ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Статья о причинах неправильно сформированых навыков письма и приемах их овладения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_prichiny_nepravilnogo_navyka_pisma.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА.

Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. (В дальнейшем – неправильный навык письма.)

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов: — неправильное положение пальцев: например, ребенок держит  пишущий  предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.;

—  неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;

—  неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;

—  неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;

—  слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

— неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.

Должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.

Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка можно использовать несколько несложных приемов.

Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае).

Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Владел навыками самообслужи -вания: в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. . Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины и способы исправления неправильного навыка рисования и письма у детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале представлены практичесие рекомендации для родителей по формированию правильных и исправлению неправильно сформированных графических навыков у ребёнка-дошкольника. ...

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА

Возможны разные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетания. В результате на листе получаются не ровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких де...

Социальные причины неправильного произношения звуков ребёнком.

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, приводит к нарушению звукопроизношения....

Методическая разработка «Мы писали – не устали» (или какими видами деятельности занять ребёнка – дошкольника, чтобы развить графические навыки письма)

Взрослые часто думают, что обучив ребёнка читать, они подготовили его к школе. Увы, это не так! А как же подготовка руки к письму? Данную методическую разработку я создала для распространения передово...

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма"

  Как известно ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей ...

Виды и причины неправильного навыка действий с карандашом

Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык действий с карандашом, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.Одним из таких факторов является недостаточный опы...