ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЧИСТО- И СКОРОГОВОРКИ.
статья по логопедии на тему
Очень удобным речевым материалом в развитии звуковой стороры речи являются чистоговорки. Чисто- и скороговорки- это особый речевой материал, как правило, небольщой по объему и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто- чистоговорки, скоро, быстро — скороговорки. Их различие состоит главным образом лишь в том, что чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки — в ускоренном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_doshkolnikov._chisto-_i_skorogovorki.doc | 258.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражание, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки. Некоторые стороны звучащей речи, например, громкость, темп, интонационная выразительность, отрабатываются в процессе перессказывания сказок, рассказов, при чтении стихотворений.
В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки. Чисто- и скороговорки- это особый речевой материал, как правило, небольщой по объему и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто- чистоговорки, скоро, быстро — скороговорки. Их различие состоит главным образом лишь в том,что чистоговорки
произносятся в обычном темпе, а скороговорки — в ускоренном. Указывая на роль скороговорок в формировании звукопроизношения, 3. Савкова в своей книге «Как сделать го лос сценическим» (изд. 2-е. Искусство, 1975, с. 135) справедливо отмечает: «Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан на родной мудростью не для пустословия, а спе циально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспро изводить все звуки родного языка».
Однако, как правило, на этом применение чисто- и скороговорок не ограничивается. Они, несмотря даже на свои некоторые недостатки, с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи:
- подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти),
- для преодоления вялости и малоподвижности арти куляционного аппарата; (улучшать для закрепления правильного произношения звуков,
- для выработки отчетливой и ясной речи (дикции),
- в качестве упражнений для тренировки и совершенствовання голосового аппарата.
Чисто-и скороговорки могут быть использованы практически в работе с детьми любого возраста:произнесение шуток-чистоговорок- в младшем дошкольном возрасте, чистоговорок — в среднем, скороговорок — в старшем. Упражне ния с использованием чисто- и скороговорок мо гут быть применены как на занятиях родного языка, так и вне их (во время игр «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и др. для детей старшего дошкольного возра ста).
Детям младшего и среднего дошкольного воз раста предлагаются чистоговорки небольшие по объему, простые по содержанию. Их смысл дол жен быть понятен детям, близок жизненному опыту.Переходить к быстрому произнесению чи стоговорок (скороговорки даются детям старше го дошкольного возраста) | следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произно сить их в медленном и умеренном темпе.
Воспитателю совсем не обязательно давать для заучивания все предлагаемые чистого ворки (скороговорки). Следует чаще брать те из них, которые по содержанию больше всего под ходят к тому или иному речевому занятию. Одни и те же чисто- и скороговорки можно использо вать неоднократно и с различной целью. Напри мер, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» можно применить для закрепления зву ков ж, л, затем в качестве тренировки голосо вого аппарата, когда детям предлагают произ нести ее громко, тихо, шепотом, быстро, умерен но, медленно, с выделением голосом одного ка кого-то слова, например, произносить ее так, чтобы всем было ясно, что ежик лежит у елки, а не зайчик.
Формирование правильного звукопроизношения в детском саду осуществляется в несколько этапов: уточнение и закрепление правильного произношения изолированного звука, закрепле ние звука в слогах, затем в словах, фразах. Чис то- и скороговорки как речевой материал ис пользуются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях.
Закрепление звуков в слогах представляет особую трудность, так как бессмысленное их повторение, как правило, не вызывает интереса у детей. Шутки-чистоговорки, как показывает практика, удобны в том отношении, что с их помощью воспитатель имеет возможность поуп ражнять детей в правильности и четкости произ несения отрабатываемых звуков в слогах, словах.
В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек), используются инсценировки. Напри мер, воспитатель показывает игрушку, изобра жающую корову, обыгрывает содержание и предлагает детям произносить такую шутку- чистоговорку: «Му-му-му! Молока кому?» Или проводит игру «У кого лиса (коза)?» Воспита тель незаметно дает одному из детей игрушку и предлагает по очереди спрашивать: «Са-са-са, у кого лиса?» После трех-четырех вопросов вос питатель вызывает ребенка, у которого находит ся игрушка. Он встает, показывает игрушку и говорит: «Са-са-са, у меня лиса». Затем воспита тель предлагает нескольким детям сказать: «Са- са-са, у Светы (Миши) лиса».
При произнесении шуток-чистоговорок воспи татель обращает внимание на правильность и четкость произнесения закрепляемых звуков, ко торые даются в определенной последовательно сти, по мере их прохождения, с учетом трудно сти усвоения: сначала простые, потом — слож ные. Для закрепления звуков, берутся шутки- чистоговорки, насыщенные не только твердыми согласными, но и мягкими, например, дети уп ражняются в правильности произношения не только звука с, но сь, не только л, но ль и т. д.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель предлагает более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например, для различения зву ков с — з: «Са-за, са-за, са-за-за — улетела стрекоза».
В среднем и старшем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирова ния правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Так, воспитатель предлагает детям такие зада ния, как подбор слов к определенной группе сло гов: «Ра-ра-ра, за рекой видна...» — говорит вос питатель. «Гора», — договаривают дети. Или: «Су-су-су, живет лиса в лесу».
Предлагая для повторения чистоговорки в средней группе, воспитатель выделяет отрабатываемые звуки голосом (произносит протяжнее, громче), обращает на это внимание детей и про сит повторять их также: «У маленькой Сссони сссанки едут сссами» (для закрепления звука с).
В работе с детьми старшего дошкольного воз раста (и особенно с детьми подготовительной группы) воспитатель использует скороговорки, насыщенные звуками, близкими по звучанию или произношению, например, такие, в которых часто встречаются свистящие и шипящие звуки: «Са ша сушила шубу на солнышке», твердые и мяг кие согласные, например л и ль: «Морская вол на сильна и вольна», звонкие и глухие: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку», звуки б и п, на дифференциацию звуков л (ль) и р (рь): «Лара у Вали играет на рояле». Для этой цели подобраны спе циально чистоговорки на такие группы звуков: с — ш, с — з, с — ц, з — ж, ц — ч, л — р, т — д, п — б, к — г, п — пь, с — сь, л — ль, р — рь и др.
Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произно шения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработке быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного дви жения на другое.
Скороговорки — незаменимый речевой мате риал для совершенствования дикции детей стар шего дошкольного возраста. При произнесении их необходимо добиваться, чтобы дети не толь ко быстро их произносили, но, что очень важно, отчетливо и ясно произносили слова и каждый звук в отдельности.
Для работы над дикцией воспитатель может предложить детям произносить чистоговорки (скороговорки) слегка подчеркнутой артикуля цией отдельных звуков. Иногда полезно предла гать детям произносить чистоговорки шепотом, это требует более энергичной работы артикуля ционного аппарата.
Чисто- и скороговорки могут с большим успе хом использоваться и в работе с детьми, имев шими дефекты звукопроизношения, как один из заключительных этапов по закреплению звуков и введению их в речь.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голо совым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными сред ствами выразительности. Чисто- и скороговорки с большим, успехом можно использовать для тре нировки в смене громкости голоса (произносить одни чистоговорки тихо, другие вполголоса, третьи громко), в смене скорости речевого вы сказывания (быстро, умеренно, медленно), в правильной постановке логического ударения (выделять голосом в фразе отдельные слова, группы слов), вопросительных и утвердительных интонаций.
Одну и ту же чистоговорку можно предлагать детям произносить в различных вариантах: в умеренном темпе, но тихо, громко, вполголоса, шепотом; в обычной громкости, но быстро, уме ренно, в слегка, замедленном темпе. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа игол ки» произносили сначала тихо (так, чтобы не услышали другие дети), затем вполголоса, что бы услышали только те дети, которые стоят ря дом, потом громко, чтобы услышали все. Или произнести ее медленно, умеренно, быстро при обычной громкости.
Далее воспитатель может предлагать детям при произнесении чистоговорки одновременно менять громкость и темп речи, т. е. произносить ее тихо, но быстро (медленно): шепотом, но мед ленно (быстро). Чередуя таким образом задание, воспитатель отрабатывает нужный раздел звуковой культуры речи.
Такие задания можно давать как для группо вых (небольших подгрупп) повторений, так и для индивидуальных. При групповом произне сении скороговорок следует обращать внимание на то, чтобы дети с ускорением речи не усилива ли громкость их произнесения. Стараясь быстро произнести скороговорку, дети часто непроиз вольно произносят ее несколько громче обычного. Детям, у которых быстрый темп речи, чаще следует предлагать произносить чистоговорки в замедленном темпе, детям с замедленной речью — в обычном темпе или слегка ускоренном.
Чистоговорки можно использовать и в качестве тренировки некоторых элементов интонации. Так, можно предложить одной группе детей (а при индивидуальной работе отдельным детям) спрашивать, а другим отвечать. Например, одна группа спрашивает: «Вымыли мышки мис ки у мишки?», другая отвечает: «Вымыли мыш ки миски у мишки». Затем роли меняются. Или ребенок произносит чистоговорку сначала в фор ме вопроса («У Сани новые сани?»), а затем сам же и отвечает («У Сани новые сани»).
Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова. Например, дети чисто говорку «Дарья дарит Дине дыни» произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим. Например, чистоговорка «Сачок зацепился за сучок» произ носится так: «Сачок зацепился за сучок» (вы деляется голосом слово сачок, а не что-то дру гое), «Сачок зацепился за сучок» (выделяется слово зацепился), «Сачок зацепился за сучок» (выделяется слово за сучок, а не за куст, де рево).
Произнесение чистоговорки с различной громкостью по частям: «Маше каша надоела» тихо (один ребенок), «Маша кашу не доела» — впол голоса (следующий ребенок), «Маша, кашу доедай, маме не надоедай» — громко, в назида тельном тоне (третий ребенок).
Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым ды ханием с детьми среднего и старшего дошколь ного возраста. Сначала подбираются небольшие по объему чистоговорки, состоящие из трех-четырех слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из четырех-шести слов и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы. Например, воспитатель предлагает произнести чистоговорку «Петя пи лил пилой пень» не только ясно и отчетливо, но и на одном выдохе.
В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать два совершенствования фо нематического слуха. Воспитатель произносит чистоговорку «Нашей Маше дали манной каши» и просит детей перечислить (назвать) лишь те слова, в которых есть звук ш (Маше, нашей,каши).
Предлагаемые ниже чисто- и скороговорки даны с учетом трудности их произношения (какие звуки чаще всего встречаются в них, внутри каждой группы).
Приложение
п,пь
«Уп-уп-уп, мама варит суп», «Петя пилил пилой пень», «Наш Полкан попал в капкан», «За гиппопотамом по пя там топает гиппопотам».
Говорит попугай попугаю:
-Я тебя, попугай,
попугаю!
-Попугаю в ответ попугай:
-Попугай!
Попугай! Попугай!
б , бь
«Бы-бы-бы, идет дым из трубы», «У Бобы были бобы», «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот», «Забавной обезьяне бросили бананы? Бросили бананы забавной обезьяне».
м,мь
«Му-му-му, молока кому?», «Мама Милу в ванне мыла», «Где мед, там и мухи», «На скамеечке у дома целый день рыдала Тома»,
т, ть
«Та-та-та, хвост пушистый у кота». «От топота копыт пыль по полю летит», «Ткет ткач ткани на платье Тане».
д,дь
Ду-ду-ду, растут яблони в саду», «Дарья дарит Дине дыни», «Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил».
н,нь
«Ан-ан-ан, папа чинит кран». «Няня нянчет Надю с Ни ной», «У Ваньки у Встаньки несчастные няньки», «Нес не нес, а до нас донес».
в,вь
«Ва-ва-ва, на суку сидит сова», «Три вороны на воротах», «Водовоз вез воду из-под водопровода».
ф, фь
«Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф», «У Фани фуфайка, у Феди туфли».
к
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко. не ходите далеко!», «Тук-тук-тук, тук-тук-тук, прибиваю я каблук!», «Наша река широка как Ока»
г
Гу-гу-гу, гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу», «На горе го гочут гуси», «Под горой огонь горит»
х
«Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Не поймать вам петуха!», «Прохор и Пахом ехали верхом», «Муха-горюха села на ухо».
с, сь
«Са-са-са, в лесу бегает лиса», «Со-со-со, у Вовы колесо». «Су-су-су, мы ловим осу», «Ас-ас-ас, у нас свет погас», «Ос-ос-ос, на поляне много ос». «Усь-усь-усь, на лугу па сется гусь», «У осы не усы, а усики», «Коси, коса, пока po са». «У маленькой Сани сани едут сами».
«Носит Сеня сено в сени,
Спать на сене будет Сеня.
У нас семеро саней.
По семеро в сани
Мы уселись сами».
Сидел воробей на сосне.
Заснул — и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
з, зь
«За-за-за, уходи домой коза», «Зу-зу-зу, моем Катю мы в тазу», «У зайки Бубы заболели зубы», «У маленькой Зины бузина в корзине», «Видит волк козу, забыл и грозу», «Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет», «Все с базара, а Назар на базар».
ц
«Цо-цо-цо, на руке кольцо», «Цы-цы-цы, поспели огурцы», «Ец-ец-ец, очень вкусный огурец», «У кольца нет конца», «Бегают две курицы прямо по улице», «Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь», «Цапля, стоя на крыльце, напи сала букву ц», «Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется», «Нагнись в корытце напиться водицы».
ш
«Ша-ша-ша, мама моет малыша», «Шу-шу-шу, я письмо пишу», «Аш-аш-аш, у Вовы карандаш», «Тише, мыши, кот на крыше», «Луша у душа мыла шею и уши», «Нашей Ма ше дали манной каши», «Не найду я ушки у нашей лягуш ки», «Леша и Клаша едят пшенную кашу», «Яшка в фуражке едет на черепашке»,
На окошке
Крошку
Мошку
Ловко
Ловит
Лапой
Кошка.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела.
-Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
ж
«Жа-жа-жа, есть иголки у ежа», «Жу-жу-жу, молоко дадим ежу», «У ежа ежата, у ужа ужата», «Не живут ужи, где живут ежи», «Лежит ежик у елки, у ежа иголки», «Ужин нужен и жуку и ужу», «Очень нужен жук на ужин, жук на ужин очень нужен».
ч
«Ча-ча-ча, горит в комнате свеча», «Чу-чу-чу, молоточком я стучу», «Оч-оч-оч, наступила ночь», «Шубка овечки — теплее любой печки», «У Пети тачка, а у Паши печенья пачка», «Пекарь пек калачи в печи», «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки», «У четырех черепах по четыре черепашонка».
щ
«Ща-ща-ща, мы несем домой леща», «Ащ-ащ-ащ, мы на деваем плащ», «Волки рыщут, пищу ищут», «Щипцы да клещи — вот наши вещи», «Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи», «Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит».
л,ль
«Ло-ло-ло, на улице тепло», «Лу-лу-лу, стол стоит в углу», «Ул-ул-ул, у нас сломался стул», «Оль-оль-оль, мы купили соль», «У елки иголки колки», «Иголка, иголка, ты остра и колка», «На мели мы налима ловили», «Наш Пол кан попал в капкан», «Елка, елка, елочка, колкая иголоч ка», «Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку», «В уголок Аленка села, у Аленки много дела», «Мама Милу мыла мылом, Мила мыла не любила».
«Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку заглянуть было лень.
Искала булавку весь день».
р, рь
«Ра-ра-ра, Кате спать пора», «Ро-ро-ро, на полу стоит ведро», «Ры-ры-ры, летают комары», «Ри-ри-ри, на ветках снегири», «Ор-ор-ор, мы подмели двор», «Арь-арь-арь, на стене висит фонарь», «Три вороны на воротах», «Трое тру бачей трубили в трубы», «Проворонила ворона воронен ка», «Привез Пров Егору во двор дров гору», «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор», «Три сороки-тара торки тараторили на горке», «Во дворе горка, под горкой норка. В этой норке крот, норку стережет». «На горе ра стут дубы, под горой растут грибы», «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона».
На дифференциацию звуков
п-б
«Потерялись бусы у нашей бабуси», «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»,
т -д
«Собака Том сторожит дом».
к - г
«Галка села на палку, палка ударила галку».
вь - фь
«Наш Филат не бывает виноват»,
с - з, сь - зь
«Са-за, са-за, са-за-за, улетела стрекоза», «За-са, за-са, за-са-са, залетела к нам оса». «Соня Зине принесла бузи ны в корзине», «Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка», «Сачок зацепился за сучок, за сучок зацепил ся сачок», «В лесу две Зины-Зиночки трясутся, как осиночки», «Идет с козой косой козел».
с-ц
«Со-цо, со-цо, со-цо-цо, снесла курица яйцо», «Цо-со, цо-со, цо-со-со, Костя катит колесо», «Синицы-веселые птицы», «Курица снесла яйцо под крыльцо», «Соне в окон це ярко светит солнце», «Из соседнего колодца целый день водица льется», «Я нарвал овце овса, ешь скорей овес, ов ца», «Стоит воз овса, возле воза - овца».
с-ш
«Су-шу, су-шу, су-шу-шу, я письмо домой пишу», «Шу-су, шу-су, шу-су-су, мишку встретил я в лесу», «Саша любит сушки, а Соня ватрушки», «Шишки на сосне, шашки на столе», «Вымыли мышки миски для мишки», «Саша шап кой шишки сшиб», «Сшила Саша Сашеньке шапку», «Купи ла Саша сушку? Купила Саша сушку».
з - ж
«За-жа, за-жа, за-жа-жа, жили в доме два ежа», «Жа-за, жа-за, жа-за-за, от лисы бежит коза», «У Зины много за бот, заболел у зайки живот», «У маленькой Зины медвежо нок в корзине», «Задрожали зайки, увидев волка на лу жайке», «Завизжала пила, зажужжала пчела», «Заржавел железный замок? Заржавел железный замок», «Бежит ли са по шесточку, лизни, лиса, песочку».
ц-ч
«Цу-чу, цу-чу, цу-чу-чу, на ракете я лечу», «Чу-цу, чу-цу, чу-цу-цу, дали зернышки птенцу», «У цапли цыпленок, узайки зайчонок», «Очень быстро бьются у Танечки блюдца», «Ученица- озорница получила единицу».
ш-ж
«Ша-жа, ша-жа, ша-жа-жа, у Андрюши нет ежа», «Жа-ша, жа-ша, жа-ша-ша, Женя кормит малыша», «У ежа ежата, у мишки медвежата», «Желуди у мышки,шишки у мартышки», «У кошки лежат ложки в лукошке»,«Хорош пирожок, внутри творожок», «На крыше у Шуры жил журавль Жура», «С малышами во ржи подружились ежи, ушли в камыши, и во ржи ни души», «Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки. Осторожно,мошки!Обожжете ножки».
ч-щ
«Ча-ща, ча-ща, ча-ща-ща, в речке ловим мы леща», «Ща- ча, ща-ча, ща-ча-ча, Кате вызвали врача», «В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи».
л-р, ль-рь
«Ла-ра, ла-ра, ла-ра-ра, начинается игра», «Ра-ла, ра-ла, ра-ла-ла, быстро вертится юла», «Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала», «Лара у Вали играет на рояле», «Рыбу! ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов», «Вкусная халва, мастеру хвала». «Король - орел, орел - король», «В тетради Кондрат начертил квадрат», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели», «Покатился колобок, а на дороге коробок. Удивился колобок и закатился в коробок»,
п - пь
«Петушок — прыг на порог: «Подари, пекарь, пирог»,
т - ть
«Опять пять ребят нашли пять опят».
д - дь
«Дед Данил дыню делил: дольку - Диме, дольку - Ди не».
с-сь
«У Сени и Сани в сетях сом с усами», «На скамейку мама села- справа –Сева, слева – Слава», «Сын Сени накосил стог сена».
л-ль
«Клади уголь в угол», «Юля маленькой была и вертелась как юла», «Полет в поле Поля, ловит Колю Толя», «Морская волна сильна и вольна».
р — рь
«В этой норке крот, норку стережет», «На горе на горке горько ревет Егорка», «Быстро Егорка говорит скороговорку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
чисто-и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников
В данной статье описывается как с помощью чисто- и скороговорок можно формировать звуковую культуру речи...
«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи»
развитие речи детей...
Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
laquo;Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способ...
«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи». (консультация для родителей
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме....
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...
Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста
воспитание звуковой культуры речи...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...