Практический материал в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии по теме
"СЛОГОВИЧОК"
Формирование у детей умения делить слова на слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практический материал | 363 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №232»
«СЛОГОВИЧОК»
/ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЯ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ/
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
АВТОРЫ - СОСТАВИТЕЛИ:
учитель – логопед Борисова Антонина Васильевна; воспитатели Тригуб Татьяна Петровна Колесникова Валентина Николаевна |
СОДЕРЖАНИЕ
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«СЛОВО И СЛОГ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ОГОРОД»
Цели:
упражнять в делении слов на слоги;
активизировать словарь на тему «Огород».
Оборудование: картинка «Уборка урожая на огороде»; карточки для графической записи деления слов на слоги:
Ход занятия
I. Артикуляционная гимнастика.
1) Повторение упражнений.
2) Чистоговорка:
Ец-ец-ец – зеленый огурец.
Цы-сы-цы – растут на грядке огурцы.
Цы-сы-цы – мы сорвали огурцы.
Цы-сы-цы – мы солили огурцы.
Ец-ец-ец – соленый огурец.
– Где растут огурцы? (На огороде.)
II. Беседа по сюжетной картинке.
– Сейчас мы рассмотрим картинку «Уборка урожая на огороде».
– Кого вы видите на картинке?
– Что делают дети?
– Где они работают?
– Какой это огород?
– Для чего выращивают школьники огурцы?
– Что еще выращивают на огороде?
– Что нарисовано справа от картинки?
– Как это назвать одним словом? (Овощи.)
Составление предложений по картинке о работе детей в огороде.
Деление предложений на слова, указать количество слов и их порядок в предложении.
III. Физкультминутка.
Вышел дождик погулять
Раз, два, три, четыре, пять!
(Хлопки на счет.)
Вышел дождик погулять.
(Руки вверх – вниз.)
Шел неспешно, по привычке,
(Движемся по кругу туда – обратно.)
А зачем ему спешить?
(Кисти рук вверх.)
Вдруг читает на табличке:
(Кисти скрещиваем – «ножницы».)
«По газонам не ходить!»
(Руки плавно вытянуть вверх.
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
(Плавно опустить.)
И ушел. Газон засох.
(Присесть. Закрыть голову ладошками.)
IV. Деление слов на слоги.
Ре-па, мор-ковь.
– Вспомните, как Мишутку учил папа-медведь делить слова на слоги.
Мишуткина учеба продолжается.
«Сегодня вся наша медвежья семья будет делить слова на части, – говорит мама-медведица. – Будем сейчас вспоминать слова, в которых два слога.
Кто больше слов назовет и разделит их на слоги, тот получит на ужин самую большую чашку с малиной. О том, кто выиграл, мы узнаем по шишкам: назвал слово, правильно разделил его – клади перед собой шишку».
Воспитатель выдает детям бумажные полоски.
К доске выходят три ребенка, которые будут исполнять роли медведей.
Дети называют слова, делят их на слоги, остальные проверяют.
В словах может быть не два слога, а три.
Например: ма-ли-на, о-гу-рец, по-ми-дор. (Дети делят, выкладывают полоски.)
Дети придумывают слова из трех слогов, помогая Мишутке.
V. Итог занятия.
– Чему учились?
– Сколько может быть слогов в слове?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК»
Цель: в игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги
Правила игры:
Дети рассаживаются вокруг стола (3-4 игрока). Предметные картинки раздаются поровну всем участникам игры. Игроки по очереди бросают кубик, на гранях которого нарисованы цифры от 1 до 5. Пустая грань – переход хода. Каждая цифра на грани обозначает количество слогов в слове. Ребёнок должен найти соответствующую картинку у себя и поместить её в вагончик. Вагончик с одним красным кругом на крыше – это односложные слова, с двумя красными кругами – это двухсложные слова, в вагон с тремя кругами помещаем слова из трёх слогов и т.д.
Ход игры:
Раздаём картинки всем игрокам поровну.Бросаем кубик и смотрим, какая цифра на его грани.Находим вагончик, у которого на крыше (например) два красных круга (они соответствуют количеству слогов).Игрок находит у себя карточку, на которой слово состоит из двух слогов. Размещает эту картинку в вагоне.
Далее ход переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто правильно все карточки разместит в вагоны.
Усложнение в игре:
Когда ребята уверенно научатся делить на слоги двухсложные и трёхсложные слова, можно добавить вагоны, которые будут «перевозить» слова, состоящие из четырёх и пяти слогов.
Второй вариант игры:
Материал к игре тот же.
Цель: совершенствовать умение детей находить предметы на заданный звук, и слова, в составе которых есть указанный звук.
Ход игры:
Воспитатель бросает кубик. Называет цифру на его грани и говорит: «В первом вагоне «едут» слова, которые начинаются на звук «А». Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.
Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, в середине которых есть звук О». Дети выполняют игровое задание.
Третий вариант игры:
Материал к игре тот же.
Цель: совершенствовать умение детей различать гласные звуки, согласные твёрдые и мягкие звуки.
Ход игры :
Воспитатель бросает кубик. Называет цифру на его грани и говорит: « Во втором вагоне «едут» слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук». Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, которые начинаются на гласный звук». Дети выполняют игровое задание.
Побеждают в игре самые внимательные участники.
Также в данной дидактической игре представлены другие разнообразные задания для детей по развитию речи: «Где находится гласный звук», «Назови слова с заданным звуком», «Кто как маму зовет», «Серпантин слов», ребусы от гнома.
К данной игре прилагается комплект логопедических карточек на закрепление звуковой культуры речи, которые воспитатель может использовать как в НОД, так и в индивидуальной работе с детьми по коммуникации.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков:
«Произнеси звук «А» столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук «О» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»
«Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
-Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
-«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
-Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
-Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
-Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ
УМЕНИЯ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Какое слово получилось?»
Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.
Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт
Игра «Слоговые кубики»
Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.
Игра «Цепочка слов»
Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.
Игра «Логокуб»
Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.
Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Пирамида»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
Игра «Наведём порядок»
Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.
Игра «Кто больше»
Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов. Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В «ИГРАЙ - ГОРОДОК»
Цель: 1. Уточнение и закрепление знаний детей о делении слов на слоги в соответствии с количеством гласных звуков.
2. Закрепление навыка чтения слогов.
3. Формирование у детей положительной мотивации к организованной учебной деятельности.
4. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления.
5. Воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе.
Оборудование: картинки к артикуляционной гимнастики, «паутина» из ниток, картинки «Играй-Городка», предметные картинки по теме «игрушки», слоговые схемы, домики со слоговыми схемами, картинки по теме «домашние животные», мяч, рыбки с напечатанными слогами, удочка с магнитом.
Ход занятия.
Организация детей.
Логопед: Мы с вами долго готовились к путешествию в «Играй – Городок»( сообщение цели занятия). И сегодня мы отправимся в «Играй – Город», и постараемся выполнить все задания на деление слов на слоги.
Тропинка-игрунья нырнет под мосток,
И вы попадете в «Играй – Городок».
Основная часть.
Логопед: - Вы слышите, ребята? Звенит колокольчик. Ведь мы на тропинке-игрунье, а значит, пора отправляться в путь. Чтобы было не скучно идти, мы поиграем с язычком. (артикуляционная гимнастика).
Мы шагаем по дорожке,
Видим гриб на крепкой ножке (упр. «Грибок»).
Впереди крутая горка, (упр. «Горка»)
А под горкой, чья то - норка.
В норке мышка озорная,
Мы ее за хвост поймаем (упр. «Поймай мышку»)
Мышку сразу отпускаем
И орешки собираем (упр. «Орешки» )
Все орешки под зубок (упр. «Лошадка»)
И приходим в городок.
Логопед: - Ребята, а в городок то не пройти. Как много паутины, ничего не видно. Что делать? Можно сильно подуть на паутину ( дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н. Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»). Ну, вот паутина и упала.
Ох, как красиво в городке.
Мы оказались в Парке Развлечений.
Посмотрите, на поляне картинки. И наши знакомые медведи то же тут. Они делят слова на слоги. Присоединимся к ним.
Нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой слова.
Логопед проводит игру «Слоги и линии».
Цель: учить считать слоги в словах-названиях, подбирать для каждого слова подходящую схему.
Логопед: - Ребята, а впереди у нас Дом Игрушки.
Логопед проводит игру «Купи игрушку».
Цель: учить делить слова на слоги, выбирать картинку в соответствии с заданным количеством слогов.
Логопед: - Ребята, вы можете взять картинку с игрушкой, если правильно ее найдете. Нужно взять картинку, в названии которой три слога. И т. д.
Логопед: - Кажется, кто- то плачет. Давайте пройдем и посмотрим. Это домашние животные. Они перепутали свои дома. Давайте поможем им расселиться по своим домикам. Животные, в названии которых два слога, живут в домике с
двумя окошками. И т. д.
Логопед проводит игру «Рассели животных».
Цель: учить детей соотносить количество слогов в слове со схематическим изображением слова.
Логопед: - Молодцы! Давайте встанем и отдохнем от игр.
Физ. минутка.
Нет преграды-
Шире рот,
Гласный голос подает( дети маршируют).
Дружно песенки поет.
А (руки в стороны).
О (руки колечком).
У (руки вытянем вперед).
Э (руки над головой).
И (руки изображают улыбку).
Логопед:- Вот мы на Поляне Игр. А здесь, посмотрите, мячик. Мячик ловко ты поймай,
Гласный в слове называй.
Я произнесу слово, вы должны поймать мяч и назвать гласные звуки, которые есть в этом слове (мак, суп, конь, муха, крона, липа, эхо, руки).
Молодцы!
Пока логопед играет с детьми, воспитатели готовят «речку».
Логопед:- Посмотрим направо, посмотрим налево, посмотрим прямо. А прямо - перед нами река.
А в реке- то рыба, да не простая. На каждой рыбке слог напечатан. Нужно рыбку удочкой поймать, слог прочитать. А ребята с этим слогом слово придумают.
Логопед проводит игру «Отгадай слово».
Цель: учить детей придумывать слова с заданным слогом; закрепить навык слитного чтения слогов.
Логопед - На краю речки лодка. А нам, ребята, пора возвращаться в группу. Я предлагаю вернуться на лодке по реке (пальчиковая гимнастика).
Сели в лодку дружно
В сад вернуться нужно (упр. «Лодочка»).
По волнам плывем отважно
К мамам нам добраться важно (упр. «Волны»).
Провожают чайки нас (упр. «Чайки»).
Мы ребята, просто класс!
Подведение итогов.
Логопед:- Вот мы ребята и вернулись. А что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Я очень довольна вами, вы мне сегодня понравились. Мы научились делить слова на слоги, выделять гласные звуки в словах, обозначать слоги схемами, мы познакомились с Волшебником Ударением, мы составили слоговую книгу и даже на НОД по физической культуре на этой неделе мы знакомились со слоговой структурой слова. И сегодня наше большое путешествие по стране слогов закончилось. Я хочу, чтобы ваши знания были крепкими и помогли вам в учебе.
Логопедическая развлекательно-двигательная игра «СЛОГОВИЧОК»
Цель. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза через двигательную деятельность.
Задачи. Повышать мотивацию детей с речевыми нарушениями к закреплению полученных навыков; стимулировать двигательную активность; совершенствовать речеслуховой анализатор; закреплять навыки определения количества и последовательности слогов в слове, лишнего слога в слове; воспитывать командные межличностные отношения.
Дети проходят в музыкальный зал.
Логопед: Чтобы нам начать играть,
Надо гостя в зал позвать.
Выйдет к нам Слоговичок
Когда услышит наш хлопок.
Слушайте внимательно и повторяйте за мной (Логопед отхлопывает ритмический рисунок, дети все вместе повторяют его)
Звучит музыка, входит Слоговичок. Слоговичок: поскорее в круг вставайте и первый слог своего имени мне называйте. (Дети по очереди здороваются со Слоговичком за руку, и называют первый слог своего имени, а затем - имя полностью.
Слоговичок: Слова на медальонах написал и нечаянно разбросал. Подойдите, ребята и выберите себе, какой понравится. (Воспитатели надевают медальоны детям. Разделились на две команды, согласно словам, которые написаны на медальонах по слогам: «Крепыш», и «Здоровячок».
Слоговичок: Название команды говорит о многом. Главное, что вы здоровые и сильные, а ещё умные и сообразительные. Я люблю играть с такими детьми, проводить с ними соревнования и эстафеты.
Поэтому предлагаю немного размяться.
Играя со слогами посоревноваться.
А я буду наблюдать
И победившей команде слоговую фишку вручать.
Первую игру проводит учитель-логопед.
Разложить 3 обруча для каждой команды с цифрами 1, 2, 3 в центре.
Возле команд поставить 2 корзины с игрушками ( 1, 2, 3 слога).
Правила игры: Первые игроки берут из корзины игрушку, называют её, считают количество слогов, бегут к обручу, в котором цифра соответствует количеству слогов, кладут в обруч игрушку и бегут обратно, передавая эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая правильно справилась с заданием.
Слоговичок объявляет команду победительницу и вручает фишку со слогом «ПО»
Игра - проводит учитель -логопед.
Напротив каждой команды поставить магнитную доску, на которой приклеины картинки с ритмическими рисунками, рядом лежат молоточки. Правила игры: Первые игроки бегут до столика, берут молоточки и правильно передают Слоговичку зашифрованный ритм. Ошибаться нельзя. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку.
После соревнования Слоговичок объявляет команду победительницу, вручает её участникам фишку со слогом «БЕ» и предлагает отдохнуть, встав в общий круг.
Звучит песня «Тук, ток…». Дети поют и выполняют движения.
Игра - проводит учитель-логопед.
Напротив каждой команды размещается туннель. Возле магнитных досок раскладываются карточки со словами - «сорняками» и по маркеру. Правила игры: Первые игроки пролезают через туннель, берут фломастеры и зачеркивают в слове-«сорняке» лишний слог. Возвращаются и передают эстафету следующему игроку.
Слоговичок прикрепляет к магнитной доске выполненную картинку. После соревнования объявляет команду победительницу и вручает фишку со слогом «ЛА».
Игра «Чудо – дерево» проводит учитель -логопед.
Правила игры: Команда «Здоровички» должна выбрать картинки, в названии, которых 2 слога, а команда «Крепыши» - 3 слога. Картинки развесить на «Чудо –дерево».
Слоговичок объявляет команду победительницу и вручает слог «ДИ».
Игра- проводит учитель логопед.
Первые игроки команд берут мячи-хопы. Логопед с предметными картинками стоит напротив команд.
Правила игры: Как только логопед покажет картинку, первые игроки прыгают вперед на мяче столько раз, сколько слогов в слове, изображенном на картинке. После этого возвращаются в команду и передают хоп следующему игроку.
Вторая пара ждет показ следующей картинки.
Слоговичок наблюдает, чья команда правильно делит слова на слоги, быстро и ловко прыгает на мячах-хопах. После игры Слоговичок вручает команде победительнице фишку со слогом «БА»
Слоговичок: А теперь будем определять победителя. Посчитайте свои фишки. Молодцы. Считать умеете. (У детей должны быть фишки поровну, фишка «ДРУЖ») А сейчас объедините свои фишки и прочитайте фразу.
Дети складывают фишки со слогами и читают фразу «ПОБЕДИЛА ДРУЖБА».
Слоговичок: Хорошо спортивным быть
И с ребятишками дружить!
Вместе весело играть
По слогам уметь читать,
Бегать, прыгать, танцевать
Звучит песня « Настоящий друг». Слоговичок и дети танцуют.
Слоговичок: Ребята, вам понравилась игра? Я для вас приготовил сюрприз.
ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Логопункт www.logOpunkt.ru
Сайт предназначен для широкого круга пользователей - логопедов, дефектологов, а так же родителей, заинтересованных в исправлении речи своих детей. На сайте представлены: Описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; Материалы о самых современных методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий, а также применении компьютера в специальном образовании. Информация по безопасности работы на компьютере. Статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии. Документы, необходимые для работы логопеда. Детская рубрика.
Развитие речи www.r-rech.ru
Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия.
Логопедия по пятницам www.academy.edu.by
Это место встречи белорусских дефектологов, возможность получить новую информацию, на других посмотретьи себя показать. Сайт Пятницы Т.В.
Логопед-плюс www.logopedplus.ru
Сайт речевого центра "Логопед-Плюс". Проект будет полезен тем, кто столкнулся с речевыми проблемами, и тем, кто не хотел бы с ними встречаться. И, конечно, тем, кто профессионально работает с этими проблемами - логопедам,дефектологам, сурдологам...
Логопед. www.logoped.org
Московский, международный web-портал, посвященный логопедии. Материалы по логопедии для родителей и педагогов. На его страницах рассказывается о различных речевых нарушениях и основных принципах и методах логопедической помощи
Логопед.ru www.logoped.ru
Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Советы профессионального логопеда по развитию речи детей и взрослых.
Логопедический кабинет www.logos.pp.ru
Информация для логопедов, а также много материалов для родителей и просто взрослых интересующих логопедической темой.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml
Логопед дома Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи.
Практическая логопедия www.logoped18.narod.ru
Советы родителям. Материалы, размещенные здесь помогут определить, нужна ли ребенку помощь логопеда.Так же сможете найти рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком. Материалы сайта рассчитаны в первую очередь на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но многие упражнения подходят и взрослым.
Азбука логопеда www.azbukalogopeda.ucoz.ru
Персональный сайт учителя-логопеда Котяшовой И.С. для родителей, молодых специалистов, студентов.
Сайт содержит материалы системы коррекционного обучения: примерные перспективные, календарные планы, связь со специалистами и многую другую полезную информацию так необходимую в работе для начинающих специалистов.
Журнал Логопед www.logoped-sfera.ru
«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей. Цель журнала: помочь логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Искусство говорить www.corrects.ru
Авторский сайт логопеда И. Соловьёвой о культуре речи. Механизмы речи, этапы развития речевой системы, а также
преодоление трудностей на пути овладения речью – предмет рассмотрения предлагаемого раздела.
Развитие речи www.r-rech.ru
Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия.
Сайт Гороховой Ирины Алексеевны www.deziere2.narod.ru
Персональный сайт логопеда-дефектолога Гороховой Ирины Алексеевны Данная страничка посвящается вопросам речевого развития детей, проблемам, которые могут возникнуть или возникли.
Стань волчком www. volchki.ru
На сайте - статьи по педагогике, психологии и логопедии, в разделе "Логопедия" много презентаций,описание некоторых авторских учебно-методических пособий по коррекции нарушений речи Волковой И.И.
Болтунишка www.boltun-spb.ru
Логопедический сайт для заботливых родителей. Здесь Вы можете узнать: Какие бывают речевые нарушения, Почему они возникают, Как решать речевые проблемы
Профессиональная помощь логопеду.
vo.ru
Сайт для родителей детей с нарушениями развития речи
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml
Логопед дома Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс 2000
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Москва. Сфера 2007
Бондаренко А .К Словесные игры в детском саду. Москва.
"Просвещение"1974. Сфера 2007
Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. М. Сфера 2007
Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург. Арго 1996
Колесникова Е. В. Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет. М. 2003
Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. М. 2000
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей.
Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М. 1991
Лапковская В.П. и Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду.
Москва. Мозаика-синтез 2009
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль 1997
Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками.
Издательство Мозаика – синтез 2004
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Москва. Гном и Д. 2001.
Тумакова Г.А. Методы и приёмы работы при ознакомлении со слоговым составом слова. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» М. 1991
Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва. 1991
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва. Гном и Д. 2001
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Москва. "Просвещение"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР "Моя мама лучше всех"
Проект направлен на углубление знаний детей о женских профессиях, о роли мамы в их жизни; на развитие интереса ребёнка к своим близким; на воспитание доброго и заботливого отношения к маме. ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Рецензия....
Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, для воспитанников шестого года жизни, группы компенсирующей направленности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Конспект совместного игрового тренинга для детей и родителей в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.
Конспект-тренинг...
Программа «Игробуквотека» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до поо
Цель: ознакомление воспитанников со звуками и буквами, формировать навыки звукового анализа, обучение чтению, грамоте и письму. Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидат...
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...