Упражнения для развития подъязычной уздечки.
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему

Евстратова Инна Валерьевна

Упражнения для развития подъязычной уздечки

Подъязычная уздечка - мышечное образование под языком. В норме ее длина - 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. В основном это звуки ш-ж-ч-щ-л-лъ-р-ръ. Каждого ребенка с укорочен­ной подъязычной уздечкой необходимо направить на консультацию к ортодонту. Конечно, уздечка очень эластичная и растягивается от спе­циального комплекса упражнений, однако она может стать причиной неровного роста зубов. Если же уздечка слишком короткая и массивная, то и логопедические упражнения не принесут значительного результата. В любом случае решение об оперативном вмешательстве принимается совместно логопедом и ортодонтом.

Итак, если уздечка слегка укорочена и это является причиной де­фектного произношения звуков, растянуть ее поможет следующий комплекс упражнений:

 

1. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.         Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,                 Маляру мы помогаем.

 

 

 

 

2. Барабан

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и от­четливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку дет­ской зубной щетки прямоугольной формы (ручка ио должна быть толстой, она должна быть прямой как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем: «Д-д-д-д-д-д!»

 

 

 

 

3.  Лошадка

  Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить,  чтобы  кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали в обед,

А соседки дома нет.

 

 

4. Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широ­кий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязыч­ная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадки». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

 

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

 5. Гармошка

Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

 

 

6. Дотянись до носа  

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Данные комплексы артикуляционной гимнастики помогут эффектив­но построить коррекционную работу с различными видами нарушения звукопроизношения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Какие существуют виды артикуляционной гимнастики?

2.       Расскажите о рекомендациях к выполнению традиционной актив­ной артикуляционной гимнастики.

3.Какое нетрадиционное упражнение помогает для развития подъ­язычной уздечки?

4.       Какие игровые приемы можно использовать для проведения арти­куляционной гимнастики?

5.       Перечислите упражнения из основного комплекса артикуляцион­ной гимнастики.

6.       Составьте комплекс для коррекции нарушения звукопроизношения шипящих звуков.

Литература

1.  Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

2.Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы логопедической работы с детьми. - М.: Гном и Д, 2011.

 3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. - М. : Эксмо, 2011.

4. Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: Корона. Век, 2012.

5. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнасти­ка. - СПб.: Корона. Век, 2011.

6. ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика2.33 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные упражнения на растяжение подъязычной уздечки

Артикуляционные упражненияна растяжение подъязычной уздечки...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ

Очень часто приходится встречать детей с короткой или натянутой подъязычной уздечкой. Предлагаю упражнения для растягивания таких подъязычных уздечек,...

Упражнения для развития подъязычной связки

Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка...

Комплекс упражнений для растягивания подъязычной уздечки

Специально подобраные упражнения помогут растянуть подъязычную уздечку...

Комплекс упражнений для растягивания подъязычной уздечки

Данный комплекс содержит в себе правила выполнения, сам комплекс упражнений....

Упражнения для развития укороченной уздечки

В данной работе представлен комплекс упражнений для растягивания укороченной уздечки языка (подъязычной связки), что может предотвратить ее подрезание....

Игровые упражнения для растягивания подъязычной уздечки

1. Упражнение «Маляр».Цель: растягивание подъязычной уздечкиМатериал: картинка с упражнениемХод: улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.Нижняя челю...