Логопедические занятия с детьми 6-7 лет с ОНР на неделю по лексической теме Деревья
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Денисова Ольга Вячеславовна

Здесь вы можете найти конспекты логопедических занятий с детьми 6-7 лет с ОНР на материале лексической темы "Деревья". Занятие по формированию словарного запаса, грамматического строя речи на тему: "Составление загадок описательного характера об осиновом листе". Занятие по формированию правильного  произношения на тему:"Согласные звуки П-ПЬ". Занятие по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения на тему: "Понятие «слово». Деление слов на слоги. Буква П".  Занятие по формированию  связной речи на тему: "Рассказывание по серии картин «Дед и два медвежонка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  компенсирующего вида детский сад № 38  «Росинка».

Методическая разработка логопедических занятий с детьми  6-7 лет с ОНР на неделю

по лексической теме «Деревья».

Разработала:         Учитель-логопед

Денисова О.В.

Саров - 2014


    Лексическая тема «Осень. Деревья»                  

Вид занятия: Формирование словарного запаса, грамматического строя речи. 

Тема: Составление загадок описательного характера об осиновом листе.

Задачи: Уточнить представления об осенних листьях различных деревьев. Учить называть объект, его признаки, определять значение этих признаков, сравнивать данные значения со значением признаков в другом объекте. Продолжать учить составлению загадок (об осиновом листе). Упражнять в составлении фразы со сравнительным оборотом и с союзами «но не», «как». Упражнять в умении задавать вопросы,  в употреблении существительных в родительном падеже с предлогом «С» (с берёзы, с дуба, …), в употреблении предлога между, в образовании относительных прилагательных в форме творительного падежа (в игре «Да- нет»). Развитие восприятия – умения находить наложенные друг на друга контурные изображения различных листов (игра «Паутинка»). Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза и сравнения – по признаку (цвет, вес), по действию.  Воспитывать культуру речи, умение не выкрикивать с места, не перебивать друг друга, поднимать руку.

Словарь: паутинка, название деревьев, лист, кленовый, осиновый, дубовый и т.д.

Материал: контурные изображения листьев деревьев, мел, признаки.

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч. 1ч.Дидактическое упражнение «Паутинка».

Описание: Детям предлагается узнать листья деревьев в наложенном друг на друга контурном изображении: - «В паутине запутались листья разных деревьев. Найди лист. Обведи. С какого дерева лист? Значит, он какой?- «С берёзы - берёзовый лист, с клёна - кленовый лист».

Спросить Милану, Марину, Олега, Максима – ошибки образования Род.п.ед.ч.

и относительных прилагательных

2ч.Игра линейная  «Да-нет».

-Прилетели все листочки в нашу «Данетку». Чтобы правильно сыграть со мной, надо вспомнить правило игры. (- Надо найти серединку и отбросить половинку.) Отгадайте, какой лист я загадала. Задавайте мне вопросы. («Этот лист находится между берёзовым и осиновым?»…)

Спросить Олега, Диму С, Пашу – правильное употребление предлога между (знают игру)

3ч.Составление загадок об осиновом листе по смешанной модели.

-Давайте рассмотрим листок, какой он по цвету? (красный). Красный как что? (красный как яблоко, пожарная машина, ягоды рябины, помидор). Зарисовка на доске.

Подержите его, какой он по весу? (лёгкий). Лёгкий, как что? (легкий, как пёрышко, пух, мыльный пузырь…). Зарисовка на доске.

Что наш листок умеет делать? (висеть, лететь, расти, падать, кружиться, дрожать, шуршать, вянуть). Висит как кто, как что? (как бельё на верёвке, как игрушки на новогодней ёлке, как картина на стене, штора  на окне). Зарисовка на доске.

А теперь послушайте, как я буду читать схему и составлю загадку:

Образец педагога:

«Он красный, но не помидор,

Лёгкий, но не воздушный шарик,

Висит, но не бельё на верёвке.

Что это?

Предложить загадать загадку 2 детям, после физкультурной паузы спросить ещё трёх.

Активизировать новых детей Милану, Максима, Серёжу, Марину.

4я.Физкультурная пауза.

  1. «Найдите в группе то, что по цвету красное, как осиновый лист» (крыша деревянного домика красная, как осиновый лист; дудочка в музыкальном уголке, кубики в физкультурном уголке, магнит на доске, футболка у Саши)
  2. Найдите в группе то, что по весу лёгкое, как осиновый лист (пёрышко, тюль, воздушный шар, салфетка, кусочек ваты…)
  3. Найдите в группе то, что висит, как осиновый лист (часы на стене, шторы на окнах, ленточки в физкультурном уголке, веточка папоротника…)

Активизировать новых детей.

Использовать образцы ответов детей, знающих игру

5ч.Итог занятия.

Какие листочки прятались в паутинке? Перечислите (дубовый, кленовый, рябиновый, осиновый)

Сегодня мы искали в группе все красные предметы, похожие на листочек по какому признаку? (по цвету).

Мы искали все лёгкие предметы, похожие на листочек по какому признаку? (по весу).

Сегодня мы искали в группе предметы, которые висят так же как листочек. Как мы сравнивали листочек с другими предметами (по действию).

Спросить ДимуГ, Диму С, Милану – трудности запоминания

Спросить Пашу, Олега, Софью – хорошо запомнили признаки

                                                    Лексическая тема «Осень. Деревья»                

Вид занятия: Формирование  произношения

Тема: Согласные звуки П-ПЬ.

Задачи:

Продолжать учить замечать часто повторяющиеся звуки во фразе, выделять изучаемые звуки П-ПЬ в начале и конце слова, называть место заданных звуков в слове; выделять слова с заданными звуками в тексте. Упражнять в правильном произнесении звуков П-ПЬ и умении давать элементарное описание их артикуляции. Формировать фонематические представления о звуках П-ПЬ и их акустико-артикуляционных признаках: согласные, глухие. Продолжать учить  дифференцировать согласные звуки по мягкости и твёрдости. Упражнять в произношении слогов с оппозиционными звуками П-ПЬ. Развивать умения давать характеристику звуков родного языка, используя слова: согласный, твёрдый-мягкий, глухой, «считывать» схемы звуков и их признаков. Повышать готовность детей к звуковому анализу речи. Поддерживать устойчивый интерес к усвоению звукового фонда. Развивать речевую и познавательную активность.

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч. Организационный момент. Упражнение «Повтори».

-Сядет тот, кто повторит за мной чистоговорку:

Петушок — прыг на порог: — Подари, пекарь, пирог!

(Дети повторяют чистоговорку и садятся на своё место).

-Какие  звуки повторяются часто в этой чистоговорке? (П-ПЬ)

(разбирается, в каких словах звук «П», а в каких  звук «ПЬ»)

Диму Г, Милану, Марину спросить последними – трудности слухового восприятия

2ч. Упражнение «Найди место  звуков П-ПЬ в слове».

-Где стоят звуки П-ПЬ в словах: петушок (прыг, порог, подари, пекарь, пирог). (В начале слова)

-Назовите последний звук в слове:  стоп (топь).

-Где стоят звуки П-ПЬ в этих словах? (В конце слова)

-Догадались, с какими звуками мы сегодня будем играть? (П-ПЬ)

Спросить Серёжу, Сашу- трудности определения места звука в слове

3ч.Уточнение артикуляции звуков П-ПЬ. Правильное их  произнесение.

-Возьмите зеркала и посмотрите на свой рот, что происходит, когда вы произносите звуки П-ПЬ?

(Дети дают элементарное описание артикуляции звуков «П и ПЬ»: губы сначала сжимаются, а потом разжимаются.)

Логопед предлагает всем произнести звуки правильно, чётко работая губами.

Взаимопроверка: дети поворачиваются друг к другу и проверяют работу губ.

Контроль за произнесением звуков – Дима Г, Олег К, Дима С, Марина.

4ч. Поиск аналога звучания в окружающей действительности. Схематизация звуков П-ПЬ.

-Подумайте, кто издаёт такие звуки?

(Дети ищут в окружающей действительности звуки, похожие на изучаемые. Напр-р: - Так пыхтит ёж, паровоз, кипящий чайник и т.д.)

Логопед поддерживает все ответы детей и договаривается выбрать один из вариантов для создания схемы (зрительного образа) звуков: Так пыхтят ёж и ежонок: П-ПЬ.

(Схемами звуков «П-ПЬ» становятся два ежа. Логопед рисует на 2 – х листочках бумаги размером 3х3 контуры  двух ежей, прикрепляет их на доске. Все дети  «читают» звуки П-ПЬ, П-ПЬ.)

5ч. Задание «Найди признаки звуков».

-Скажите, гласные или согласные эти звуки? Почему? (Звуки П-ПЬ согласные, потому что есть преграда - губы).

-Проверьте, одинаковые ли они по твёрдости? (Выясняется, что звук П - твёрдый, а ПЬ – мягкий)

Логопед предлагает закрасить одного ежа синим цветом - это будет твёрдый согласный «П», а  другого ежа- зелёным цветом -  это будет мягкий согласный «ПЬ».  

-Проверьте, есть ли голос, когда мы произносим эти звуки?

(По отсутствию вибрации голосовых связок выявляется, что эти звуки глухие. Логопед договаривается, что место на карусели, где будут находиться глухие звуки, будет обозначаться наушниками и размещает схему наушников на модели).

Спросить Милану, Серёжу, Максима – трудности различения звуков

6ч.Размещение схем звуков  на модели игры «Карусель звуков» в соответствующие их признакам сектора. Описание звуков.

-А сейчас расположите схемы звуков на карусели в нужные сектора и расскажите, что это за звуки? (Дети называют признаки звуков: П – согласный, твёрдый, глухой; ПЬ – согласный, мягкий, глухой и расставляют зарисованные схемы на круге).

Рефлексия: -Что вам помогло правильно расставить звуки в сектора? (признаки звуков)

Спросить Пашу, Софью – в качестве образца для других детей.

7ч. Упражнение «Повтори».

-Выйдет в круг тот, кто повторит за мной: па-пя-па, пя-па-пя, пи-пи-пы и т.д.

(Дети повторяют  слоговые  цепочки с оппозиционными звуками и выходят в круг)

Контроль за Димой Г, Димой С, Миланой

8ч. Физпауза  «Ветерок».

Непоседа-ветерок с тополя сорвал листок.  Поднять руки вверх, выполнять                                                       круговые движения над головой

Долго с листиком осенним над деревьями кружил, Поворот кругом, руки в стороны

А потом мне на колени этот листик положил.        Присесть, ладони на колени

Тронул ласково лицо: - Получите письмецо!        Провести тыльной стороной ладони                                                 по щеке, вытянуть руки вперёд.

- Какие первые звуки в словах  «Получите письмецо!».   (П-ПЬ)

9ч.  Упражнение «Скажи наоборот».

-Сядет тот, кто скажет наоборот: па (пя), пя (па), пы (пи) и т.д.

(Дети подбирают слог, противоположный заданному звуку по твёрдости)

Контроль за Димой Г, Миланой, Мариной

10ч. Игра  «Подари картинки Полине и Пете».

-Получите картинку, найдите в названии картинки или в названии части изображённого объекта звуки П или ПЬ и подарите Полине или Пете.

(предъявляются картинки по теме: липа, плоды, тополь, пух, почки, пень.

Контроль за Димой Г, Сашей Б, Миланой, Мариной, Максимом.

11ч.Выделение слов со звуками П-ПЬ из текста 

           Поросёнок Персик пришёл на почту и сказал Пете-почтальону: - Завтра наш праздник  День поросёнка. Я хочу послать посылочку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные.

          А Пончик жил на другой стороне пруда. Петя –почтальон сел на плот, поставил парус и поплыл потихонечку. Вдруг плот перевернулся, Петя упал в воду и закричал: - Помогите!

           Пончик сидит около дома и думает: - Потонет  петух или не потонет.  А Персик прыгнул в воду и стал петуха пятачком к берегу подталкивать и вытащил на берег.  – Пончик, ты чего Пете не помог, ведь он тебе посылку вёз?  - Если бы я знал, я бы помог. А так и простудиться можно.

-Найдите слова со звуками П-ПЬ.

Активизировать Милану, Серёжу, Максима, Сашу Б.

12ч. Рефлексия:

-Какие звуки мы изучали? Что нам помогает отличить звуки? (Признаки)

-Назовите их признаки.

Лексическая тема «Осень. Деревья»      

Вид занятия: Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Тема: Понятие «слово». Деление слов на слоги. Буква П.

Задачи: Познакомить детей с понятием «слово», буквой П. Продолжать знакомить детей с понятием «слог». Учить делить слова на слоги, определяя слогообразующую роль гласных (сколько гласных, столько и слогов). Учить схематизировать слоги в слове с помощью полосок. Учить анализировать последовательность звуков в слоге, определять первый и второй звук. Продолжать учить работать с кассой букв, находить буквы, выкладывать слова и читать их. Учить печатать слова в тетради в клетку, обозначать символами (красный, синий, зелёный кружочки) признаки звуков.

Материал: панно с буквами алфавита, настольные кассы букв, карандаши, тетради в крупную клетку, схемы звуков.

Словарь: звук, гласные, согласные, буква.

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч. Организационный момент «Придумай слово».

     Логопед называет разные предметы, действия, признаки и объясняет, что это она называет слова. Затем логопед предлагает сесть тому, кто придумает слово.

       Рефлексия: - что вы придумывали? (слово)

Активизировать новых детей.

2ч. Упражнение «Составь слово».

     Логопед называет отдельные слоги: ли-па (ду-бы…) и предлагает составить слова. (напоминание, что из слогов можно составить слова)

Задание «Раздели слово на слоги».

Логопед даёт слово, а дети делят его на слоги. (объяснение, что слово можно разделить на слоги и помогают этому гласные)

       Рефлексия: - что помогает разделить слово на слоги? (гласные)

Активизировать новых детей.

3ч. «Схематизация слога».

     Логопед предлагает выложить столько полосок, сколько слогов в слове липа. Под каждую полоску (слог)положить  красную фишку и буквы Ы-И.  И т.д. Предлагает повторить правило: сколько гласных, столько и слогов.

Контроль за  Максимом, Миланой, Серёжей – новые дети

Заучивание со всеми правила

4ч. «Рассматривание буквы П и её элементов. Описание буквы».

     Логопед последовательно рассматривает с детьми букву П и её элементы, даёт описательную характеристику:

Эту букву в спортивном зале перекладиной назвали.

Повторы описаний букв Максимом, Миланой, Серёжей – несформир зрит восприятия

Заучивание со всеми описания буквы

5ч. «Буквенная «Да-нет».

     Логопед размещает буквы на доске и предлагает найти загаданную ею букву П с помощью вопросов о местоположении буквы, затем с помощью описания букв.

     Рефлексия: - что нам помогло найти буквы? (вопросы).

Олег К, Дима Г –

Коля К, ДимаС –

Задают вопросы – трудности ориентировки на плоскости

6ч. «Работа с кассой букв».

     Задание: выложите из кассы слово пух (пила)

     Зажгите фонарики у каждой буквы. Объясните.

Максим, Серёжа, Милана – не знают букв (помощь)

7ч.Физминутка «Ветерок».

Непоседа-ветерок с тополя сорвал листок. Поднять руки вверх, выполнять                                                 круговые движения над головой

Долго с листиком осенним над деревьями кружил, Поворот кругом, руки в стороны

А потом мне на колени этот листик положил.        Присесть, ладони на колени

Тронул ласково лицо: - Получите письмецо!        Провести тыльной стороной ладони                                                 по щеке, вытянуть руки вперёд.

Дима Г., Дима С – трудности согласования речи с движениями.

Тимур Л – неполный объём  передачи движений

8ч. «Работа в тетради».

Логопед предлагает напечатать в тетради слова: пух, пила. Зажечь фонарики цветными карандашами: гласные–красным, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным.      

Помощь Милане, марине, Максиму-не умеют писать, Диме Г  - не видит клетку

9ч.Рефлексия (вопросы из разных частей занятия)

   

 Лексическая тема «Осень. Деревья».                      

Вид занятия:  Формирование  связной речи

Тема:  Рассказывание по серии картин «Дед и два медвежонка» - 7 шт.

Задачи: Продолжать осваивать с детьми алгоритм работы с серией картин: определи время действия; найди героев серии картин и имеющиеся у них предметы; определи место действия; назови, кто и что делает на каждой картинке; выбери любую картинку; посмотри на другие и последовательно расставь, что было до и после изображённого на картине; составь рассказ по серии картин; придумай, что произойдёт дальше. Продолжать совершенствовать связную речь: умение придумывать зачин рассказа, случай, передавать действия и диалог персонажей, составлять концовку рассказа, придумывать дальнейшие события и название рассказа, объяснять авторское название.  Развивать зрительное восприятие, творческое воображение, умение устанавливать логическую последовательность событий, выразительность речи. Совершенствовать грамматический строй речи: умение самостоятельно составлять  фразы различной конструкции, согласовывая слова в роде, числе, падеже; умение правильно употреблять предлоги.

Материал: серия картин, символы алгоритма рассказывания по серии картин.

Словарь: лесник, дрова, пила, пилить, следы, бревно и др.

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч. Организационный момент: Тренинг «Что сначала, что потом».

Логопед последовательно предлагает  пары картинок: - Сядет тот, кто скажет, что на этих картинках  произошло сначала, что потом.

(Дети устанавливают последовательность картин в паре и садятся на место).

Логопед: - Что мы определяли в парах картинок? (что было сначала, что потом).

Спросить СерёжуН, Диму Г, Колю К – снижено зрительное восприятие.

2ч. Упражнение «1-2-3 – Назови!».

Логопед выставляет в произвольном порядке в линию картинки из серии.

Установка: - Посмотрите на картинки. 1-2-3 – время происходящего на картинках назови! (Дети называют время происходящего на картинках)

Рефлексия:-Что вы делали?  (Называли время).

Логопед выставляет схему «В», символизирующую время происходящего на  картинках.

Установка: - Посмотрите на картинки. 1-2-3 - героев серии картин назови!

(Дети называют героев картины)

Рефлексия:-Что вы делали?  (Называли героев картинок)

Логопед выставляет схему «Г», символизирующую героев серии картин.

Установка: - Посмотрите ещё раз на картинки. 1-2-3 – предметы, которые вы видите у героев, назови!  (Дети называют предметы, имеющиеся у персонажей картины)

Рефлексия:-Что вы делали?  (Называли предметы у героев)

Логопед выставляет схему «П», символизирующую предметы у героев серии картин.

Установка: - Посмотрите ещё раз на картинки. 1-2-3 – место, где происходит действие, назови! (Дети называют место действия героев)

Рефлексия:-Что вы делали?  (Называли место действия героев)

Логопед выставляет схему «М», символизирующую место действия героев серии картин.

Спросить Серёжу Н, Диму Г, Милану К, Максима К, Диму С – снижено зрительное восприятие.

Привлечь к  схематизации  

Диму Г –  Колю К, Диму С – трудности схематизации объектов.

3ч. Упражнение «Кто и что он делает?».

Логопед: Возьми любую картинку и скажи, кто на ней изображён, что он делает и говорит?

Рефлексия:- Что вы сейчас делали?  (Называли, кто что делает и говорит)

Выставляется схема «Д», символизирующая действия объектов картины.

Спросить Марину С, Диму С, Олега К – трудности составления фраз.

4ч. Физпауза «Ветерок». А сейчас побываем на этой полянке осенью.

Непоседа-ветерок с тополя сорвал листок.          Поднять руки вверх, выполнять                                         круговые движения над головой

Долго с листиком осенним над деревьями кружил,       Поворот кругом,

                                                                    руки в стороны

А потом мне на колени этот листик положил      Присесть, ладони на колени

Тронул ласково лицо: - Получите письмецо!        Провести тыльной стороной    

                                                                     ладони по щеке, вытянуть руки вперёд.

Дима Г., Дима С – трудности согласования речи с движениями.

Тимур Л – неполный объём  передачи движений

5ч. Упражнение «До и после».

Логопед вызывает ребёнка для выбора любой картинки. Затем предлагает другим детям  по очереди взять следующие картинки и подумать, куда поставить: до или после (сзади, впереди, между)?

Спросить Диму Г, ДимуС, Милану К–трудности установления логической последовательности серии

6ч. Инсценирование диалогов персонажей серии картин.

Логопед предлагает послушать, о чём говорят персонажи от картины к картине и изобразить их речь. (В ходе инсценирования диалога идёт отработка выразительности речи героев).

Спросить Диму Г, ДимуС, Максима–трудности передачи интонации

7ч.Составление рассказа по серии картин  «Дед и два медвежонка».

(Логопед предлагает вспомнить план, которого надо придерживаться, чтобы получился рассказ. Выставляет алгоритм составления последовательного рассказа.

1.Начало рассказа (Время. Герой (и). Предметы. Место. Действия (речь) героя (ев).

2.Случай. (Вдруг….Передача действий и диалога  персонажей).

3.Конец рассказа.

4.Творческое продолжение.

5.Придумывание названия серии картин.

6.Объяснение авторского названия серии картин.

Рефлексия:- Что вы делали?  (составляли рассказ )

Спросить Софью и Пашу Ш -   хорошо рассказывают по плану.

8ч. Упражнение «Скажи, где?».

Логопед предлагает назвать, где находится тот или иной объект картины. (Медведи стоят около дерева. Дерево находится между медведями. Лесник подошёл к дереву. И т.д.)

Спросить Олега К., Милану К, Диму С – трудности в употреблении предлогов.

9ч.Рефлексия: - Что нужно для того, чтобы правильно разложить серию картин? (определить время, найти героев, рассмотреть их предметы, место действия, действия и речь героев).

-Что нужно для того, чтобы составить интересный рассказ по серии картин?

(Придумать начало рассказа, случай, конец рассказа, придумать продолжение, придумать название серии и объяснить авторское название)

Всех



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "В гостях у Зеленой Горошины" ( лексическая тема " Овощи")

В конспекте представлены игры и игровые задания по уточнению и расширению словаря по теме " Овощи"....

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт"

Цель: Формирование лексико-грамматических представлений и навыков элементарного рассказывания по теме «Транспорт» Задачи: Уточнить и расширить представления детей о транспор...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема "День Защитников Отечества" для детей подготовительной группы

Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать  словарь по лексической теме "День защитников Отечества"....

Фронтальное логопедическое занятие для детей с ОНР 5-6 лет по лексической теме "Профессии"

Данный конспект логопедического занятия включает в себя задания по развитию речевых навыков, расширению словаря по теме "Профессия", формирует представление о том, что такое профессия....

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Человек. Части тела»

расширение представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей....

Презентация к логопедическому занятию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по лексической теме : «Зима. Зимующие птицы»

Тема: «Зима. Зимующие птицы»Коррекционно-образовательные задачи: Обобщение представлений о зиме и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Сов...