Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P
материал (логопедия) по теме

Гаврилюк Екатерина Сергеевна

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!

1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр.

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!

1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!

1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!

1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
Внимание!

1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2.Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

3.Кончик языка не должен подворачиваться.

4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:...

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу ...

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Артикуляционные упражнения, которые родители  могут выполнять дома....

Консультация для родителей: "Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «л»"

Уважаемые родители, представляю вашему вниманию комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука  «л»....

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ «Ш, «Ж»

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ «Ш, «Ж»...

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Л»

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Л»...

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р»

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р»...