Физкультурные паузы и мелкая моторика.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Утемишева Гузяль Касимовна
Многие учёные считают, что развитие мелеой мотоирки пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. В специальной литературе имеется описание приёмов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушением речи (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.В.Филичева). Учитывая важность проблемы, высокую плотность занятий логопеда, мы решали эти проблемы в тесном контакте с воспитателями логопедических групп. Вначале воспитатели занимались с детьми индивидуально в свободное от занятй время. Однако такая эпизодическая учебная деятельность не давала желаемого эффекта. Возникла необходимость выделять время в занятиях воспитателя, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной. Оптимальным, по нашему мнению. оказалось использование в этих целях физминуток на занятиях с детьми. Физминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности. повышения работоспособности, снятия нагрущки, связанной с сидением. Задачи включали продуманное сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев в сопровождении речи; совершенствование пальцевой моторики; налаживание тесного контакта с воспитателями и родителями; повышение интереса к ручному праксису, превращение упражнений в занимательную игру. Общая сумма времени для каждого ребёнка 6-9 минут в день.Текст подбирался такой, чтобы в нём содержались разнообразные пальцевые движения, которые сочетались бы с произносимыми стихами. Через несколько месяцев дети, с которыми проводились физминутки, овладели даже сложными упражнениями. При обучении элементам письма вели более уверенные линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон, лучше других сверстников справлялись с требованиями по изобразительной деятельности.Особой популярностью пользовался теневой театр, когда дети "конструировали" с помощью пальцев различные предметы, животных. Разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физминутки играет положительную роль в коррекции речи и мелкой моторики рук. Такой подход позволил регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекцию речи детей. Совершенствуется память и внимание, тесно взаимосвязанные с речью, облегчается усвоение навыков письменной речи будущими школьниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: "РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР"

В системе традиционных средств развития тонкой моторики широко используются имитационно-игровые упражнения. Они доступны и интересны ребёнку, придают смысл его двигательной деятельности. Игровая ...

Консультация Физкультурные минутки и физкультурные паузы как основа профилактики нарушений осанки ребенка

Здоровый позвоночник ,правильная  осанка , хорошо  сформированная  грудная  клетка, а  также  симметрично  и  достаточно  развитые  мышцы  я...

Консультация" Физкультурные минутки и физкультурные паузы как основа профилактики нарушений осанки ребенка"

Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.На современном этапе развития общест...

Консультация «Физкультурные минутки и физкультурные паузы как основа профилактики нарушений осанки ребенка»

Прaвильнaя осaнкa – это нормaльнaя позa при стоянии и сидении: плечи рaзвернуты и нaходятся нa одном уровне, лопaтки не выступaют, рaсположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленях не согн...

Консультация «Физкультурные минутки и физкультурные паузы как основа профилактики нарушений осанки ребенка»

Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.На современном этапе развития общест...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...