В логопедическую копилку...
план-конспект занятия по логопедии по теме
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия.
1. Организационный момент: Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».
3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)
Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).
4. Развитие фонематического слуха.
Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).
5. Анализ артикуляции
- Губы округлены и слегка вытянуты вперед
- Зубы сближены, но не соприкасаются
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
- Средняя часть языка прогибается книзу.
- Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
6. Договаривание последнего звука
А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .
(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)
7. Автоматизация в слогах.
Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш
(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)
8. Автоматизация в словах.
а) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок
дорожку.
б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.
(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).
Проводится игра «Один - много»:
шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-
Ну вот теперь пора мышке и домой.
г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,
наш веселый … моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –
Серенькая … Это едет к нам ….
9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_zanyatie_po_avtomatizatsii_zvuka_sh.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях .
Возраст ребёнка: 5 лет. Речевой диагноз: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Цель: Закрепить произношение звука [Ш] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
автоматизировать звук [Ш] в отражённой и самостоятельной речи ребёнка; ввести в активную речь ребёнка наречия «выше-ниже», «дальше-ближе»;
формировать навык полного ответа на поставленный вопрос сложноподчинённым предложением с оборотом «потому что», закрепить умение определять позицию звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание, память, мышление, тактильные ощущения.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у ребёнка доброту, вежливость.
Оборудование: кукла, мягкая игрушка-кошка, конверт с картинками, печатные тетради, «Альбом по развитию речи» В. С. Володиной, Москва-2006год, «Большая книга логопедических игр» Л.И. Смирновой, С. И. Овчинникова, Москва-2010год, цветные карандаши, фантики, приз-наклейка.
Ход занятия :
- Организационный момент (1 минута).
Задачи: поставить перед ребёнком цель, настроить на правильное, контролируемое произношение звука. Педагог показывает ребёнку куклу, просит придумать ей имя со звуком [ш], говорит, что кукла тоже будет слушать, как девочка правильно произносит звук в словах и предложениях. Ребёнок называет имя куклы, типа Маша, Наташа, концентрируя внимание на правильном произношении звука.
- Основной этап (6 минут).
Задачи: посредством игровых упражнений и заданий автоматизировать звук в словах, развивать мелкую моторику, закрепить обобщающее понятие «игрушки», воспитывать у ребёнка доброе отношение к кошке, вежливость.
1. Игра «Эхо». Логопед просит повторить «слова-друзья» тройками, обращает внимание на правильное произношение звука [ш]: вышка-пышка-мышка, петушок-ремешок-гребешок, шина-машина-крушина, подушка-лягушка-ватрушка, ладошка-окрошка-картошка, матрёшка-рыбёшка-лепёшка.
2.Затем логопед предлагает чистоговорки, контролируя чёткость и правильность выполнения задания:
ша-ша-ша — мама моет малыша,
шу-шу-шу — я письмо пишу
аш-аш-аш — у Марины карандаш
шу-шу-шу — Маша кушает лапшу
ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши
ше-ше-ше — шепчет Шура в шалаше
шо-шо-шо — Паша пишет хорошо.
3. Пришла в гости кошечка и принесла картинки. Давай скажем ей «спасибо». Погладим её. Назови картинки правильно. Как это назвать одним словом?
4. Кошка говорит, что ты молодец и предлагает следующую игру «Доскажи словечко». Используем картинки в «Большой книге логопедических игр» Л. И. Смирновой, С. И. Овчинникова, М.- 2010г. с.42-43.
«Крылышки у мошки, пушинки у … (кошки).
Камешки у Маши, шкатулка у … (Наташи).
Кошка у Луши, мышка у … (Танюши).
Уши у Мишки, ушки у … (малышки).
Шубка у девчушки, брюшко у … (лягушки)» и т.д.
5. Игра «Шутка» с картинками. Шура шёл, шёл, шёл, пирожок нашёл. Даша шла, шла, шла и шубку нашла. (шапку, шоколадку, ковш, чашку, шумовку, крышку, горшок, горошек и т.д.)
6. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. «Взяли наши малыши в руки все карандаши: чёрный, жёлтый, красный, зелёный, синий, голубой, выбирай себе любой». Ребёнок чётко и правильно повторяет за взрослым предложенные слова, самостоятельно называет картинки, стараясь контролировать своё произношение, при этом развивается слуховое внимание и мышление ребёнка. Ребёнок гладит мягкую игрушку, говорит « спасибо» и правильно называет картинки с заданным звуком. Обобщает одним словом – игрушки. Ребёнок, глядя на картинки, после того, как логопед прочтёт начало предложения, досказывает нужное слово. Ребёнок по образцу взрослого, опираясь на наглядность, произносит предложения. Ребёнок выбирает себе двумя пальчиками карандаши соответствующих цветов, называя их, развивает мелкие и точные движения пальцев рук.
3. Этап закрепления (6 минут).
Задачи: автоматизировать звук [ш] в предложениях, развивать тактильные ощущения, внимание, мышление, умение определять позицию звука в слове, формировать навык полного ответа сложноподчинённым предложением с оборотом «потому что», составлять предложения со словами «выше-ниже», «дальше-ближе».
1. Работа в тетради Л. М. Козыревой «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие» с. 5. - Синим карандашом закрась клетку, соответствующей месту звука [Ш] в слове. - А вечером с воспитателем выполните задание на с. 7.
2. Кукла смотрит и удивляется, какая ты молодец! И предлагает тебе шёлковый мешочек. Ты должна угадать на ощупь, что там лежит и произнести правильно название этого предмета. (В мешке – шарик, камешек, шишка, карандаш, погремушка, подушечка, бумажка, лошадка).
3. Логопед предлагает речевую викторину «Почемучка». - За каждый правильный ответ получишь фантик. - Почему пташка летает? Ребёнок отвечает полным ответом: Пташка летает, потому что у неё есть крылышки. - Почему мышка слышит? - Почему малыш играет? - Почему Танюшке тепло?
4. Составление предложений со словами «выше-ниже», «дальше-ближе» по картинкам в «Альбоме по развитию речи» В. С. Володиной с. 17. Ребёнок работает карандашом, озвучивая свои действия. Ребёнок на ощупь выбирает предметы, правильно их называет. Ребёнок старается говорить полным ответом, развивается чёткость дикции и мышление, умение отвечать на поставленный вопрос. За правильный ответ получает фантик. Ребёнок сам составляет предложения, не забывая о правильном произношении.
4. Заключительный этап (2 минуты).
Задача: подвести итог занятия, оценить его упехи, дать возможность ребёнку оценить себя, нацеливая на дальнейшее контролируемое произношение звука, взаимопонимание и сотрудничество с педагогом. Логопед: — «Молодец! Ты сегодня очень чётко и правильно называла все слова со звуком [Ш].». Педагог демонстративно подносит куклу к себе, спрашивает у куклы, как ей понравилась девочка, озвучивает оценку и пожелания куклы. - Вот тебе приз. Затем спрашивает у ребёнка, что ей понравилось на занятии, какие были трудности. Ребёнок говорит, чем ему понравилось заниматься, а что было трудно. Получает приз-наклейку.
Физкультминутка:
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало. (ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»).
«Деревья»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес! (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы).
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион! (подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки округлые – «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть – «цветок».)
«Бабочка»
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко. Там твои детки на березовой ветке. (Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые «бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая мнемотехника. Материалы были подготовлены к конкурсу "Копилка инновационных идей"
Напечатанные мною материалы были приготовлены к конкурсу «Копилка инновационных идей» на лучшую разработку дидактических материалов по автоматизации звуков в связной речи с исп...
Логопедическая копилка.
Игровой дыхательный тренинг «Путешествие в весенний лес»Выполнила учитель – логопед МБДОУ № 207...
Логопедическая копилка. Работа по развитию мелкой моторики рук.
Тематический план работы кружка «Умелые ручки» по формированию мелкой моторики рук с детьми ст-подг.гр. МБДОУ №141 на 2014-2015 уч.год.Месяц№...
Логопедический конкурс "Копилка трудных слов"
Создание мини-книжек трудных слов детьми и родителями в целях предупреждения дисграфии и дислексии у старших дошкольников....
Копилка мультимедийных логопедических игр «Логомозайка
С помощью гиперссылок и кнопок-триггеров в программе Power Point, макроса Drag-and-Drop, программы Adobe Photoshop, мною была создана серия мультимедийных пособий для работы с дошкольниками с речевыми...
Логопедическая копилка
Консультация носит рекомендательный характер по теме: "Игровые приемы, используемые в логопедической практике...
Логопедическая копилка
Материалы для занятий, мои наработки....