Конспект совместной деятельности. Автоматизация звука Р.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Полицковая Оксана Леонидовна

Конспект занятия с детьми старшего возраста. В игровой форме проходит уточнение произношения звука Р, автоматизация на материале слогов, слов и фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_r.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Полицковой О. Л. с детьми старшего дошкольного возраста.

Веселые игрушки. Автоматизация звука [ Р].

Цель:

Закреплять навыки правильного произношения звука [ Р ] в словах, предложениях, текстах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие.

Тренировать артикуляционный аппарат посредством выполнения артикуляционной гимнастики с использованием игрушек-помощников, работать над речевым дыханием и дикцией.

Закреплять умение определять место звука [Р] в словах, развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание.

Обогащать активный словарь  детей посредством использования в речи антонимов.

Развивать осмысленное восприятие текстов, учить исправлять ошибки в деформированном тексте, развивать связную речь путем заучивания стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Воспитательные.

Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, эмоционального удовлетворения от совместной деятельности.

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, информационно-коммуникативные, игровые.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, презентация к теме « Артикуляционные игрушки-помощники»,  игрушки (пирамидка, Петрушка, паровоз, кукла), карточки-схемы для определения места звуков в слове, мнемотаблицы, таблички  для чтения, доска, мел, раскраски с изображением Петрушки.

Ход работы.

Организационный момент. Сообщение темы.

Сегодня мы будем играть с веселыми игрушками и закреплять произношение звука [Р]. Посмотрите на игрушки (пирамидка, Петрушка, паровоз, кукла). Какая из них лишняя и почему?

Дети: Лишняя кукла, так как в этом слове нет звука[ Р].

Дайте артикуляционно-акустическую характеристику звука. Дети отвечают с опорой на таблицу.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед предлагает выполнить гимнастику для языка и губ с использованием игрушек-помощников. (слайды презентации).

Проговаривание слогов со звуком [Р] с элементами фонетической ритмики.

Петрушка принес вам задания. Выполняя их, вы будете тренироваться в произношении звука [Р]. Логопед показывает детям красочный конверт с заданиями от Петрушки. Вот первое задание. Здесь напечатаны слоги со звуком [Р].

Дети проговаривают слоги вместе с логопедом. А для читающих детей

предлагаются таблички с напечатанными слогами.

РА-РО-РУ-РЫ-РЭ

АР-ОР-УР-ИР-ЫР-ЭР

Дидактическая игра «Исправь слово».

Теперь нам нужно выполнить второе задание. Детям предлагается вставить в слове звук [Р].

Таблички со словами для читающих детей.

Словарный материал:

к...овать — кровать

т...опка — тропка

т...ушу — трушу

д...ама — драма

к...ошка — крошка

к...аска — краска

к...от — крот

Проговаривание звука в чистоговорках.

– Петрушка отправляется в путешествие на паровозе и приглашает нас с собой. Повторяйте с ним его чистоговорки:

  • ра-ра-ра – вот высокая гора
  • ро-ро-ро – у Ромы новое ведро
  • ру-ру-ру – заяц грызет кору
  • ру-ру-ру – скачет кенгуру
  • ры-ры ры – Киру кусают комары
  • ор-ор-ор – у Ромы новый топор
  • ур-ур-ур – Рая гонит кур

Предлагаю напечатанный материал чистоговорок для читающих детей.

Определение места звука [Р] в словах.

Петрушка приготовил вам слова со звуком[Р], а вы определите, где в его словах этот звук: в начале, середине, конце слова.

Дети определяют место звука в слове при помощи карточек-схем.

РОМАШКА, МАРТ, ХОР, МОТОР, СОРОКА, КОМАР, РУКИ, НОРА, МУХОМОР, ПОМИДОР, РУКА, ЗАБОР.

Слова антонимы. Игра"Скажи наоборот».

Помогите нашему гостю сказать слова наоборот.

  • Злой – добрый
  • Больной – здоровый
  • Голодный - сытый
  • Веселый – грустный

Физкульт — минутка.

На болоте две лягушки, две зеленые подружки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям—физкульт привет!

Восстановление предложений со звуком[Р].

         У Петрушки есть друг- это лягушонок, он еще маленький и плохо говорит. Послушайте и скажите правильно:

...ома покупает ...озы. Шу…а моет …аму. Ю…а учит у…оки.

...ая пишет ...учкой. И…а несет …озу. Мама Ки…ы …аботает вече..ом.

Ю...а иг...ает с ...акетой. Шофе…ы идут в га…аж.

Ню...а ест а...буз. В се…ой ко…обке лежат ста..ые ка…андаши.

...омашки ...астут в т....аве.

Ма...уся соби...ает у...ожай.

Предлагаю читающему ребенку написать пропущенную букву. Текст записан на доске мелом.

Заучивание стихотворения.

В конверте последнее задание. Петрушка хочет, чтобы мы разучили про него стихотворение.

Я — Петрушка, я — Петрушка,

Я — веселая игрушка.

Будем с вами мы дружить,

Звуки чисто говорить.

Итог и сюрприз — задание.

У Петрушки есть для вас сюрприз. Он приготовил вам раскраски со своим изображением. Нужно раскрасить картинки цветами, в названии которых есть звук [Р]. Дома вы подумаете, какими карандашами нужно рисовать. Завтра мы посмотрим, что у вас получится. Скажем Петрушке: « До свидания!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"

Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....

конспект логопедической образовательной деятельности "Автоматизация звука Р"

Цели: закрепление правильного произношения  [Р] изолированно, в прямых и обратных слогах; автоматизация [Р] в словах; развитие артикуляционной моторики, моторики рук; закрепление темы «фрук...

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект совместной деятельности для автоматизации звуков в стихотворном тексте по теме: «Буква «У» из азбуки»

Конспект совместной деятельности для автоматизации звуков в стихотворном тексте по теме: «Буква «У» из азбуки» для детей с задержкой психического развития в возрасте ...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...