Рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить.
консультация (младшая группа) по теме

Борисова Ксения Владимировна

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит.    Другие, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, и,  четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam_1_ml._gr.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

     Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: Он все понимает, только ленится, или Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками всегда так. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
   Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
 Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи «Мы одели футболку, джинсы, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: Дай ручку.  Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.


3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бах.


4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.


5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки - ку-ку, Паровозик - ту-ту). Можно вместе удивляться: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.


6. Чаще  читайте детям первые детские сказки, стихи. Побуждайте договаривать  слова по мере речевой возможности.


7. Привлекайте внимание к губам, особенно на первый звук. Дайте потрогать губы. Произносите  звуки четко, обращая внимание на их артикуляцию.

8. Маме можно накрасить губы и «поиграть» ими, а ребенок будет охотно подражать. Например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррррррр, сделайте круглые губы, широко открывайте и закрывайте ротик и тому подобное…

9. Поиграйте теперь над развитием мышц, которые участвуют в артикуляции звука – это щеки. Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую.

10. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.

11. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.


12. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много).

13. Развивайте мелкую моторику  у детей с самого раннего возраста, такие занятия способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления, а также подготавливает руку ребенка к письму. Полезен массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока». Играйте в мозаику, «лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.

14. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Успехов вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям неговорящих детей и детей с заиканием

Предлагаю Вашему вниманию материал, который часто размещают в логопедическом уголке в качестве информации для родителей детей с речевыми нарушениями. Надеюсь, что кому-нибудь он будет полезен....

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ "ЕСЛИ ДЕТИ НЕ МОГУТ ПОДЕЛИТЬ ИГРУШКИ"

Когда в семье несколько детей, неизбежно возникают споры вокруг игрушек. Первые столкновения начинаются уже тогда, когда малыш начинает ползать. Что делать? Есть несколько простых правил, которые помо...

Рекомендации родителям неговорящих детей (детей с ОВЗ)

Важные условия эффективной коррекционно-развивающей работы, ее высокой результативности и положительной динамики - это активное и осознанное участие родителей, их тесное взаимодействие со специалистам...

Рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить

В статье приведены рекомендации для родителей, чьи дети не могут долго заговорить...

Консультация для родителей «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»

Даны рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в целях повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи....