Логопедическая гимнастика "Сказка про язычок!
план-конспект занятия по логопедии на тему

Христолюбова Диана Константиновна

Артикуляционная гимнастика для дошкольников помогает малышам укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата, в частности, жевательные, глотательные и мимические. Данные логопедические упражнения проходят при участии мышц плечевого пояса, ротовой полости, грудной клетки и мышц лица. В комплекс артикуляционной гимнастики для дошкольников входят упражнения для нёба, языка и губ, а также упражнения направленные на улучшение произношения звуков речи. Целью такой логопедической гимнастики является – помощь в выработке определённых движений и положений речевых органов для правильности звукового произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logepedicheskie_uprazhneniya.odt24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая гимнастика.

 

Сказка про язычок.

  1. Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язык решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку — нет там окошка. А тут губки раскрылись, улыбнулись и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Поскакал язычок по лесенке (язык «перешагивает» через зубы  и прячется обратно  рот), пересчитал все дощечки у забора 9язык погладит сначала верхние зубы, потом нижние), сел в поезд и поехал в лес (произнести «чу-чи»).

  1. Упражнение на развитие мимических мышц и эмоциональной сферы
  1. «Пассажиры».

Дети передают мимикой и жестами содержание стихотворения.

 У мухомора хитрый вид, ехидная усмешка -

Забрался в поезд и сидит, как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер, выводит мухомора.

И безбилетник мухомор, краснеет от позора.

А старичок боровичок, интеллигентный старичок,

Приподнимает свой берет и предъявляет свой билет.

  К билету прилагаются

14 квитанций с названиями станций.

Вышел язычок из поезда на конечной станции и отправился гулять по лесу. Какая красота была вокруг! И сколько различных насекомых летало в воздухе.

Дыхательные упражнения «Звуковое дыхание» по методу М. Лазарева

  1. Муха (на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица). И.п. -  стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук [в] до полного выдоха воздуха их легких. Повторить 4 раза.
  2. Комар (на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи). И.п. - стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной рукой на шею спереди. Вдох. На выдохе произнести негромко и предельно долго звук [з]. повторить 4 раза.
  1. «Жук» (на микроциркуляцию крови и обмена веществ в области грудной клетки. И.П. Стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдох. На выдохе произнести долго и негромко звук [ж]. повторить 4 раза.

 А воздух в лесу был чистым-чистым...

Упражнения на развитие дыхания по А. Стрельниковой.

(для выработки навыков активного, напряженного короткого вдоха, тренирующего все мышцы дыхательной системы).

 Резко вдыхать носом. Вдохи следуют одни за другим, выдох самопроизвольный. При этом полусогнутые руки на каждом вдохе резко идут навстречу друг другу. Упражнение выполняется 10-15 раз.

Вышел язычок на прекрасную полянку круглой формы и решил сделать зарядку, так как засиделся в поезде.

Упражнения на выработку умения управлять языком.

1. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык изо рта вправо и влево, касаясь его кончиком уголков рта. Челюстью и губами не двигать; язык не должен скользить по нижней губе и зубам.\

2. Рот закрыт. Облизывать зубы под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше и больше, стараясь, чтобы губы не раздвигались, челюсть не двигалась.

3. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше, наблюдая за тем, чтобы губы не раздвигались, челюсть не двигалась.

4. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, начиная от крайнего коренного с одной стороны и заканчивая крайним коренным зубом с другой стороны. Челюсть не должна двигаться, губы натягиваться на зубы.

5. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно провести языком по нижним зубам от крайнего коренного с одной стороны до крайнего коренного с другой стороны, стараясь чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

 Шел, шел язычок и вышел к черному озеру, а посередине озера была огромная воронка.

Упражнения для укрепления губ.

Вытягивать губы узкой воронкой (свист).

Выдувать воздух поочередно правым и левым углом рта.

Беззвучно переходить плавно от артикуляции звука к звуку [и-а-о-у] и обратно.

 

Страшно стало язычку глядя на это черное озеро и большую воронку...

 

Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка»

дети повторяют за педагогом сказку, произнося каждую строчку на одном дыхании.

 Слушай... слушай шорох... слушай шорох чащи... слушай шорох чащи леса... Слушай шорох: чаща леса дышит... гулко гонит галок ветер выше.

Решил язычок уйти от озера и пошел дальше по лесу и тут встретил смешных обезьянок, которые увидев язычка стали кривляться перед ним.

  1. 1. Имитировать жевание (на выработку энергичного сокращения мускулов гортани, глотки).

2. Двигать нижней челюстью вправо, дышать через нос, язык свободен.

3. Двигать нижней челюстью влево (так же как и вправо, помогая движению).

4. Двигать нижней челюстью рисовать подбородком букву «О» при открытом и закрытом рте.

 А внизу под деревом вовсю трудились муравьи.   Они  несли сучки и веточки, из которых гном строил домик. Тяжело было муравьям, несколько раз они ходили, за строительным материалом, останавливались отдыхали, уж очень ноша была тяжела. Устали муравьи.

 

Упражнения «Муравьи спят» (на активизацию мышц мягкого неба и  на развитие умения управлять языком).

  1. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным («Лопатой») и узким («Иголочкой»), стараясь, чтобы губы казались неподвижными.
  2. Храпеть на вдохе и выдохе, подражая спящему.

 

Нагулялся язычок по лесу,  сел на поезд , вернулся домой и тоже отправился спать.