Логопедическое открытое занятие на тему "Сказка о золотой рыбке на новый лад" .
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Форма организации: подгруппа
Цель: Дифференциация звуков Р, Рь в самостоятельной речи детей.
Задачи:
Обучающие:
- учить разгадывать загадки;
- подбирать слова-антонимы;
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать умение составлять предложения
- подбирать родственные слова;
- развивать навыки словообразования и словоизменения;
- развивать умение употреблять в речи образные выражения, пословицы;
- употреблять в речи сложноподчинённые предложения;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию;
Воспитывающие:
-воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.
Предварительная работа:
-чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
- заучивание пословиц «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Дай с ноготок, запросят с локоток», «Только ума за деньги не купишь», «Не садись не в свои сани»
- отгадывание загадок на тему: «Рыбы»;
- толкование устаревших редко встречающихся слов:
ветхая землянка, невод, молвит, старче, не слыхивал, забранила, кликать, сварливая, со светелкою, душегрейка, на маковке кичка, чупрун, пряник печатный.
-прослушивание классической музыки
Материал:
Выставка по сказке «Золотая рыбка»
Детские рисунки с помощью родителей.
Коллективная работа «Золотая рыбка» -поделка из соленого теста.
Рыбка из яичной скорлупы.
Картина «Рыбка»в техники квиллинг.
Книги А.С.Пушкина.
ИКТ презентация по сказке, запись звуков моря, морские камушки, мнемотаблица, стаканы с водой и трубочками для развития дыхания.
1.Введение.
(Дети входят в группу под музыку и шум морского прибоя слайд (Пушкин)
Л:- Дети, Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз поговорить о сказках Александра Сергеевича Пушкина. слайд (Сказки)
Дети, какие сказки Пушкина вы знаете?
Д:- «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке»
2.
Л:- Молодцы!!! Дети, а вы хотите отправиться в путешествие по сказке? А в какую сказку мы попадем , вы сейчас отгадаете
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!
- А из какой сказки этот персонаж? слайд (рыбка)
Д: - Из сказки «Сказка о золотой рыбке»
Л: - А что в сказке делала рыбка?
Д: -Исполняла желания старика и старухи.
Л: - Молодцы, а много желаний было у старика и старухи?
Д: -Очень много.
Л: - Вспомните эти желания!
Д: - Захотела иметь старуха новое корыто; красивую избу; захотела стать дворянкой столбовой, вольною царицей, морской владычицей
2.Игра «Наоборот»
Л:-Молодцы! Посмотрите, вот старик из сказки
Он был: слайд (Старик)
- не молодой, а … (старый),
- не храбрый, а … (трусливый).
Старуха его была: слайд (Старуха)
- не добрая, а … (злая).
- не щедрая, а … (жадная, скупая).
А вот и рыбка, она плавала в море: слайд (рыбка)
- не в грязной воде, а … (в чистой), слайд (море)
- не медленно, а … (быстро). слайд (рыбка)
- А была она не простая, а … (золотая) слайд (рыбка)
-Было море спокойным, а стало (беспокойным)слайд (море беспокойное)
3.Упражнение на развитие дыхания «Пузыри»
Л:- Дети покажите спокойное море, а сейчас беспокойное
(Дети дуют в стакан с водой с помощью трубочки)
4.Игра «Подбери родственные слова»
Л:- Молодцы!!!А сейчас я вам буду называть слова, а вы подберите к ним родственные слова. слайд(рыба)
Рыба - … (рыбка, рыбище, рыбешка, рыбак, рыболов, рыбачить)
Плавник - … (плавничок, плавничище, плавать)
Хвост - … (хвостик, хвастать, хвостище)
Глаз - … (глазик, глазище, сглазить).
3.
5.ИГРА В СЛОГИ на компьютере.
Л:- Дети, а сейчас я предлагаю вам поиграть с рыбкой , вы должны произнести слог, и отпустить ее в море
Пра-пря-прё-пру
Гры-гри-гру-грю
Бре-бры-брю-бра
Мра-мре-мро-мря
(Дети самостоятельно играют в игру)
6.Физминутка. слайд (рыбка)
Л: -Дети, посмотрите на экран, теперь закройте глазки и представьте себя рыбками
РЫБКА
Сложенными вместе ладонями
дети изображают, как плывёт рыбка.
Грозят пальчиком.
Медленно сближают ладони.
Снова изображают, как плывёт рыбка.
Делают хватательное движение обеими руками.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла.
Рыбка ХВОСТИКОМ махнула, Снова «плывут».
Рыбка быстро уплыла
7.Игра «Назови картинки»
Л:- Дальше путешествуем по сказке. слайд(картинки)
1.Миша, назови картинки которые встречаются в сказке ? (Корыто, рыбка, старуха, крылец ,стража, топор)
Л:- Какой звук живет во всех картинках (Звук Р) слайд(картинки)
Л:- Какой это звук?
Д:- Согласный, твердый
2. Маша, назови картинки со звуком Рь, которые встречаются в сказке.
Д:- Старик, пряжа, море, терем, дворянка, царица, буря
Л:- Какой звук живет в этих картинках
Д:- Звук Рь
Л: Какой это звук?
Д:- Согласный ,мягкий
3. Даша, расскажи отрывок из сказки с помощью схемы слайд (мнемотехника)
Л:- Какое устаревшее слово тебе здесь встретилось? (душегрейка)
Л:- Объясни, что это такое? (Это безрукавка из меха соболя, в ней всегда тепло, поэтому ее называют душегрейкой)
Л:-Молодцы дети!!! Хорошо ориентируетесь в сказке.
4.
8.Игра «Добавь словечко» слайд (старуха сидит около корыта)
Л:-Ребята, посмотрите на картину ,вы должны по этой картинке составить предложения, начнем с короткого, а закончим длинным предложением. Дети на берегу моря всегда много камушек. Возьмите их в руки , потрогайте какие они гладки и приятные. Сколько у вас камушков, столько слов в предложении вы должны придумать.
Сидит старуха
Сидит старуха у корыта
Сидит печальная старуха у корыта
Сидит печальная старуха у разбитого корыта.
9.«Пословицы»
Л:- Молодцы дети!!! В сказке есть пословица «Не садись не в свои сани» скажите, что это значит?
Д:- Это значит, что старуха всегда была черной крестьянкой, а царицей она не может быть.
Л:- А какие пословицы еще подходят к этой сказке?
Д:- Дай с ноготок, запросят с локоток.
Л:- Объясните, эту пословицу?
Д:- То, что рыбка исполняла желания старухи, а ей было все мало и мало
Д:- Только ума за деньги не купишь.
Д:- Старуха в конце сказки стала богатой, но была очень жадной, и опять осталась со своим корытом.
Д:- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Д:- Старуха хотела получить богатство, а работать не хотела.
10.Итог занятия
Л:- Дети, вам понравилось путешествовать по сказке А.С.Пушкина? Посмотрите на золотую рыбку. Представьте себе, что она рядом и скажите свои пожелания, она обязательно их исполнит!
М:- Я желаю, чтоб все люди на земле были добрыми и любили природу
Д:- Я мечтаю, чтоб старуха стала доброй и любила своего старика.
М:- Я мечтаю, чтоб рыбка никогда не попалась в сети рыбакам.
Л:- Молодцы! Вы очень хорошо запомнили сказку Пушкина. Пригласите гостей посмотреть нашу замечательную выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникация. Конспект интегрированного занятия «СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ НА НОВЫЙ ЛАД».
Конспект интегрированного занятия. Основная область коммуникация (развитие речи) в подготовительной группе....
Новый год с золотой рыбкой
Сценарий новогоднего праздника....
Конспект совместной деятельности на тему: «Новая история о золотой рыбке» в средней группе
В интересной и увлекательной форме дети 4-5 лет знакомятся с подводным миром, отвечают на вопросы проблемного и поискового характера. Образовательная деятельность построена на интерации образовательны...
Презентация Экологической сказки "Золотая рыбка на новый лад".
Презентация Экологической сказки "Золотая рыбка на новый лад"....
Сценарий сказки "Золотая рыбка на новый лад"
Театрализованная деятельность с участием родителей воспитанниковю...
Рабочая программа образовательной деятельности в средней логопедической группе «Золотая рыбка» (4 -5 лет) и старшей логопедической группе «Кораблик» (5-6 лет)
составлена, на основе примерной основной образовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М.А. ВасильевойМозаик...
сценарий праздника мам и бабушек "Сказка о золотой рыбке на новый лад"
веселый , необычный сценарий в стихотворной форме для детей старшего возраста....