Я предлагаю не терять времени даром, и пока мы будем добираться до очага пожара, пройдем весь курс подготовки.  Прежде, чем приступить к  учениям, скажите: каким должен быть пожарный?

Ответы  детей.  

Логопед: Вот мы и должны сейчас показать, что мы знаем и умеем.  

2.3. Разгадывание загадок.

огонь, спички, искра

2.4.Сюрпризный момент- появление Искорки.

Искорка: Я - искорка сверкающая, красная.

Красивая, но очень я опасная!

И лучше подружиться вам со мною-

Могу я доброй быть, могу бедою!

Логопед: - Огонёк всегда такой,

Он хороший и плохой.

Он и светит, он греет

И проказничать умеет.

-Ребята, давайте подружимся с Искоркой, оставим её вместе с нами выполнять задания?

2.5. Задание на согласование числительных с существительными. .  Задание «Посчитай искры». Дети считают  от 1 до 5 со словом  искра.

-Из одной маленькой искорки может разгореться огонь.

2.6 Огонь, верно, служит человеку и нам без него не обойтись. Для чего нам нужен огонь?

Ответы детей. ( чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор ит.д.)смелый, сильный, умный. находчивый, сообразительный, храбрый)

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт

Логопед: Каким может быть огонь?

Ответы детей.(разный, большой и маленький, опасный, безжалостный, полезный и т.д.)

Логопед: Да, огонь и красив и страшен.  Если забыть об осторожности обращения с огнем, одна маленькая искорка становится смертельно опасной, может возникнуть пожар.

3. Практическая деятельность (игра). Складывание разрезных картинок «Средства для тушения пожара». Работа в парах.

4..Физкультминутка. «Выезд на пожар».   А на чем передвигаются пожарные по городу? (Ответы детей).

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперед,

Дети идут дробными, ритмичными шагами, делают ритмичную «вертушку»  руками, изображая руль.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет.

Ритмично потирают кулачок о кулачок и топают ногами

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулачка.

Вой пронзительной сирены

Может оглушить.

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь.

Дети складывают пальцы одной ладошки «трубочкой» и прижимают к губам, ладошку другой руки ритмично подводят к «трубочке» и отводят.

Ритмично закрывают уши ладонями.

Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально.

Прижимают ладони  к щекам и ритмично покачивают головой.

Ритмично потирают ладони.

Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены и ритмично изображают пламя.

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.

Логопед: Правильно! К месту пожара спешат специально оснащенные пожарные машины с отрядами бойцов.  Машины яркого красного цвета со складной пожарной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, включают громкий звук пожарной сирены и все другие машины уступают им дорогу. А почему машины красного цвета?

Ответы: (цвет огня, цвет опасности, цвет, который виден издалека)

Логопед: Внимание! Пожарная команда готова к выполнению задания! Пожарная машина должна проехать к дому, где начался пожар. В этом нам помогут карточки, в которых надо указать маршрут для пожарной машины. Будьте внимательны! (Дети выполняют графический диктант «Спешим на пожар»).

5. Графический диктант.

Логопед читает задание: Покажи путь, который должна пройти эта машина:

1. Две клеточки вверх.

2. Две клеточки влево.

3. Три клеточки вверх.

4. Две клеточки вправо.

5. Одна клеточка вверх.

6. Четыре клеточки влево.

7. Три клеточки вверх

6.Задание на развитие слухового внимания. « Какое слово лишнее?»

пожарный, пожарный, пирожное, пожарный

опасный, красный, опасный, опасный.

7.Грамматическое задание « Исправь предложение».

Пожарный (пожарная) машина спешит на пожар.

Пожарный тушила (тушил) пожар.

-Быстро прибыла наша машина к месту пожара. Но пожарные должны разобраться, что, же стало причиной пожара.

8. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Вот  у нас горит свеча. Может быть, она стала причиной пожара?  Надо задуть пламя.  Следите, чтобы выдох был длительный, сильный и плавный. Щечки не надуваем!  (Дети выполняют упражнение  «Задуй свечу»).

А какие правила пожарной безопасности знаете вы? Попросим ребят рассказать нам об этом.

9.Рассказ ребёнка с показом иллюстрации.

1.Предложил однажды Рома

Фейерверк устроить дома.

Из двенадцати ракет пока папы с мамой нет.

Рома взял ракеты в руки,

Я поджёг четыре штуки.

Не пришлось повеселиться-

Оба мы лежим в больнице.

2.Мишке любимому девочка Мила

погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

И вскоре о нем совершенно забыла.

Помните, дети, пожары бывают, когда про включенный утюг забывают!

3.Скучно маму ждать с работы,

Очень хочется компоту.

В кухню Юленька вошла,

Под кастрюлей газ зажгла.

Час прошёл - кипит кастрюля.

Испугалась наша Юля,

Мало сделалось воды.

Так недолго до беды...

Сам к плите не прикасайся, лучше взрослых дожидайся.

4.В зажигалке или в спичке -

Огонёчек - невеличка.

Просит: поиграй со мной,

Я ведь робкий и ручной».

Но плохая он игрушка:

Подожжёт диван, подушку,

Книжки, стол, ковёр, обои

И большой пожар устроит.

Что запомнить мы должны:

Спички детям не нужны.

5.Огонь и дым со всех сторон,

Нам срочно нужен телефон.

Простые цифры набирай

И адрес точный называй.

. -Дым увидел – не зевай

И пожарных вызывай.

-Помни каждый гражданин,

Это номер 01.

8.Сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать.

Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички.

Кто без спросу и не раз сам включает дома газ?

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?

Кто, уйдя из дома вдруг, оставит включенным утюг?

 Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Логопед:  Ну, вот наше ученье и закончилось. Что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей). Вы показали свои знания и умения! И каждый из вас получает медаль «Юный пожарный».

                   

Список использованных источников.

1.Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2.Вохринцева С.В.  Окружающий мир. Пожарная безопасность. Дидактический материал.- Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2010.

3. Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. //Логопед. 2011. №3

4.Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы.//Логопед. 2008. №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой досуг по пожарной безопасности в старшей группе «Юный пожарный»

Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.Задачи:·        Формировать у детей навыки безопасного поведения при по...

Занятие по пожарной безопасности в старшей группе Тема «Юные пожарные!»

Цели:Ø закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня;Ø закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;Ø научить набирать номе...

Игровое занятие по пожарной безопасности в старшей группе: « Юный пожарный»

Ознакомить с правилами пожарной безопасности. - закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии «пожарный»; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей...

Игровой досуг по пожарной безопасности в старшей группе «Юный пожарный»

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре...

НОД по пожарной безопасности в старшей группе Тема «Юные пожарные!»

Цели:закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;научить набирать номе...

Развлечение по правилам пожарной безопасности в старшей группе «Юные пожарные»

Развлечение по правилам пожарной безопасности в старшей группе «Юные пожарные»...

Сценарий НОД «Школа юного пожарного» для детей старшей группы

Целью данного занятия является закрепление знаний о правилах пожарной безопасности. С учетом интеграции всех образовательных областей и использованием современных педагогических технологий....