Хорошо ли быть левшой?
консультация по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Хорошо ли быть левшой?
У подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь есть на свете и левши - люди, у которых ведущей, более активной оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними? Хорошо или плохо быть левшой? Какое это имеет влияние на развитие речи?Что делать с леворуким ребенком? Переучивать или нет? И вообще — леворукость — это патология или норма? Ответить на все эти вопросы, к сожалению, совсем не просто.
Лет двадцать назад в отечественной педагогике вопрос о выборе руки для письма, о щадящем отношении к леворуким детям решался до удивительного просто — всем писать только правой рукой, а значит, леворуких детей — переучивать. Несмотря на то что это сопровождалось значительными трудностями, переучивали, используя самые “жесткие” меры, не считаясь с ребенком, его особенностями, возможностями и даже здоровьем.
Многие и сейчас не задумываются, почему переучивают — “просто потому, что все пишут правой”, другие — потому, что боятся отрицательного воздействия праворукой среды, третьи — потому, что считают невозможным в дальнейшем приобретение какой-то профессии, четвертые — потому, что сами — переученные левши. Но родители плохо представляют себе, что такое приспособление небезразлично для здоровья и развития ребенка.
Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются физиологические показатели и психологические характеристики леворуких и праворуких, но тем не менее уже ясно, что нельзя считать леворукость патологией, а тем более связывать с леворукостью как таковой отклонения в развитии, снижение умственных и физических способностей.
Ясно и другое: преимущественное владение рукой определяется не “хотением” ребенка или упрямством, не его желанием или нежеланием, а особой организацией его мозга, определяющей не только “ведущую” руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций (речи, чтения)
Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная - правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.
В исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается установить превалирования функций той или другой руки. Только приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение - ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании правой рукой и т. д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.
При этом у левшей все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т. е. людьми, имеющими две правые руки: ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии - несколько ниже.
Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг... Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.
И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся и гениальных людей большое количество левшей (вернее, амбидекстров).
По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять между правой и левой руками.
Еще раз хотим напомнить: если ребенок леворукий, не следует ставить задачу переделать его в правшу - надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую - самолетик и ставят задачу: скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую станет притормаживать - конечно, автомобиль придет позже!
Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления функций отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий. Ведь нельзя забывать, что грубая переделка левши в правшу влечет за собой развитие расстройств речи и, чаще всего, заикания. Это еще одно доказательство теснейшей связи функций руки и речи.
Особенности левшей в обучении:
- лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
- трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
- недостаточность наглядно-образного мышления
- недостаточность зрительной памяти
- недостаточность пространственного восприятия
- трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
- недостаточность тонкодифференцированных движений руки
- трудности овладения порядковым счетом
- зеркальное письмо
- трудности в работе с циферблатом
Требования к работе за столом
- свет при письме падает справа
- бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины груди или чуть левее
- ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня
Существуют специальные прописи для леворуких детей.
Отличия от обычных прописей:
- весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны
- начало и конец строки помечаются специальным значком
- направление письма показано стрелкой
- прямое без наклона написание букв
- написание букв с отрывом линии
- написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)
- печатная буква пишется сверху на середине листа
- таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для стенда "Хорошо ли быть левшой?"
Материал для информационного стенда для родителей....
Проект "Хорошо здоровым быть!"
Проект по оздоровительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Развлечение "Хорошо здоровым быть" для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий разработан в соответствии с комплексно-тематическим планом и является итоговым мероприятием тематической недели "Быть здоровыми хотим". Цель данного развлечения - формирование культуры здоров...
Конспект физкультурного занятия "Хорошо спортивным быть и с ребятами дружить!"
конспект физкультурного занятия "Хорошо спортивным быть и с ребятами дружить!" Формировать у детей потребность в здоровом образе жизьни....
Родительское собрание : "Хорошо здоровым быть!"
Замечательно, когда здоровы вы, а еще лучше, когда здоровы дети. Лишь малое количество родителей может похвастаться тем, что они и их дети ни разу не обращались к специалистам за оказанием медицинской...
Семинар-практикум для родителей на тему: "Хорошо ль быть почемучкой?"
Цели:- раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность;- заинтересовать родителей математическими играми и предложить советы ...
Консультация для педагогов "Хорошо ли быть левшой?"
Хорошо ли быть левшой?Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная -правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым....