Консультация для воспитателей и родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Упражнения для развития мелкой моторики и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_palchikami_i_razvivaem_rech.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем пальчиками и развиваем речь.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом – речевое нарушение, при котором страдают все компоненты речевой системы: фонетико-фонематические и лексико-грамматические.
Как показывает ежегодная логопедическая диагностика, у детей с данной речевой патологией наряду с недоразвитием вербальной стороны речи, прослеживаются нарушения и невербальных процессов, одним из которых является выраженная в разной степени общая моторная недостаточность: дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге и т.п. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочерёдно пальцы, им трудно держать кисточку, карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции общей и тонкой моторики.
Работу желательно проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 3 – 4 минуты на занятиях логопеда, воспитателя, физкультурных занятиях.
Целесообразно проводить специальные упражнения (пальчиковую гимнастику), которые стимулируют речевое развитие. Соответствующее выражение«пальцы помогают говорить» не лишено основания, так как центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены рядом и влияют друг на друга. Систематическая тренировка пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, а как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей. Данные игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев рук необходимы для подготовки руки к письму, при их выполнении дети повторяют движения за взрослыми, проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков. Проанализировав большое количество специальной литературы современных авторов(Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Т.С. Овчинникова, Т.В. Будённая,А.В. Антонова и др.), была составлена картотека используемых в коррекционно – развивающей работе упражнений пальчиковой гимнастики. Например, некоторые из них:
«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, | Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца. |
Вышел дождик погулять. | Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук. |
Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? | «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу |
Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» | Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу. |
Дождь вздохнул тихонько: | Часто и ритмично бьют в ладоши. |
- Ох! | Один хлопок. |
И ушел. Газон засох. | Ритмичные хлопки по столу. |
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. | Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших. |
Вот так, Вот так, Новые кроссовки. | «Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |
Н.Нищева |
«Пирог»
Падал снег на порог. | Дети два раза медленно опускают ладони на стол. |
Кот купил себе пирог. А пока лепил и пек, | Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог |
Ручейком пирог утек. | «Бегут» пальчиками обеих рук по столу. |
Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. | Опять показывают, как пекут пироги. |
П.Воронько |
«На ёлке»
Мы на елке веселились, | Ритмичные хлопки в ладоши. |
И плясали, и резвились. | Ритмичные удары кулачками. |
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. | Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. |
Дал большущие пакеты, | «Рисуют» руками большой круг |
В них же – вкусные предметы: | Делают ритмичные хлопки. |
Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. | Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого. |
В.Волина |
«Наша группа»
В нашей группе все друзья. | Дети ритмично стучат кулачками по столу. |
Самый младший - это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. | Разжимают кулачки, начиная с мизинчика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...
консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".
большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Консультация предназначена в помощь родителям для развития связнной речи ребенка....
Консультация для родителей "ИГРАЯ С ПАЛЬЧИКАМИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!"
Консультация для родителей "ИГРАЯ С ПАЛЬЧИКАМИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!"...
Консультация для родителей "Играем с пальчиками-развиваем речь"
Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо ра...
Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»
Мастер-класс о повышении профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы....
Консультация для родителей "Играем с пальчиками – развиваем речь"
Ученые говорят, что развитие мелкой моторики влияет на развитие мозга ребенка и напрямую связано с развитием речи. Заметили, что если движение рук слажены, то речь у ребенка нормальная для...