Пальчиковые игры в логопункте ДОУ
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Габдуллина Альфина Рифкатовна

 Учебно-методическое пособие «Пальчиковые игры в логопункте ДОУ» адресовано учителям-логопедам, воспитателям, а также родителям.

 В структуру методического пособия входят 39 пальчиковых игр, посвящённых 30 лексическим темам.

 Тематическая организация материала в пособии позволяет педагогам без особых проблем и потери времени найти методический материал применительно к конкретной теме занятия.

  Учебно-методическое пособие «Пальчиковые игры» не является альтернативой тетрадям взаимосвязи между логопедом и воспитателем, а представляет собой дополнительный материал, который учителя-логопеды могут использовать на фронтальных лексических занятиях, на индивидуальных занятиях, а воспитатели как на занятиях, так и  во время режимных моментов. Например, во время прогулки дети наблюдают за поведением зимующих птиц. Применение пальчиковой игры на тему «Зимующие птицы» будет способствовать поддержанию интереса детей на протяжении прогулки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №1 «Журавушка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

                 

                             

 

      Пальчиковые игры  

                     В логопункте ДОУ

          Учебно-методическое пособие

                                 Габдуллина А.Р.

                                               учитель-логопед

                                                      2014год

                                              Предисловие

Пожалуй, каждый современный человек знает о  необходимости развивать мелкую моторику. Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных действий, в которых участвуют мелкие мышцы кисти рук. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка хорошо развита, писать он будет красиво, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимания, мышления, координацию в пространстве, наблюдательность, память(зрительную, двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Простые игры с участием пальчиков и ручек, да ещё и в сопровождении песенки, стишка или потешки не просто поднимут настроение ребёнку, но будут иметь оздоровительный эффект, а также помогут развивать интонационную выразительность речи, воспитывать умение вслушиваться в речь и воспроизводить её, закреплять и расширять словарный запас детей, автоматизировать поставленные звуки у детей.

 

 Учебно-методическое пособие «Пальчиковые игры в логопункте ДОУ» адресовано учителям-логопедам, воспитателям, а также родителям.

 В структуру методического пособия входят 39 пальчиковых игр, посвящённых 30 лексическим темам.

 Тематическая организация материала в пособии позволяет педагогам без особых проблем и потери времени найти методический материал применительно к конкретной теме занятия.

  Учебно-методическое пособие «Пальчиковые игры» не является альтернативой тетрадям взаимосвязи между логопедом и воспитателем, а представляет собой дополнительный материал, который учителя-логопеды могут использовать на фронтальных лексических занятиях, на индивидуальных занятиях, а воспитатели как на занятиях, так и  во время режимных моментов. Например, во время прогулки дети наблюдают за поведением зимующих птиц. Применение пальчиковой игры на тему «Зимующие птицы» будет способствовать поддержанию интереса детей на протяжении прогулки.

 

                                 

 

             

    Первый период обучения (сентябрь-октябрь)  

п/п

Лексическая

тема

Сопровождающая

речь

Движения пальцев и рук

1

Осень

Ветер по лесу гулял

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные

движения ладонями.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Кладут ладошки на стол.

2

Овощи

Мы капусту рубим,рубим,

Мы морковку трём,трём,

Мы капусту солим,солим,

Мы капусту жмём,жмём.

Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх.

Пальцы рук сжаты в кулачки,

движения кулаков к себе и от себя.

Движения пальцев,имитирую-

щие посыпание солью из щепотки.

Интенсивное сжимание пальцев

рук в кулаки.

3

Фрукты

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим,варим мы компот,

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком»,указательным пальцем правой руки «мешают».

Загибают по одному пальцу,начиная с большого.

Опять «варят» и «мешают».

4

Сад-огород

У Лариски-две редиски,

У Алёшки-две картошки.

УСерёжи сорванца-

Два зелёных огурца.

А у Вовки-две морковки.

Да ещё у Петьки-

Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого на обеих руках.

5

Лес

Раз,два,три,четыре,пять,

В лес пойдём мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.  

 

Пальчики обех рук «здороваются», начиная с больших.

Обе руки «идут» пальчиками по столу.

Загибают пальчики,начиная с больших на обеих руках.

Выставляют обе ладошки вперёд

6

Грибы

Топ-топ-пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный-

Гриб опасный.

А второй –лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб-волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб-сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб-белый

Ешь его смело!

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Переплетают  пальцы обеих рук-туесочек,большие пальцы-ручка;

Показывают 5 пальцев провой руки.

На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику,начиная с мизинца на одной или обеих руках.

7

Перелётные птицы

Эта птичка-соловей,

Эта птичка-воробей,

Эта птичка-совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка-свирестель

.

Эта птичка-злой орлан

Птички,птички, по домам!

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках.

Машут сложенными накрест ладонями.

Машут обеими руками,как крыльями.

8

Зимующие птицы

Сколько птиц

        К кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы,воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках,

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

9

Части тела

1.Большаку-дрова рубить,

   Указке-воду носить,

   Середняку-печку топить,

   Сироте обед варить.

   А мальчишке песни петь.

  Песни петь да плясать,

  Родных братьев забавлять

     

   Русская народн.потешка

2. В гости к пальчику

    большому

   Приходили прямо к дому

   Указательный и средний,

   Безымянный и послед-

   ний.

   Сам мизинчик-малышок

   Постучался на порог.

   Вместе пальчики-друзья

   Друг без друга нам нель-

   зя.

Пальцы сжаты в кулак.Разгибают по одному, начиная с большого.

Поочередное сжимание-разжимание пальцев правой,левой рук.

Выставляются вверх большие пальцы обеих рук.

 «Дом»

Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак,вверх выставляются только мизинцы.

Кулака стучат друг о друга.

Ритмичное сжимание пальцев в кулаки.

Грозят указательным пальцем правой руки.

10

Посуда

1.К самовару гости  

   прибежали

  Дружно чашки наполняя-

  ли:

   Вкусный чай у самовара,

  Он с ромашковым отва-

  ром.

2.Маша каши наварила,

   Маша кашей всех корми-

   ла.

   Положила Маша кашу

   Кошке- в чашку,

   Жучке- в плошку,

   А коту- в большую лож-

   ку.

   В миску курицам,цыпля-

   там.

   И в корытце поросятам.

   Всю посуду заняла,

   Все до крошки раздала.

 

Обе руки «идут» пальчиками по столу.

Ладонями обеих рук изображают «чашки».

Выставляется вверх большой палец правой руки,4 пальца сжаты в кулак.

Ладони обеих рук соединяются, все пальцы разомкнуты,изображают ромашку.

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Разжимают кулачки.

Сдувают «крошку» с ладошки.

11

Продукты питания

Второй период обучения

(декабрь-февраль).

1.Точим нож,точим нож,

    Будет очень он хорош.

    Будет резать он припа-

    сы:

    Масло, сало и колбасы,

    Помидоры,огурцы.

    Угощайтесь,молодцы!

2.Пекарь,пекарь,из муки

   Испеки нам колобки

   

   Да сушки-Ванюшке,

   Да баранки-Танюшке,

   Да бублики-Гришке,

   Да крендель- Маришке.

   

Растирают ладошки.

Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх.

Загибают по одному пальцу,начиная с большого.

Выставляют руки ладошками вверх.

Хлопают в ладоши.

Пекут колобки.

Соединяют большие и указательные пальцы.

Соединяют большие и средние пальцы.

Соединяют большие и безымянные пальцы.

Соединяют большие и мизинцы.

12

Одежда,обувь,головные уборы

Как у нашей крошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка

Новые кроссовки.

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

Загибают на обеих руках пальчики по одному,начиная с больших.

Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

13

Зима

Раз.два,три,четыре,пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Загибают пальчики по одному.

«Идут» по столу указательным и средним пальцами.

«Лепят» комочек двумя ладонями.

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Отряхивают ладошки.

Движения воображаемой ложкой;руки под щеку.

14

Новогодний праздник

Перед нами ёлочка:

Шишечки,иголочки.

Шарики,фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды,человечки.

Пальцы рук переплетены, из больших пальцев-верхушка елочки.

Кулачки,указательные пальчики выставлены.

«Шарики» из пальцев вверх,вниз.

«Ушки» из указательного и среднего пальцев;обе ладони сложены,пальцы сжаты.

Ладони сложены,пальцы расправлены.Средний и указательный пальцы стоят на столе.

15

Домашние животные

1.Жила была кошка

   По имени Матрешка.

  Была у нее подружка-

  Корова Пеструшка.

  И с лошадкою дружила

  кошка,

  Вместе бегали по

  дорожкам.

  А с козою Майкой

  Скакали по лужайке.

  А с собачкой Журкой

  Они играли в жмурки.

  Кошка Матрешка,

  Корова Пеструшка,

  Лошадка, коза и собачка

  Журка весело жили

  И крепко дружили.

2.Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку-на донышке.

Ждут меня котятки

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка да кашки.

   Чешская народн.песенка

Средний и безымянный пальцы упираются в большой.Указательный и мизинец подняты вверх.

Ладони прижаты друг к другу и поставлены на ребро, большие пальцы подняты вверх.

Ладонь левой руки поставлен на ребро,сверху кладутся 4 пальца правой руки-это «грива» лошадки, а большие пальцы подняты вверх-«ушки» лошадки.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой,указательный и мизинец подняты вверх.

Правая ладонь на ребро, насебя.Большой палец вверх.Указательный,средний и безымянный-вместе.Мизинец попеременно опускается иподнимается.

Загибают пальчики по очереди, начиная с большого.

Ладони здороваются.

Показывают, как доят корову.

Средний и безымянный пальцы обеих рук упираются в большой. Указательный и мизинцы подняты вверх.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

16

Дикие животные наших лесов

1.Сидит белка на тележке

   Продает она орешки

  Лисичке-сестричке,

  Воробью, синичке,,

  Мишке толстопятому

  Заиньке усатому

  Кому в платок,

  Кому в зобок,

  Кому в лапочку.

2.Скачет белка

   шалунишка,

   Рвёт с сосновых веток

   шишки,

  Лапкмами сжимает

  ловко

  И несет в свою кладовку.

Хлопки ладонями и удары кулачками друг одруга попеременно.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

«Бегают» по столу указательным и средним пальцами.

Сжимают в щепоть пальцы на правой, затем на левой руке.

Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой, затем на левой руке.

«Идут» указательным и средним пальцами по столу.

17

Дикие жив-ые холод-ных и жарких стран

1.Я в Африку, я в Африку

  Хочу попасть скорей

  А в Африке, а в Африке

  Увижу я зверей!

  Там с хоботом, ушастые

  Большущие слоны.

  И с гривами лохматыми

  Рычат нам страшно львы

  Лошадки полосатые

  Пасутся на просторе,

  Но это и не кони,

  Не ослики, не пони

  То зебры полосатые

  С малыми зверятами.

2.-Где обедал воробей?

  -В зоопарке у зверей.

  Пообедал я сперва

  За решеткою у льва.

  Подкрепился у лисицы,

  У моржа попил водицы.

  Ел морковку у слона.

  С журавлём поел пшена.

  Погостил у носорога,

  Отрубей поел немного.

  Побывал я на пиру

  У хвостатых кенгуру.

  Был на праздничном

  обеде

  У мохнатого медведя.

  А зубастый крокодил

  Чуть меня не проглотил.

«Идут» по столу указательным и средним пальцами.

Растирают ладони.

Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.

Делают хобот из кулачков обеих рук, уши из ладоней обеих рук.

Ладошками изображают раскрывающуюся пасть льва.

Ладонь левой руки поставлен на ребро, сверху кладутся 4 пальца правой руки-это грива ладони, а большие пальцы подняты вверх-ушеи лошадки.

Указательный палец правой руки поднят вверх, остальные согнуты в кулак-отрицают пальчиком.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный и средний вместе. Безымянный и мизинец-вместе и опускаются вниз.

Дети машут перекрещенными ладонями.

Ладошками изображают раскрывающуюся пасть льва.

На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

18

Рыбы

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони.

Снова изображают как плывет рыбка.

Делают хватательное движение обеими руками.

Снова «плывут».

19

Наше село

Мы живём в большом селе

Весело и дружно.

Называем мы любя

Бижбуляк наш милый.

Ритмично загибают пальцы по  очереди, начиная с мизинца.

Сжимают, разжимают кулачки обеих рук.

Поочерёдное поглаживающее движение тыльной стороны ладоней.

20

Наша улица

Если на улице дождик идёт,

Если метелица злая метёт,

В доме под крышей укроемся мы,

Дождик и снег нам тогда не страшны.

Стучат по столу подушечками всех пальцев то правой ,то левой руки.

Взмахи руками  перед собой из стороны в сторону.

«Крыша» над головой.

Переменные удары кулачками и ладонями.

21

Дом и его части

В доме жалуется пол:

«До чего мой труд тяжел:

Тумба, кресло и столы,

Там кровать,а тут шкафы

Еле-еле их терплю-

Только жалобно скреплю.

Дети поочередно кладут кисти рук на стол.

Загибают по одному пальчику на обиих руках, начиная с мизинчика.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

22

Мебель

Третий период обучения

(март-май).

Раз,два,три,четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Загибают пальчики,начиная с большого,на обеих руках.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики,начиная с большого.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

23

Моя семья

Мама лепит пирожки,

Папа полку мастерит,

Дед в очках читает книжку,

Вяжет бабушка штанишки,

Моет пол сестричка Маша

Трудится вся семья наша.

На лужок я побежал-

Всем большой букет сорвал.

Прижимая ладонь к ладони показывают,как лепят пирожки.

Ударяют кулачками друг о друга.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Имитируют вязание спицами.

Правая ладонь гладит левую круговыми движениями.

Все пальцы обеих рук сцепляются между собой.

Указательный и средний пальцы правой руки шагают по ладони левой руки.

Ладонями обеих рук показывают воображаемый букет.

24

Профессии

1.Что принёс нам почтальон?

 С толстой сумкой ходит он.

 Перевод,журнал,газету,

 В бандероли-две кассеты

 И письмо от тёти Вали,

 Чтоб её приезда ждали.

2.Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

 Повар леща берёт

 И опускает в компот.

 Бросает в котёл поленья,

 В печку кладет варенье.

 

Мешает суп кочерыжкой

Угли бьёт поварешкой.

Сыплет сахар в бульон.

И очень доволен он!

3.Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили,

Кто заботится о нас?

Логопеды,воспитатели,

Массажисты,медсестра

И,конечно,доктора.

Сжимают и разжимают кулачки.

«Шагают» пальчиками по столу.

На каждое наименование загибают по одному пальчику,начиная с большого.

Ребром ладони дети стучат по столу.

Загибают большой палец на левой руке.

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Разводят руками.

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Сжимают и разжимают пальцы,собранные в щепоть.

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Открывают по одному пальчику на каждой руке,начиная с большого.

25

Хлеб

Дождик,дождик, поливай,

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Пышки,пряники,ватрушки.

Кушай,кушай детвора, Вам расти уже пора.

Указательными пальцами обеих рук стучат по столу,изображая как капает дождь.

Выставляют вперёд обе ладони.

На каждое название загибают пальцы,начиная с мизинчика.

Сжимают и разжимают кулачки.

26

Транспорт

Мы с картинками играем,

С ними транспорт изучаем:

Вот троллейбус и автобус.

Самосвал и аэробус

Самолёт и самокат,

Саночки и снегокат.

Руки ставят на стол ладонями вверх, а затем вниз.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики по очереди,начиная с большого.

27

Весна

Кап,кап,кап-звенит капель,

Приближается апрель.

Ритмично,на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев,начиная с большого.

28

Насекомые

Прилетела к нам вчера

 Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И весёлый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали,полетели,

От усталости упали.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Машут ладошками.

Роняют ладони на стол.

29

Школа

В школу осенью пойду,

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать,

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Большой палец правой руки направлен вверх,остальные согнуты в кулак.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

30

Лето

Раз,два,три,четыре,пять

Будем летом мы играть:

Будем плавать и качаться

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать,загорать

И грибочки собирать.

Хлопают в ладоши.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают по очереди пальцы обеих рук,начиная с мизинца.

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегают» по столу,затем ладони опускаются на стол.

На кулак левой руки ставят ладонь правой руки.

Использованная работа

  1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А.

Грамматика в играх и картинках. Животные жарких стран. Санкт – Петербург «Паритет» 2005

  1. Гомзяк О. С. Говорим правильно.

Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. 1, 3 периоды обучения. Москва. Издательство «Гном и Д» 2007

  1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет

Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе. 3 период обучения. Москва. Издательство «Гном и Д» 2009

  1. Журнал «Обруч» за 2009 год
  2. Нищева Н. В.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2005

  1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду.

Занятия с детьми 6 – 7 лет с ОНР. Пособия для логопедов, дефектологов и воспитателей. Москва. Мозайка – синтез 2006

  1. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...