"Советы учителя - логопеда по проведению артикуляционной гимнастики.
статья по логопедии по теме

Филимонова Наталия Анатольевна

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы учителя - логопеда по проведению артикуляционной гимнастики.

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/95.jpg 



Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед - специалист, исправляющий нарушения речи. 
При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма "По семейным обстоятельствам". Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка. Что же делать тогда? Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. От Вас потребуется много усилий: надо выполнять различные упражнения, задания, следить за произношением ребенка.

                          Артикуляционная гимнастика для малышей 

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? 
Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. 
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. 
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. 
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. 
Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. 
Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
http://tav12shk-s.narod.ru/picture/52.gif

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl1.jpg"Чистим, зубки" 
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl2.jpg"Чашечка" 
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl3.jpg"Дудочка" 
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl4.jpg"Заборчик" 
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl5.jpg"Маляр" 
губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl6.jpg"Грибочек" 
улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl7.jpg"Киска" 
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl8.jpg"Поймаем мышку" 
губы в улыбке, приоткрыть ро,т произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl9.jpg"Лошадка" 
вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl10.jpg"Пароход гудит" 
губы в улыбке, открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."ытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl11.jpg"Слоник пьёт" 
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника","набирать водичку", слегка при этом причмокивая

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl12.jpg"Индюки болтают" 
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl13.jpg"Орешки" 
рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl14.jpg"Качели" 
улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl15.jpg"Часики" 
улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl16.jpg"Блинчик" 
улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl17.jpg"Вкусное варенье" 
улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl18.jpg"Гармошка" 
улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl20.jpg"Барабанщик" 
улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl21.jpg"Парашютик" 
на кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

http://tav12shk-s.narod.ru/picture/cl22.jpg"Загнать мяч в ворота" 
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координиро...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Консультация учителя-логопеда для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Артикуляционная гимнастика»

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.Точность, сила диффер...

Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»

Консультация учителя - логопеда для  воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»...

Консультация учителя- логопеда на тему: «Артикуляционная гимнастика в детском саду»

Консультация учителя – логопеда на тему:«Артикуляционная гимнастика в детском саду»...

Конспект выступления на МПО учителей логопедов: «Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях»

laquo;Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях»...