Детско-родительский проект "Занимательное азбуковедение
проект по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №73 – ЦРР»
Проект
«Занимательное азбуковедение»
(по взаимодействию семьи и ДОУ в речевом направлении)
Учитель-логопед:
Голдырева Елена Александровна
Проект: «Занимательное азбуковедение».
Автор-составитель: Голдырева Елена Александровна, учитель-логопед.
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №73 – ЦРР».
Вид проекта: педагогический, среднесрочный.
Срок реализации: 6 месяцев.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности, работники библиотеки, родители, дети 6-7 лет.
Актуальность.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.
Детско-родительский проект «Занимательное азбуковедение» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.
Дошкольники - маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
В ходе реализации проекта мы увидим:
- творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;
- психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем;
- закрепление знаний о буквах;
- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Совместная работа учителя-логопеда, родителей и детей создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному развитию.
Цель.
Развитие речи и познавательных способностей детей посредством совместного творческого взаимодействия с родителями.
Задачи.
- Формировать фонематический слух и восприятие.
- Развивать звуко-буквенный анализ.
- Закреплять знания о буквах.
- Способствовать повышению заинтересованности родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
Предполагаемый результат.
Проект:
- ребенок закрепит представления детей о фонетической стороне слова;
- разовьет стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;
- разовьет коммуникативные навыки, готовность к совместной деятельности с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;
- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ.
План работы над проектом
І этап - подготовительный (сентябрь – октябрь)
«По дороге к азбуке»
Подготовительный этап проекта помогает выявить, как родители понимают «Что такое анализ и синтез слова?». Выявление проблемы через анкетирование, консультации, совместное создание развивающей среды в группе
ІІ этап – основной (ноябрь – декабрь)
«Уроки азбуки»
Основной этап проекта направлен на создание благоприятных условий для развития детей. Поэтапная работа с родителями и детьми помогает эффективно включать их образовательный процесс ДОУ через разнообразные игровые технологии, повысить интерес родителей к участию в разнообразных мероприятиях совместно с детьми (Приложение)
ІІІ этап – заключительный (январь)
«Устав азбуковедения»
На заключительном этапе вырабатывается единое с родителями мнение об основополагающих принципах работы по развитию обучения грамоте. Родители должны знать и понимать, что они главные помощники в обучении детей. Значимость результатов состоит в том, что совместная деятельность педагогов ДОУ, родителей и детей изменяет отношение к обучению грамоте.
Формы работы:
- занятия: лепка, рисование, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное;
- экскурсия (библиотека);
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические;
- конкурсы, семейные досуги: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», конкурс мини-музеев в ДОУ, «Все нам интересно», «Вместе играем – речь развиваем»;
- речевые праздники;
-создание домашней игротеки;
- презентация мини-музея “Моя любимая буква”»
- презентация детского исследовательского проекта «Такие разные буквы»;
- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование.
Этапы работы.
І этап - подготовительный | |||
Срок реализации | Форма работы | Цель мероприятия | Участники мероприятия |
сентябрь - октябрь | Родительское собрание «Недостатки развития речи дошкольника и их проявление в школьный период» | Создать условия для привлечения внимания родителей к обучению грамоте в ДОУ | Учитель-логопед, воспитатели, родители |
Оформление информационного стенда | Создание условий для ознакомления родителей с развитием звуковой культуры речи в ДОУ | Учитель-логопед, воспитатели (материал стенда пополняется, меняется ежемесячно) | |
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе» | Создание условий для ознакомления родителей с комплексной оценкой состояния звукового анализа и синтеза детей, индивидуальные рекомендации | Учитель-логопед, родители | |
Консультация «Учите играя» | Создать условия для ознакомления родителей с обучением грамоте дошкольников в ДОУ | Учитель-логопед, родители | |
Акция «Наши руки не для скуки» | Создание условий для привлечения родителей к изготовлению книжек-малышек в книжный уголок | Учитель-логопед, родители | |
Развивающая игра «Домик для звуков» | Создание условий для выявления у детей знаний о согласных звуках | Учитель-логопед, воспитатели, дети | |
Развлечение «По дороге к азбуке» | Создание условий для повышения знаний о буквах, повышение звуковой культуры речи детей и родителей | Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители |
ІІ этап – подготовительный | |||
ноябрь-декабрь | Непосредственно образовательная деятельность аппликация «Надела буква празднечный наряд» | Создание условий для формирования графического образа буквы | Воспитатели, дети |
Совместный досуг «Все нам интересно» (Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву “р”»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква». Заучивание стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука». | Создание условий для обсуждения литературных произведение | Родители, дети | |
«Неделя буквоежек» (последняя неделя каждого месяца): совместные праздники, развлечения | Создание условий для совместного регулярного семейного занятия азбуковедением | Специалисты ДОУ, родители, дети | |
Непосредственно образовательная деятельность с элементами творческого рассказывания «Моя любимая буква» | Создание условий для развития диологической речи | Учитель-логопед, дети | |
Вечер загадок на тему «Чтение и письмо» | Создание условий для развития, воображения, фантазии, мышления | Воспитатели, дети | |
Тренинг «С буквами играем – легко запоминаем» | Создание условий для ознакомления родителей способам запоминания детьми букв | Учитель-логопед, родители | |
Мини-музей «Моя любимая буква» | Создание условий для привлечения родителей к созданию графического образа буквы | Педагоги ДОУ, родители, педагоги | |
Гостинная «Вместе играем – речь развиваем» (дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Домики для звуков», «Помоги слону», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина “Пальчиковая азбука”) | Создание условий для обогащения родителей представлений о способах развития звукового анализа и синтеза | Специалисты ДОУ, родители, дети | |
Экскурсия «Путешествие в книжкино царство» | Создание условий для расширения знаний о многообразии обучающих книг | Педагоги ДОУ, родители, дети | |
Домашняя игротека «Уроки тетушки Совы», «Азбука малышка», «Игры для тигры», «Домашний логопед» | Создание условий для расширения представления родителей о компьютерных играх и познавательных видео-передачах для детей | Учитель-логопед, родители, дети | |
Презентация детско-исследовательского проекта «Такие разные буквы» | Создание условий для детского творчества | Педагоги ДОУ, дети, родители |
ІІ этап – подготовительный | |||
январь | Диагностика звуковой стороны речи дошкольников | Создание условий для выявления уровня сформированности звукового анализа и синтеза | Дети, учитель-логопед |
Презентация «Как мы делали букву» (оформление общей азбуки» | Создание условий для обобщения деятельности педагогов, родителей и детей | Специалисты ДОУ, родители, дети | |
Развлечение «По дороге к азбуке» | Создание условий для повышения знаний о буквах, повышение звуковой культуры речи детей и родителей | Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители |
Приложение
По дороге к азбуке |
(развлечение)
Ведущий: «Здравствуйте дети! Здравствуйте дорогие гости!
Мы пригласили Вас на праздник «Азбуки» У нас большая радость: мы выучили все буквы. Теперь мы умеем сами складывать их в слоги и даже слова. И сейчас мы расскажем нашим гостям чему мы научились за это время.
Над городом утром
Занялась заря.
В детском саду праздник,
Славный праздник –
Праздник АЗБУКИ!»
Под музыку вбегает Буратино.
Буратино: «Привет ребята! Узнал, что у Вас сегодня праздник «Прощай Азбука», а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро выучили буквы?»
Дети: «Научились!»
Буратино: «Ой, какие Вы молодцы! А меня помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю Вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как Вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину. (под музыку)
Мальвина: Здравствуйте ребята! Буратино сказал, что Вы уже хорошо знаете буквы. Это правда? Наверное, у Вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: АЗБУКА!
Мальвина: А знаете ли Вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдет чудо. (Хлопает в ладоши). Раз, два, три.
Входит под музыку Азбука.
Азбука: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я – Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на занятиях– мои друзья. А кстати, кто-нибудь знает откуда вязалось моё имя? (Если дети из зала не могут сами дать ответ Азбука поясняет).
Прислушайтесь как красиво звучит моё имя! Так что же оно значит?
Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она тогда иначе – «АЗ». Вторая буква, так похожая на современную «Б», называлась «БУКИ». «АЗ» и «БУКИ» вот и получилось – «АЗБУКА».
Я – АЗБУКА. Учу читать.
Меня ни как нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Мальвина: Дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике и ребята порадуют тебя песней о буквах.
Звучит песня о буквах.
Буратино: Молодцы ребята! Хорошую Вы спели песню. А теперь отгадайте мою загадку:
«33 родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице
И Повсюду славятся. (Буквы)
– Молодцы ребята, всё знаете.
Мальвина: Моя загадка будет сложней, отгадайте её:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё – (АЛФАВИТ!)
Выбегают ученики, у них в руках плакаты с буквами.
1-й ученик: А Б В Г Д Е Ж – прикатили на еже
2-й ученик: И К Л М Н О – дружно вылезли в окно.
3-й ученик: П Р С Т У Ф Х – оседлали петуха.
4-й ученик: Ц Ч Ш Щ Э Ю Я – вот и все мои друзья!
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Дети поют песню «Алфавит».
Мальвина: Теперь ребята, расскажите что Вы узнали на занятиях.
1-й ребенок:
Ежедневно по утрам,
Заниматься надо нам.
2-й ребенок:
«Ель», «Топор», «Лопата», «Руки» –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
3-й ребенок:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу – звать и аукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
4-й ребенок:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5-й ребенок:
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«МА» и «ША», запомни «МАША»
К нам явились на урок.
6-й ребенок:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«ТЫ» и «КВА», а вместе: «ТЫКВА»,
«СО» и «ВА», читай: «СОВА».
7-й ребенок:
Соединили мы два слова –
И предложение готово:
«ДОЖДЬ ИДЁТ.
ГРЕМИТ ГРОЗА.
УЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА.
1-й ребенок:
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу.
Мы все научимся читать.
2-й ребенок
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
3-й ребенок:
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Азбука: Молодцы ребята! А теперь мы загадаем Вам загадки о буквах. Будьте внимательны!
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … («А»)
Мальвина:
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра «3»… («З»)
А моё задание называется «Превращение слов – волшебные клеточки»
З | У | Б |
|
|
|
|
|
|
Д | У | Ш |
Буратино:
Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнут баранкой ногу… («Б»)
– Придумайте как можно больше слов к этим схемам:
Азбука:
Удобная буква,
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто… («У»)
Найдите слово в слове: «УТОЧКА», «УДАЧА», «УГОЛ» и «УХОД».
Буратино:
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква… («К»)
– Я приготовил для Вас игру «Из одного слова – несколько» КАРТОФЕЛЬ.
Буратино: Мы убедились, что буквы ребята знают. Но из букв надо ещё уметь составлять слова. Выйдете ребята с буквами и попробуйте составить слово.
А теперь составьте слова из этих букв
О Ш Л А К О К У Р Е М Р Н Е А Е П.
Мальвина: Вы изучили АЗБУКУ, знаете буквы. А хорошо ли Вы знаете, что необходимо будет школьникам?
Я всех знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учится. (Книга)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (Тетрадь)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком,
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
Я люблю прямоту
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
Если сломан карандаш
Я помощник первый Ваш
Я как врач, его лечу –
Быстро, остро заточу. (Точилка)
Буратино: Дорогая азбука! Ребята справились со многими сложными заданиями. А теперь ты сама отгадай, о какой букве расскажут тебе ребята.
Ребята показывают сценку «Буква Я»
Музыка для выхода.
Всем известно: буква «Я»
В азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
– Неизвестно?
– Неизвестно.
– Интересно?
– Интересно.
– Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас, буквы,
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»!
Я, – сказала буква «Я»
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла «Я»!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Говорят ей:
– Встань на место!
Отвечает:
– Не пойду.
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение.
Не более, не менее!
Тут вся азбука
Пришла в страшное волнение.
Фу-ты, ну-ты!
Фыркнул «ЭФ»,
От обиды покраснев.
Срам.
Сердито «ЭС» сказала.
Воображала! Это всякий так бы смог!
Попробуй потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.
Вдруг промямлил Мягкий знак,
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
Тише, буквы!
Стыдно, знаки!
Закричали гласные.
Не хватало только драки,
А еще согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймет.
Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед!
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бэ», ни «мэ».
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор:
Хорошо, идем на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я».
Буква «Я» взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только «я, я, я, я, я».
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха.
«О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревет.
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».
Что ж,
Решил весь алфавит.
Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
В том, что б все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы «Я».
Под музыку ребята уходят.
Азбука: Молодцы ребята! Мне понравилось Ваше выступление. Конечно, Вы рассказывали о самой хвастливой букве. Наш следующий конкурс «Незнайкины стихи».
В это время вбегает Незнайка
Незнайка: Подождите! Подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я к ребятам на каждое занятие приходил, я теперь все буквы знаю, все слова. Я даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Азбука: Ну как, ребята послушаем?
Наш новый конкурс так и назовём «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибется, поправьте его.
Незнайка:
Тает снег.
Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Азбука: Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
Дети: ГРАЧЕЙ!
Незнайка: Подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше:
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами…
– Что? Опять ошибка? Не может быть? А как надо?
Дети: ЧАЙКИ!
Незнайка: Понял, понял. Больше не собьюсь!
Врач напомнил дяде Мите,
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!
Дети: Не ЦАПЕЛЬ, а КАПЕЛЬ
Азбука: Эх, Незнайка, стихи заучить не так то просто. А ты опять допустил ошибку. Ребята, давайте поможем Незнайке. Сейчас мы с Вами вспомним стихотворение, написанное поэтом А. Шибаевым.
Азбука: Дедушка про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы …
Дети: Спасибо!
А слово то какое –
Очень дорогое!
Азбука: Молодцы ребята! Хорошие стихи Вы выучили. И слова хорошие, очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Понял, Незнайка, как стихи учить надо?
Незнайка: Понял, но я всё таки с ребятами прощаться не буду и приду к ним обязательно и на уроки чтения.
Азбука: Теперь я не сомневаюсь, что Вы будете успешно заниматься на занятиях обучения грамоте. А поведут Вас туда Ваши любимые сказочные герои. Какие именно? Сейчас узнаем!
Азбука:
Сейчас начнётся здесь парад,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад,
Твои любимые герои…
Вот шелестят уже страницы
И кто-то к нам уже стучится.
Появляются новые герои.
Азбука:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)
Айболит: Здравствуйте дети! А кто написал обо мне?
Буратино:
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется… (ЧЕБУРАШКА)
Под музыку песни о Чебурашке на сцену выходит Чебурашка.
Чебурашка: А как звали моего лучшего друга?
Незнайка:
Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (ВИННИ-ПУХ)
Под музыку песенки Винни-Пуха появляется Винни-Пух.
Винни-Пух: Что было в горшочке, когда я шёл на день рождения к ослику ИА?
Под музыку выходит ЗОЛУШКА.
– Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет?
Дети отвечают.
Азбука: Эти литературные герои, а с ними и многие другие проведут теперь Вас, ребята, дальше в страну Литературию. Но всегда рядом с Вами будут и мои друзья, мои буквы. Добрый Вам путь! На память онашем празднике хочу вручить всем Вам подарки – книги. Их Вам теперь предстоит читать самостоятельно.
Мальвина и Буратино вручают подарки.
Учитель: Дорогие ребята! Мы все поздравляем Вас с «Праздником Азбуки!» Желаем Вам быстрее научиться хорошо и с удовольствием читать книги, чтобы узнавать из них много нового и интересного.
Мальвина: Давайте на прощание ещё раз скажем спасибо азбуке, спасибо учителям. И на прощание споём песню.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.
9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).
10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.
П . . . . . . . . . . (простокваша).
17. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).
6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).
7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).
8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).
10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).
11. Записать гласные данного слова.
12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.
13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.
14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
- Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).
- Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
- Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.
- Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)
- Распространение предложений путём увеличения количество слов.
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
(перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв).
1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.
2. Запись слова с проговаривакием.
3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.
4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).
6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).
7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.
8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)
9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.
10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.
Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.
Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КИНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА ПИСЬМА
- «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
- «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.
- «Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
- «Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
- «Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
- «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет , пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
- «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.
- «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.
- «Раки». Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.
14 основных правил красивой речи
- При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
- Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
- Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
- Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.
- Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
- В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
- Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
- Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
- Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
- Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
- Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
- Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
- При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
- Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.
Обучаем дошкольника грамоте.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?
Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины.
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности .
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быст-ро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и син-тезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
В нашей практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую вв фонетическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.
Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки т д.) Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней.
Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. И это положение
неоднократно подтверждалось нашей практикой.
Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Что же такое звуковой анализ?
Под звуковым анализом понимается
1)определение порядка слогов и звуков в слове,
2)установление различительной роли звука,
3)выделение основных, качественных характеристик звука.
Можно обобщенно сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом (при норме речевого развития ребенка).
Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ — в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Берн-штейна, «безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить» («Вопросы обучения произношению». М., 1937).
Мы проанализировали ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов. Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте.
Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш — С, вместо Р — Ли т.п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совершенно естественно, что занимаясь со взрослыми чтением или письмом, такой ребенок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие.
Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнем, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Подобранная нами система работы делает возможным освоение элементов грамоты уже в 4 года.
Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?
Тест для родителей
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 2 3 4 5
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями, некоторые из которых Вы найдете в разделах 2 и 3.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей
5 — ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу
Этот краткий тест дает представление о тех типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
Итак, что же такое школьная зрелость (или, как еще говорят, психологическая готовность к школе)? Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит “не подготовлен”? — удивляются они. А разве не в школе их и должны учить читать, писать и вообще — заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства — умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы — в игры с правилами. Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени —да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе.
И не уповайте на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребенка готовят умные родители, не имея никакого педагогического образования. Дело в том, что очень изменился общеобразовательный уровень нашего общества, изменилась, в связи с огромным развитием в XX веке науки и культуры, программа общеобразовательной школы, усложнились задачи обучения в техникумах и различных училищах. В связи с этим сроки начала обучения детей в начальной школе значительно сдвинулись. Если в 30-40 годы обучение детей начиналось с 8-летнего возраста, и огромное место в начальной школе отводилось чистописанию, то в наше время все внимание уделено не чистописанию, а преподаванию начал математики, природоведения и культуры речи в первых классах. Вопрос: готовы ли наши дети, а скорее родители наших детей, к тому чтобы их чада уже во 2-ом классе бегло читали довольно сложные тексты, умели рассказать ход решения задачи и т. п. Ответ: да, родители наших детей уже настолько образованы, что могут подготовить своих детей к современному уровню обучения в школе. Почти все родители наших детей имеют среднее образование и могут научить ребенка читать до поступления в школу
А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. “Лакмусовой бумажкой” послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифровывая их самостоятельное письмо: 1 ) пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв (“коша” — кошка; “депо” — дерево; “цыпенок” — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — “све”; он — “но”); 3) замены букв: “солныско” —солнышко; “клю-чок” — крючок; “самок” — замок; “пабушка” — бабушка; “кот-ка” — кошка; “тетушка” — дедушка; “майчик” — мальчик и т. д.
Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным, а иной раз бывает такой сложный набор букв, что и “не придерешься” к смыслу написанного ребенком буквосочетания. А почерк? Что за почерк! Курица лапой писала! Все это не недосмотр учительницы первого класса, а неумение родителей подготовить своего ребенка к обучению в школе в целях предупреждения неграмматических ошибок в письме семи-восьмилетнего человека. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?
Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуативной, бытовой речи.
Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка.
Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только звуков “л”, “р”, но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабушка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто. Как же готовить ребенка к обучению в школе?
1. Прежде всего, как мы уже писали выше, не переживать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски.
Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех
сантиметров в высоту и шести-семи — в длину Первоначально “штрихи” ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать “работу” надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру; постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и “Р” — свистящие и “Л”, вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: “Ах, ты мой хо-лёсенький” (вместо хорошенький), “дай мне лючку, дай мне нёшку” (дай мне ручку, дай мне ножку), “ты мой масенький” (маленький) и т д.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.
3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.
Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать “перед ближайшей публикой”: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.
4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной-пять лет В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закреплению путем записи этих звуков (букв) в тетради.
Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие движения своих губ.
Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.
Сразу оговорюсь, что, во-первых, все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами.
Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское “тпру”, для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.
Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (Л, Р шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду, поставить ребенка на очередь для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправильно писать и читать в первых классах и стесняться говорить у доски, в старших классах не сможет заниматься в кружках художественного чтения. Его будут отстранять от роли ведущего.
В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести месяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих “домашние задания” логопеда. Поэтому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.
В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ребенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом летает? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относятся к группе слов, обозначающих мебель, посуду одежду и т д.
5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “слог”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук” и т. д. Он учится читать.
Можно уже купить или сшить “кассу” букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие глухие согласные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: баба, мама, папа, дом, свое имя и более сложные слова.
6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: “девочка поет, брат и сестра поют” и определять, сколько слов в фразах “девочка поет” и “девочка и мальчик поют”.
Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз. Повторяю еще раз, что необычайно важную роль в развитии речи ребенка играют различные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.
Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определять его по какой-то видимой части.
7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов пользуются лишь местоимениями и междометиями, и все их пересказы фильмов звучат одинаково: “Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!”. У этих детей не воспитана культура речи, очень бедный словарный запас. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спросите его: “Разве я такие слова произношу? Так говорят только некультурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чудесный язычок”, либо не заметьте это, не фиксируйте на нем его внимание, а если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.
8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово “круглый”, но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг; крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам “отнять”, “прибавить”, “сложить”, “получится”, научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, кубиках, карандашах и т.д.).
9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще трудно, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.
Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, “находить” их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Родины, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, написавших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряженной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже. Но не перегружайте ребенка, берегите его от переживаний при просмотре фильмов ужасов у экрана телевизора.
10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.
Родительское собрание
«Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде»
Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут освоить учебный материал и их школьный путь оказывается тернистым и трудным.
При этом родителей особенно удивляет, что в дошкольном возрасте их ребенок, казалось бы, развивался совершенно нормально и был «таким как все». Об этих детях и пойдет речь. Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в речевом развитии. У ребенка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживаться «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т. д. Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. По этой причине в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляют особых требований, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них.
Но дело резко меняется с началом школьного периода обучения, когда к речи предъявляются повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не поможет, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять.
В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.
Рассмотрим примеры специфических ошибок у детей на письме и разберем их причины. Речь пойдет о четырех основных группах специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил.
Замена букв по принципу сходства соответствующих им букв.
В этих случаях ребенок пишет вместо шапка – сапка, калтина вместо картина, томик вместо домик, ден место день и т. д.
Почему же так происходит. А потому, что в устной речи ребенок называет мишку «миской», шапку «сапкой» из-за того, что у него нет звука «Ш» или он заменяет его другим звуком. В этом случае родители не позаботились, чтобы у ребенка были все звуки.
В нашем детском саду в этом плане проводится большая работа. Логопед ставит звуки и при помощи воспитателей автоматизирует и вводит в речь. Тут многие родители и успокоились « У моего ребенка все звуки есть, и ему это не грозит». Но тут важно не только правильно произносить звук, но и уметь отличать его на слух от других. Такая работа проводится тоже в нашем детском саду. Воспитатели и логопед на своих занятиях учат различать звуки с помощью многочисленных игр и пособий.
В следующем диктанте мы видим, что ребенок опускает некоторые буквы, пишет все слова слитно. А в нижнем примере вообще нужен специальный перевод. Почему же происходят такие нарушения. Основная причина в том, что этот ребенок не овладел навыками анализа слова и просто не представляет себе их структуры. В д\с детей учат определять количество слов в предложении, их последовательность, количество звуков в слове, их последовательность. С помощью разнообразных игр ребенок овладевает звуко-слоговым анализом. Воспитатели, музыкальные работники проводят разнообразную деятельность в этом направлении.
В третьем диктанте происходят аграмматизмы на письме, т.е. написание вопреки правилам грамматики. В этом случае надо было заранее позаботиться об устной речи ребенка, потому что «как говорю, так и пишу». На занятиях в д\с детей учат согласовывать разные части речи, правильно употреблять их в сочетаниях, в связной речи.
В следующем диктанте происходит замена букв и искаженное их написание. Например, ребенок пишет букву «И» вместо «Ш», букву «П» вместо «Т» и т. д. Можно подумать, что он не выучил буквы. Но здесь причина гораздо глубже. У этого ребенка недостаточно сформированы пространственные представления (он путает «выше – ниже», «справа – слева», «ближе – дальше»…). В нашем д\с работа по формированию пространственных представлений ведется как воспитателями, так и инструктором физкультуры.
Теперь Вы знаете, какие бывают основные нарушения, знаете, какая работа ведется в нашем д\с, и. наверное, успокоились, решили, что очень хорошо, что с моим ребенком занимаются. Но существует ложка дегтя в бочке меда. Родителям никак нельзя расслабляться. Хочется верить, что среди Вас нет равнодушных. Последние два образца диктантов показывают, что можно исправить письмо ребенка, но на это уйдет много времени. А, как известно, легче предупредить, чем исправлять последствия.
Детский проект
Такие разные буквы
Аннотация
На конкурс проектов представлен проект на тему «Такие разные буквы».
Объектом исследования являются буквы, как объект изучения на занятиях.
Предмет исследования – внешний вид буквы.
В проекте раскрыты цели и задачи исследования, представлены методы исследования. Все чаще и чаще на страницах детских книг и журналов появляются витиеватые буквы и значки их заменяющие. Они не всегда понятны родителям, а тем более детям. Поэтому возникают ситуации, когда взрослые не могут объяснить детям, почему буква выглядит не так как в азбуке. Предпринята попытка самостоятельно смоделировать книгу-азбуку. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.
Тип проекта – информационно-исследовательский, индивидуальный, краткосрочный.
В процессе работы автор изучает историю появления и преобразования букв, приводит примеры разного начертания букв в разное время. В результате исследования автор доказывает, что буквы прошли очень длительную череду преобразований, анализирует и сравнивает разные алфавиты: от наскального рисунка до современного алфавита. Работа может быть интересна не только учителям-логопедам и педагогам, она, несомненно, привлечет пристальное внимание детей и их родителей. В перспективе работа войдет в педагогический проект «По дороге к азбуке» Также можно провести сравнительный анализ между русскими алфавитом и алфавитом других стран.
Введение
На занятиях в детском саду нас знакомят с буквами и звуками, но буквы в разных книгах выглядят по-разному. И тогда я задумалась, а всегда ли буквы были такими, как мы видим их сейчас?
Проблема: почему буквы меняют внешний вид?
Цель: познакомиться с развитием письменности.
Объект исследования – буквы.
Предмет исследование – изменения внешнего вида букв.
Гипотеза – если бы буквы были такими как много веков назад, то современный человек смог бы их понять.
Перед собой я ставила следующий задачи:
- Выяснить когда и как появились буквы.
- Сравнить буквы разных времен с современным алфавитом.
- Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
- Привлечь родителей к исследовательской деятельности.
- Разработать книгу-азбуку.
- Познакомить детей своей группы с результатом исследования.
В работе над проектом я использовала следующие методы:
- Изучение информационного материала по теме;
- Посещение краеведческого музея им. Бианки, Алтайского края.
- Посещение архиерейского подворья.
- Провести опрос среди взрослых по знанию букв из разных алфавитов.
- Моделирование различных вариантов букв.
- Создание «Книги – азбуки».
- Обобщение результатов.
Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к электронной книге, мои сверстники не знают, что люди для письма использовали разный материал: камень, кисть, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность букв, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками.
История появления письменности
Из энциклопедий я узнала, что письменность – это передача информации при помощи картинок, графических символов, букв или цифр, а также фиксация и передача устной речи.
Со временем письменность менялась. Сначала появились рисунки, затем штрихи, а потом возникла азбука.
Посетив музей им. В. Бианки экскурсовод рассказала мне о том, что в древности материалом для письма служил камень. Если надо было написать слово «олень» - рисовали оленя, если надо было написать слово «охота» - рисовали охотников и зверя. Жили люди в то время в пещерах и рисовали они на стенах своих жилищ – пещер, на скалах.
Затем появились глиняные таблички, на которых, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Посетив архиерейское подворье я узнала, что люди, которые писали книги стали заменять некоторые сложные рисунки значками. Это было уже что-то вроде настоящих букв. Но не все значки обозначали буквы, некоторые обозначали целые слова, другие - отдельные слоги.
Существовало две азбуки: глаголица и кириллица. Кириллица стала основной.
Также экскурсовод познакомила меня с книгами, которые хранятся у них в музее, написанные кириллицей.
Подтверждение гипотезы
Затем я решила выяснить, а знакомы ли буквы из этих алфавитов современным людям. Распечатав несколько букв и высказываний, я провела опрос в детском саду и выяснила, что буквы не знакомы.
Их название никто не знает и прочитать не может. Моя гипотеза подтвердилась. В настоящее время нам близки и понятны те буквы, которые мы видим в азбуке. Но вероятно в будущем буквы будут и дальше изменяться. Сейчас стоит актуальным вопрос о том оставить или убрать из алфавита букву Ё. Ну а пока решаются такие вопросы, я решила создать свою «Книгу-азбуку».
Так, шаг за шагом, я провела исследование, которое помогло мне узнать, как начинали зарождаться буквы и как они изменялись на протяжении долгого времени. Я узнала, что русский алфавит придумали два брата Кирилл и Мефодий. На сегодняшний день ученым так и неизвестно, какая из азбук появилась первой, кириллица или глаголица? Это и будет темой моего дальнейшего исследования, с результатами которого я обязательно познакомлю детей и родителей своей группы.
Просим Вас принять участие в опросе по теме:
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий
с вашей точкой зрения.
- Интересует ли Вас тема опроса?
а) считаю важной
б) считаю второстепенной
в) не интересует совсем.
- Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?
а) правильное речевое дыхание
б) выразительное и правильное интонирование речи
в) правильное произношение звуков родного языка
г) владение культурой речи
д) звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.
- Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?
а) да
б) нет
в) не обращал(а) внимания.
- Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?
а) обратиться за советом к воспитателю
б) заниматься с ребенком самостоятельно
в) проконсультироваться у логопеда
г) регулярно заниматься с логопедом
д) не обращать внимания
е)другое___________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?
а) нет
б) затруднит со сверстниками в детском саду
в) помешает полноценному общению с людьми в будущем
г) послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.
- Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?
а) достаточно занятий с воспитателем и логопедом
б) родители иногда должны заниматься с детьми
в) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов
- Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...
Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани Сценарий заседания детско-родит...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...
Детско-родительский клуб "Мы вместе" (2020г.-2021г.); детско-родительский клуб "Игра 3D - дети, движения, достижения" (2023г.-2024г.)
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи...