КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ»
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ»
Приветствую вас уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своим опытом работы по проведению артикуляционной гимнастики.
1 СЛАЙД:
Самым распространенным недостатком в речевом развитии детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения.
По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками русского языка к 5 годам. Однако, статистика показывает, что лишь половина дошкольников к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
2 СЛАЙД:
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
3 СЛАЙД:
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
4 СЛАЙД:
По характеру выполнения упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются на статические и динамические.
- Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу. Это, например, «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок».
- Целью динамических упражнений является выработка умения переключаться с одной позы на другую. Это упражнения: «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».
5 СЛАЙД:
Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка. Каждое упражнение выполняется по 3 раза.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение, также можно подобрать стихотворение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движений, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому.
6 СЛАЙД:
Чтобы ребёнку не надоедала артикуляционная гимнастика, её можно проводить форме разнообразных сказок.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, они сами становятся активными участниками этой сказки.
7 СЛАЙД:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики.
8 СЛАЙД:
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно достичь положительных результатов за короткий срок.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и всё получится.
Итак, вы сегодня познакомились с одним из приемов работы по развитию речи, а именно: с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координиро...
Консультация учителя-логопеда для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Консультация учителя-логопеда для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Артикуляционная гимнастика»
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.Точность, сила диффер...
Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»
Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»...
Консультация учителя- логопеда на тему: «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
Консультация учителя – логопеда на тему:«Артикуляционная гимнастика в детском саду»...
Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) р...