Методика диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста
тест (подготовительная группа)

Данная методика позволяет определить уровень речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_rechevogo_razvitiya_detey.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих реализацию успешной социализации ребенка в обществе. Именно диагностика развития речи позволяет выявить те или иные отклонения, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

Своевременное выявление и своевременная коррекция отклонений в развитии речи детей-это необходимые условия для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития.

Диагностика речевого развития обеспечивает следующие условия:

-качественный анализ результатов обследования;

-интерпретацию полученных данных в количественной форме;

-подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;

-отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия;

-компактность заполнения;

-достаточно большое количество примеров детской речи.

Диагностика речевого развития позволяет:

-получить объективную оценку уровня речевого развития и речевой подготовленности детей;

-спланировать коррекционную работу с детьми;

-выбрать коррекционные задачи;

-создать предметно-развивающую среду;

-организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми;

-комплектовать подгруппы.

Цель диагностического обследования-определение исходного уровеня речевого развития каждого ребенка в целом на начало учебного года.

Задачи:

1.Выявить состояние произносительной стороны речи: наличие или отсутствие патологии анатомического строения артикуляционного аппарата; состояние звукопроизношения; состояние дыхательной и голосовой функций; особенности динамической стороны речи;

2.Выявить состояние фонематических процессов: фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова.

3.Исследовать состояние импрессивной речи: пассивный словарь ; понимание различных форм словоизменения.

4.Исследовать состояние экспрессивной речи:   активный словарный запас; грамматический строй речи и  связную речь.

Методика проведения мониторинга речевого развития детей.

Диагностика уровня речевого развития ребенка  проводится с помощью различных методов:

-Визуальное исследование органов артикуляции.

-Изучение медицинской документации (в случае грубого нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата).

-Беседа.

-Задания.

-Наблюдения.

В качестве наглядно-методического обеспечения используются:

1.Методический комплект Н.В.Нищевой:

a) Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7лет.СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

b) Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.

2.Дидактический материал по обследованию речи детей / О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова.М.:Аркти,2001.

3.Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста/ Под общей редакцией  Т.Н.Волковской-М.:Изд.Дом «Образование Плюс»,2009.-104 с.:ил.

4.Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2005.-279с.:ил.-(Коррекционная педагогика).

По результатам диагностики:

1.В речевой карте в уточненном логопедическом заключении:

 а)определяю уровень развития речи ребенка в соответствии с симптомологической классификацией: тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, 1 уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи,2 уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи,4 уровень речевого развития; фонетико-фонематическое нарушение речи, фонетическое нарушение речи;

б)отражаю специфику и механизмы речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией: алалия,ринолалия,дизартрия,дислалия.

в)отражаю выводы по всем компонентам речевой системы.

2.Заполняю диагностическую карту, в которую заносятся баллы по всем показателям.

Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата.

Цель: выявить наличие или отсутствие аномалий в строении

-губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двусторонняя расщелина верхней губы);

-зубов (редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

-прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный);

-твердого неба (высокое, готическое ,плоское, укороченное, расщелина сквозная, несквозная полная или неполная, субмикозная);

-мягкого неба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка);

-языка (массивный,маленький,короткий,длинный);

-подЪязычной связки (короткая, ,наличие спайки с тканями в подЪязычной области).

Процедура исследования:

1.Визуальное исследование строения вышеперечисленных органов артикуляционного аппарата ребенка.

2.Изучение медицинской документации ребенка (в случае грубых нарушений).

Критерии оценивания:

3балла. Патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует.

2балла. Имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции (прогнатия, прогения, высокое узкое твердое небо, редкие и кривые зубы).

1балл. Имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции и качество звукопроизношения (расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрестный прикусы, укороченная подъязычная связка и др.)

0баллов. Имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, вызывающие нарушения двигательной способности органов артикуляции и/или грубые нарушения звукопроизношения (расщелина твердого неба, отсутствие маленького язычка и др).

Методика обследования состояния звукопроизношения.

Цели:

Выявить:

-нарушение звукопроизношения всех групп звуков:

а) гласные ([а],[о],[э] ,[у],[и],[ы];

б)глухие и звонкие парные согласные ([п-б],[в-ф],[д-т],[г-к] в твердом и мягком звучании;

в)свистящие, шипящие, аффрикаты ([с],[с*],[з],[з*],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);

г)сонорные([р],[р*],[л],[л*],[м]-[м*],[н]-[н*]);

-позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях;

-характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).

Процедура исследования: ребенок самостоятельно называет картинки.

Критерии оценивания:

3балла.Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.

2балла.Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков.

1балл. Нарушено произношение трех или более групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи.

Методика обследования состояния дыхательной и голосовой функций.

Цели:

Выявить:

-тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);

-объем дыхания (достаточный, недостаточный);

-продолжительность речевого выдоха;

-силу голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос)

-модуляцию голоса (модулированная, немодулированная) .

Процедура исследования:

Сила и модуляция голоса оцениваются в процессе обследования и наблюдения за ребенком).

Задание 1 Предлагаю лечь на спину, закрыть глаза, сделать выдох, а затем медленный глубокий вдох. Одна рука располагается на груди ребенка, а другая в области пупка. Таким образом, определяю тип физиологического дыхания и его объем.

Задание 2 Предлагаю сделать вдох, а затем на выдохе произнести фразу, постепенно ее наращивая: «Лиса», «Это лиса» «Это след рыжей хитрой лисы».

Критерии оценивания:

3балла.Тип физиологического дыхания смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее 4 слов-4 года,5 слов-5 лет. Голос нормальной силы, модулированный.

2балла.Тип физиологического дыхания: смешанный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха:3-4слова-4 года,4-5 слов-5 лет.

1балл.Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха: 2-3 слова-4 года, 3-4 слова-5 лет. Голос тихий или громкий, немодулированный.

Методика обследования состояния просодических компонентов речи.

Цели:

Выявить:

-характер темпа (нормальный, ускоренный ,замедленный),ритм (нормальный, дисритмия),

паузация (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи);

-Способность употреблять основные виды речевой (повествовательная, вопросительная, восклицательная) и эмоциональной интонации.

Процедура исследования:

Темп, ритм, паузация оцениваются в процессе обследования и наблюдения за ребенком.

Задание1.Ребенок после предварительной тренировки произнести одно и то же предложение с соответствующей знаку интонацией (?!).

Задание 2.Показываю пиктограммы с изображением различных эмоций и прошу произнести одно из междометий («ай», «ах», «эх», «ох»).

Критерии оценивания:

3 балла. Темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует различные виды речевой и эмоциональной интонации (4 года-повествование,восклицание,вопрос,радость,грусть,удивление,испуг).

2 балла. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. Испытывает затруднения при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. В речи преобладает повествовательная интонация.

1 балл. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дисритмии. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска отсутствует.

0 баллов. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.

Методика обследования состояния фонематического восприятия.

Цели:

Выявить дифференцирует ребенок или не дифференцирует:

-оппозиционные звуки;

-оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;

-звуки, смешиваемые в произношении.

Процедура исследования:

Задание 1.

-Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Ба-па-ба, Га-ка-га, Да-та-да, Та-тя-та, Са-за-са, Ша-жа-ша, Са-ша-са, Ла-ля-ла, Ца-са-ца.

Задание 2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Предлагаю ребенку показать картинку с указанным изображением.

Пашня-башня; катушка-кадушка; крот-грот; мышка-мошка.

Задание 3.Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Предлагаю показать изображение на картинке.

Собор-забор; касса-каша; сук-жук; лук-люк.

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки,не смешиваемые и смешиваемые в произношении.

2балла. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки.не смешиваемые в произношении. Затрудняется и /или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

1 балл. Ребенок затрудняется и /ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

Обследование состояния фонематического анализа и синтеза.

Цель:

1.Выявить способность ребенка выделить конечный и начальный звук в слове.

Процедура исследования:

Задание 1.Выделение последнего звука в слове.

Кошка, жук, автобус, дом, стул, шарик.

Задание 2.Выделение первого звука в слове.

Облако, иголка, Аист, удочка, вода, дом, бант, белка, слон, груша, платье

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук.

2 балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается.

1 балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Методика обследования звукослоговой структуры слова:

Цель:

Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру слова отдельных слов в предложении.

Процедура проведения:

Сейчас я покажу тебе картинку и назову ее. Ты повторишь это слово:

Велосипед, сковорода, телевизор, мотоцикл, регулировщик

Предложения:

Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

2 балла. Ребенок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребенок может их исправить.

1 балл. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях.  При повторении ошибки сохраняются.

0 баллов. Отказывается от выполнения всех заданий.

Методика обследования импрессивной  стороны речи.

Исследование пассивного словаря.

Цели:

1.Определить объем словаря и соответствие его возрастной норме.

2.Проверить понимание имен существительных.

3.Проверить способность ребенка к обобщению.

4.Исследовать понимание ребенком глаголов и прилагательных.

5.Проверить понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

Процедура исследования:

Задание 1.Покажи отдельные предметы и части предмета:

Живот ,шея, окна и дверь дома, балкон и труба на ко крыше дома, стул, ножки стула, спинка стула , сиденье стула ,кабина и кузов грузовика, туловище и глаза собаки, лапы собаки, фары грузовика.

Задание2 Покажи на картинке предметы:

Кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репка ,яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка

Задание3. Выбрать картинки по темам:

«Игрушки», «Обувь», «Одежда», «Посуда» «Мебель», «Овощи», «Фрукты» «Домашние птицы» «Дикие птицы» «Транспорт».

Задание 4. Показать на картинке конкретные действия: Строит, учит, лечит ,варит

Задание 5.Понимание прилагательных (показать на картинке определенные признаки предметов)

Длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий; толстый-тонкий

Задание 6. Понимание ребенком  содержания знакомой сказки.

Предлагаю ряд заданий и вопросов по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле?

Покажи», «Кто первым прибежал к теремку?  Покажи» ,«Кто потом поселился в теремке? Покажи» , «Покажи по порядку» « Кто сломал теремок?»

Критерии оценивания:

3 балла. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки.

2 балла. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, ориентируется в содержании знакомой сказки.

1 балл. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает только с помощью логопеда, с трудом ориентируется в содержании сказки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование понимания различных форм словоизменения.

Цель: исследовать понимание ребенком различных грамматических категорий (форм словоизменения, предложно-падежных конструкций, уменьшительных суффиксов, глаголов единственного и множественного числа).

Процедура исследования: проверка понимания ребенком различных форм словоизменения.

Задание 1 Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных. «Покажи где»:

Пень-пни; Перо-перья; Рукав-рукава; Гнездо-гнезда;

Задание 2.Дифференциация предложно-падежных конструкций.

«Покажи на картинке»:

Цыпленка, стоящего в корытце; на корытце; У корытца ; Цыпленок, который прыгает со ступеньки ;  Гонится за бабочкой ; Спрятался под крыльцом ; Ходит по крыльцу; Выглядывает из-за ведра; Сидит над корытцем.

Задание3. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Покажи, где …..»

 Ключ-ключик; Рукавица-рукавичка ;Звезда-звездочка.

Задание 4  Дифференциация глаголов с различными приставками  

«Покажи, где…..»

Мальчик переходит дорогу ; Перебегает дорогу; Подбегает к дому;

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок хорошо понимает различные формы словоизменения.

2балла. Ребенок понимает не все формы словоизменения

1 балл. Задания не выполняет совсем.

Исследование понимания отдельных предложений и связной речи.

Цели: исследовать понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

Процедура проведения:

Задание 1. Понимание предложений. «Покажи картинку…»

 «Бабочка сидит на цветке, который уже распустился»

«Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился»;

Задание 2 Понимание содержания знакомых сказок.  

«Теремок»

«Где стоял теремок?»

 «Кто его увидел первым?»

 Кого пустила мышка в теремок?

«Кто пришел после лягушки?»

 «Почему медведь сломал теремок?»

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок хорошо понимает содержание предложений и сказки. Уверенно отвечает на вопросы или показывает соответствующие картинки.

2 балла. Ребенок понимает содержание предложений и сказок. Возможны не значительные, несущественные неточности.

1 балл. Ребенок понимает вопросы не сразу, требуется повторить вопрос несколько раз, при ответах допускает существенные ошибки и неточности.

0 баллов. Не отвечает на вопросы, картинки не показывает.

Методика обследования экспрессивной стороны речи.

Исследование общей характеристики экспрессивной речи.

Цели: выявить:

-характер экспрессивной речи (понятная или нет, четкая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или не стойкие аграмматизмы, достаточно интонированная или монотонная);

-соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме или отличие от  нормы.

Критерии оценивания:

3 балла. Речь ребенка понятная, четкая, интонированная, связная, последовательность слов в предложении соответствует грамматической норме, звукослоговую структуру слов не нарушает.

2 балла. Речь ребенка понятная, но недостаточно четкая, состоит из распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с нестойкими аграмматизмами, интонирования. Отмечаются отдельные нарушения звукослоговой структуры сложных слов.

1 балл.  Речь ребенка не понятная, нечеткая, состоящая из отдельных слов или из простых нераспространенных предложений с грубым нарушением звукослоговой структуры слов, монотонная.

0 баллов. Речь состоит из отдельных искаженных и упрощенных слов.

Методика обследования состояния активного словаря.

Цели: выявить объем словаря:

-номинативного (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов);

-предикативного словаря (глаголов);

-атрибутивного (названия цвета и формы).

Исследование номинативного словаря

Имена существительные

Процедура исследования:

Задание 1.Назвать по 4-5имен существительных по следующим темам:

«Ягоды»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Птицы».

Задание 2 Назвать части тела и части предметов:

Локоть, Ладонь, Лоб, Фары, Кабина машины, Кузов.

Задание 3.Назвать одним словом предметы и объекты:

Ягоды; Насекомые; Животные; Транспорт.

Задание 4. Подобрать антонимы:

Черный-белый; Твердый-мягкий; Сладкий-кислый; Добро-зло; Горячий-холодный; Длинный-короткий; Большой-маленький.

Исследование предикативного словаря

Глагольный словарь (ответить на вопросы по картинкам)

 Как подает  голос  кукушка?(Кукует); Как подает голос волк? (Воет); Как подает голос лошадь?(Ржет) Как подает голос овца?(Блеет).

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит); А что делает продавец? Что делает маляр?

Что делает швея?

Исследование атрибутивного словаря.

Имена прилагательные

Задание 1.Назвать цвета:

Красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, голубой, синий, фиолетовый, серый, коричневый.

Задание 2 Назвать форму предмета:

Руль какой? (круглый), Окно какое?(прямоугольное),Флажок какой? (треугольный),Слива какая?(овальная), Печенька какая? (квадратная)

Критерии оценивания:

3 балла. Словарный запас (номинативный, атрибутивный, предикативный) ребенка соответствует возрастной норме или опережает ее.

2 балла. Словарный запас ребенка ниже возрастной нормы.

1 балл. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы.

Методика обследования состояния грамматического строя речи.

Цели: выявить состояние:

a) словоизменения:

- употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, в косвенных падежах;

- образование существительных множественного числа в родительном падеже;

-согласование прилагательных с существительными единственного числа;

-употребление предложно-падежных конструкций;

-употребление числительных «два» и «пять» с существительными;

Б) словообразования:

-употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-образование названий детенышей животных;

-образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида.

Исследование состояния словоизменения:

Процедура исследования:

Задание 1Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

Гнездо-гнезда; Письмо-письма; Яйцо-яйца; Бабочка-бабочки; Ухо-уши; Кровать-кровати

Задание 2Употребление имен существительных в косвенных падежах:

Кто это? Что это? Без чего?  Дает корм кому? Мальчик нарисовал кого? Работает чем?

О чем мечтает девочка?

Задание 3 Образование существительных множественного числа в родительном падеже («Много чего?»):

Вагончиков; Кошек; Гнезд; Яиц.

Задание 4.Согласование прилагательных с существительными единственного числа:

«Что это?»:

Синий автобус; Желтая майка; Желтое яблоко.

Задание 5 Употребление предложно-падежных конструкций:

Где лежит мяч? (Под столом); Где летает бабочка? (Над цветком);Откуда вылетела птичка? (Из клетки) ; Откуда прыгает котенок? (С кресла).

Задание 6.Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Два карандаша, пять карандашей; Две тетради, пять тетрадей; Два яблока,  пять яблок.

Исследование состояния словообразования.

Задание 1.Образование существительных с с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Ключ-ключик; Звезда-звездочка; Пуговица-пуговка.

Задание 2Образование названий детенышей животных:

У хомяка; У собаки; У барсука; У коровы; У лошади; У свиньи.

Задание 3. Образование относительных прилагательных

Стол из дерева-деревянный. А аквариум из стекла (какой?) Крыша из соломы (какая?)

Стена из кирпича (какая?) Шапка из меха(какая?) Носки из шерсти (какие?) Сапоги из резины (какие?) Лопатка из металла(какая?) Сок из яблок(какой?).

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.

2 балла. Ребенок допускает не стойкие ошибки при выполнении заданий.

1 балл. Ребенок допускает стойкие, грубые ошибки при выполнении заданий.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Методика обследования  состояния связной речи.

Цель: Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания:

-сохранность внутреннего программирования;

-связность и логическую последовательность;

-непрерывный или фрагментарный характер высказывания;

-наличие или отсутствие смысловых пропусков;

-качество использования всех языковых компонентов.

Процедура исследования:

Читаю ребенку рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.

 «Рыбалка»

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом и окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев.  Наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов.

2 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов.

1 балл. Нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов.

Обработка результатов.

Все баллы  по всем оцениваемым показателям речевого развития  заносятся в диагностическую карту (Приложение 1).

Далее определяется уровень речевого развития ребенка по формуле:

Уровень речевого развития ×100%

Итоговая сумма баллов-сумма баллов, которую набрал ребенок за все оцениваемые показатели речевого развития, а максимальное количество баллов =42.

Процентное соотношение для определения уровня речевого развития ребенка:

Высокий уровень-80-100%.

Пограничный (средне-высокий) уровень-71-79%.

Средний уровень-50-70%.

Низкий уровень-49% и ниже.

.Список использованной литературы:

1.Быховская А.М.,  Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

2. Бессонова Т.П.,Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей -М.:Аркти,2001.

3.Волковская  Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста  -М.:Изд.Дом «Образование Плюс»,2009.

4.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2005.-279с.:ил.-(Коррекционная педагогика).

5.Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7лет.СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей,...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора(на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапоги...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)

Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возрастаДиагностика была взята из методического пособия, основанного на программе «Дошкольник». Авторы-составители Лысых Л.В. и Бол...

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...