Практический материал в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии по теме
"СЛОГОВИЧОК"
Формирование у детей умения делить слова на слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 363 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №232»
«СЛОГОВИЧОК»
/ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЯ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ/
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
АВТОРЫ - СОСТАВИТЕЛИ:
учитель – логопед Борисова Антонина Васильевна; воспитатели Тригуб Татьяна Петровна Колесникова Валентина Николаевна |
СОДЕРЖАНИЕ
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«СЛОВО И СЛОГ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ОГОРОД»
Цели:
упражнять в делении слов на слоги;
активизировать словарь на тему «Огород».
Оборудование: картинка «Уборка урожая на огороде»; карточки для графической записи деления слов на слоги:
Ход занятия
I. Артикуляционная гимнастика.
1) Повторение упражнений.
2) Чистоговорка:
Ец-ец-ец – зеленый огурец.
Цы-сы-цы – растут на грядке огурцы.
Цы-сы-цы – мы сорвали огурцы.
Цы-сы-цы – мы солили огурцы.
Ец-ец-ец – соленый огурец.
– Где растут огурцы? (На огороде.)
II. Беседа по сюжетной картинке.
– Сейчас мы рассмотрим картинку «Уборка урожая на огороде».
– Кого вы видите на картинке?
– Что делают дети?
– Где они работают?
– Какой это огород?
– Для чего выращивают школьники огурцы?
– Что еще выращивают на огороде?
– Что нарисовано справа от картинки?
– Как это назвать одним словом? (Овощи.)
Составление предложений по картинке о работе детей в огороде.
Деление предложений на слова, указать количество слов и их порядок в предложении.
III. Физкультминутка.
Вышел дождик погулять
Раз, два, три, четыре, пять!
(Хлопки на счет.)
Вышел дождик погулять.
(Руки вверх – вниз.)
Шел неспешно, по привычке,
(Движемся по кругу туда – обратно.)
А зачем ему спешить?
(Кисти рук вверх.)
Вдруг читает на табличке:
(Кисти скрещиваем – «ножницы».)
«По газонам не ходить!»
(Руки плавно вытянуть вверх.
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
(Плавно опустить.)
И ушел. Газон засох.
(Присесть. Закрыть голову ладошками.)
IV. Деление слов на слоги.
Ре-па, мор-ковь.
– Вспомните, как Мишутку учил папа-медведь делить слова на слоги.
Мишуткина учеба продолжается.
«Сегодня вся наша медвежья семья будет делить слова на части, – говорит мама-медведица. – Будем сейчас вспоминать слова, в которых два слога.
Кто больше слов назовет и разделит их на слоги, тот получит на ужин самую большую чашку с малиной. О том, кто выиграл, мы узнаем по шишкам: назвал слово, правильно разделил его – клади перед собой шишку».
Воспитатель выдает детям бумажные полоски.
К доске выходят три ребенка, которые будут исполнять роли медведей.
Дети называют слова, делят их на слоги, остальные проверяют.
В словах может быть не два слога, а три.
Например: ма-ли-на, о-гу-рец, по-ми-дор. (Дети делят, выкладывают полоски.)
Дети придумывают слова из трех слогов, помогая Мишутке.
V. Итог занятия.
– Чему учились?
– Сколько может быть слогов в слове?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК»
Цель: в игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги
Правила игры:
Дети рассаживаются вокруг стола (3-4 игрока). Предметные картинки раздаются поровну всем участникам игры. Игроки по очереди бросают кубик, на гранях которого нарисованы цифры от 1 до 5. Пустая грань – переход хода. Каждая цифра на грани обозначает количество слогов в слове. Ребёнок должен найти соответствующую картинку у себя и поместить её в вагончик. Вагончик с одним красным кругом на крыше – это односложные слова, с двумя красными кругами – это двухсложные слова, в вагон с тремя кругами помещаем слова из трёх слогов и т.д.
Ход игры:
Раздаём картинки всем игрокам поровну.Бросаем кубик и смотрим, какая цифра на его грани.Находим вагончик, у которого на крыше (например) два красных круга (они соответствуют количеству слогов).Игрок находит у себя карточку, на которой слово состоит из двух слогов. Размещает эту картинку в вагоне.
Далее ход переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто правильно все карточки разместит в вагоны.
Усложнение в игре:
Когда ребята уверенно научатся делить на слоги двухсложные и трёхсложные слова, можно добавить вагоны, которые будут «перевозить» слова, состоящие из четырёх и пяти слогов.
Второй вариант игры:
Материал к игре тот же.
Цель: совершенствовать умение детей находить предметы на заданный звук, и слова, в составе которых есть указанный звук.
Ход игры:
Воспитатель бросает кубик. Называет цифру на его грани и говорит: «В первом вагоне «едут» слова, которые начинаются на звук «А». Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.
Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, в середине которых есть звук О». Дети выполняют игровое задание.
Третий вариант игры:
Материал к игре тот же.
Цель: совершенствовать умение детей различать гласные звуки, согласные твёрдые и мягкие звуки.
Ход игры :
Воспитатель бросает кубик. Называет цифру на его грани и говорит: « Во втором вагоне «едут» слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук». Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, которые начинаются на гласный звук». Дети выполняют игровое задание.
Побеждают в игре самые внимательные участники.
Также в данной дидактической игре представлены другие разнообразные задания для детей по развитию речи: «Где находится гласный звук», «Назови слова с заданным звуком», «Кто как маму зовет», «Серпантин слов», ребусы от гнома.
К данной игре прилагается комплект логопедических карточек на закрепление звуковой культуры речи, которые воспитатель может использовать как в НОД, так и в индивидуальной работе с детьми по коммуникации.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков:
«Произнеси звук «А» столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук «О» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»
«Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
-Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
-«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
-Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
-Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
-Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ
УМЕНИЯ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Какое слово получилось?»
Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.
Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт
Игра «Слоговые кубики»
Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.
Игра «Цепочка слов»
Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.
Игра «Логокуб»
Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.
Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Пирамида»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
Игра «Наведём порядок»
Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.
Игра «Кто больше»
Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов. Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В «ИГРАЙ - ГОРОДОК»
Цель: 1. Уточнение и закрепление знаний детей о делении слов на слоги в соответствии с количеством гласных звуков.
2. Закрепление навыка чтения слогов.
3. Формирование у детей положительной мотивации к организованной учебной деятельности.
4. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления.
5. Воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе.
Оборудование: картинки к артикуляционной гимнастики, «паутина» из ниток, картинки «Играй-Городка», предметные картинки по теме «игрушки», слоговые схемы, домики со слоговыми схемами, картинки по теме «домашние животные», мяч, рыбки с напечатанными слогами, удочка с магнитом.
Ход занятия.
Организация детей.
Логопед: Мы с вами долго готовились к путешествию в «Играй – Городок»( сообщение цели занятия). И сегодня мы отправимся в «Играй – Город», и постараемся выполнить все задания на деление слов на слоги.
Тропинка-игрунья нырнет под мосток,
И вы попадете в «Играй – Городок».
Основная часть.
Логопед: - Вы слышите, ребята? Звенит колокольчик. Ведь мы на тропинке-игрунье, а значит, пора отправляться в путь. Чтобы было не скучно идти, мы поиграем с язычком. (артикуляционная гимнастика).
Мы шагаем по дорожке,
Видим гриб на крепкой ножке (упр. «Грибок»).
Впереди крутая горка, (упр. «Горка»)
А под горкой, чья то - норка.
В норке мышка озорная,
Мы ее за хвост поймаем (упр. «Поймай мышку»)
Мышку сразу отпускаем
И орешки собираем (упр. «Орешки» )
Все орешки под зубок (упр. «Лошадка»)
И приходим в городок.
Логопед: - Ребята, а в городок то не пройти. Как много паутины, ничего не видно. Что делать? Можно сильно подуть на паутину ( дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н. Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»). Ну, вот паутина и упала.
Ох, как красиво в городке.
Мы оказались в Парке Развлечений.
Посмотрите, на поляне картинки. И наши знакомые медведи то же тут. Они делят слова на слоги. Присоединимся к ним.
Нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой слова.
Логопед проводит игру «Слоги и линии».
Цель: учить считать слоги в словах-названиях, подбирать для каждого слова подходящую схему.
Логопед: - Ребята, а впереди у нас Дом Игрушки.
Логопед проводит игру «Купи игрушку».
Цель: учить делить слова на слоги, выбирать картинку в соответствии с заданным количеством слогов.
Логопед: - Ребята, вы можете взять картинку с игрушкой, если правильно ее найдете. Нужно взять картинку, в названии которой три слога. И т. д.
Логопед: - Кажется, кто- то плачет. Давайте пройдем и посмотрим. Это домашние животные. Они перепутали свои дома. Давайте поможем им расселиться по своим домикам. Животные, в названии которых два слога, живут в домике с
двумя окошками. И т. д.
Логопед проводит игру «Рассели животных».
Цель: учить детей соотносить количество слогов в слове со схематическим изображением слова.
Логопед: - Молодцы! Давайте встанем и отдохнем от игр.
Физ. минутка.
Нет преграды-
Шире рот,
Гласный голос подает( дети маршируют).
Дружно песенки поет.
А (руки в стороны).
О (руки колечком).
У (руки вытянем вперед).
Э (руки над головой).
И (руки изображают улыбку).
Логопед:- Вот мы на Поляне Игр. А здесь, посмотрите, мячик. Мячик ловко ты поймай,
Гласный в слове называй.
Я произнесу слово, вы должны поймать мяч и назвать гласные звуки, которые есть в этом слове (мак, суп, конь, муха, крона, липа, эхо, руки).
Молодцы!
Пока логопед играет с детьми, воспитатели готовят «речку».
Логопед:- Посмотрим направо, посмотрим налево, посмотрим прямо. А прямо - перед нами река.
А в реке- то рыба, да не простая. На каждой рыбке слог напечатан. Нужно рыбку удочкой поймать, слог прочитать. А ребята с этим слогом слово придумают.
Логопед проводит игру «Отгадай слово».
Цель: учить детей придумывать слова с заданным слогом; закрепить навык слитного чтения слогов.
Логопед - На краю речки лодка. А нам, ребята, пора возвращаться в группу. Я предлагаю вернуться на лодке по реке (пальчиковая гимнастика).
Сели в лодку дружно
В сад вернуться нужно (упр. «Лодочка»).
По волнам плывем отважно
К мамам нам добраться важно (упр. «Волны»).
Провожают чайки нас (упр. «Чайки»).
Мы ребята, просто класс!
Подведение итогов.
Логопед:- Вот мы ребята и вернулись. А что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Я очень довольна вами, вы мне сегодня понравились. Мы научились делить слова на слоги, выделять гласные звуки в словах, обозначать слоги схемами, мы познакомились с Волшебником Ударением, мы составили слоговую книгу и даже на НОД по физической культуре на этой неделе мы знакомились со слоговой структурой слова. И сегодня наше большое путешествие по стране слогов закончилось. Я хочу, чтобы ваши знания были крепкими и помогли вам в учебе.
Логопедическая развлекательно-двигательная игра «СЛОГОВИЧОК»
Цель. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза через двигательную деятельность.
Задачи. Повышать мотивацию детей с речевыми нарушениями к закреплению полученных навыков; стимулировать двигательную активность; совершенствовать речеслуховой анализатор; закреплять навыки определения количества и последовательности слогов в слове, лишнего слога в слове; воспитывать командные межличностные отношения.
Дети проходят в музыкальный зал.
Логопед: Чтобы нам начать играть,
Надо гостя в зал позвать.
Выйдет к нам Слоговичок
Когда услышит наш хлопок.
Слушайте внимательно и повторяйте за мной (Логопед отхлопывает ритмический рисунок, дети все вместе повторяют его)
Звучит музыка, входит Слоговичок. Слоговичок: поскорее в круг вставайте и первый слог своего имени мне называйте. (Дети по очереди здороваются со Слоговичком за руку, и называют первый слог своего имени, а затем - имя полностью.
Слоговичок: Слова на медальонах написал и нечаянно разбросал. Подойдите, ребята и выберите себе, какой понравится. (Воспитатели надевают медальоны детям. Разделились на две команды, согласно словам, которые написаны на медальонах по слогам: «Крепыш», и «Здоровячок».
Слоговичок: Название команды говорит о многом. Главное, что вы здоровые и сильные, а ещё умные и сообразительные. Я люблю играть с такими детьми, проводить с ними соревнования и эстафеты.
Поэтому предлагаю немного размяться.
Играя со слогами посоревноваться.
А я буду наблюдать
И победившей команде слоговую фишку вручать.
Первую игру проводит учитель-логопед.
Разложить 3 обруча для каждой команды с цифрами 1, 2, 3 в центре.
Возле команд поставить 2 корзины с игрушками ( 1, 2, 3 слога).
Правила игры: Первые игроки берут из корзины игрушку, называют её, считают количество слогов, бегут к обручу, в котором цифра соответствует количеству слогов, кладут в обруч игрушку и бегут обратно, передавая эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая правильно справилась с заданием.
Слоговичок объявляет команду победительницу и вручает фишку со слогом «ПО»
Игра - проводит учитель -логопед.
Напротив каждой команды поставить магнитную доску, на которой приклеины картинки с ритмическими рисунками, рядом лежат молоточки. Правила игры: Первые игроки бегут до столика, берут молоточки и правильно передают Слоговичку зашифрованный ритм. Ошибаться нельзя. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку.
После соревнования Слоговичок объявляет команду победительницу, вручает её участникам фишку со слогом «БЕ» и предлагает отдохнуть, встав в общий круг.
Звучит песня «Тук, ток…». Дети поют и выполняют движения.
Игра - проводит учитель-логопед.
Напротив каждой команды размещается туннель. Возле магнитных досок раскладываются карточки со словами - «сорняками» и по маркеру. Правила игры: Первые игроки пролезают через туннель, берут фломастеры и зачеркивают в слове-«сорняке» лишний слог. Возвращаются и передают эстафету следующему игроку.
Слоговичок прикрепляет к магнитной доске выполненную картинку. После соревнования объявляет команду победительницу и вручает фишку со слогом «ЛА».
Игра «Чудо – дерево» проводит учитель -логопед.
Правила игры: Команда «Здоровички» должна выбрать картинки, в названии, которых 2 слога, а команда «Крепыши» - 3 слога. Картинки развесить на «Чудо –дерево».
Слоговичок объявляет команду победительницу и вручает слог «ДИ».
Игра- проводит учитель логопед.
Первые игроки команд берут мячи-хопы. Логопед с предметными картинками стоит напротив команд.
Правила игры: Как только логопед покажет картинку, первые игроки прыгают вперед на мяче столько раз, сколько слогов в слове, изображенном на картинке. После этого возвращаются в команду и передают хоп следующему игроку.
Вторая пара ждет показ следующей картинки.
Слоговичок наблюдает, чья команда правильно делит слова на слоги, быстро и ловко прыгает на мячах-хопах. После игры Слоговичок вручает команде победительнице фишку со слогом «БА»
Слоговичок: А теперь будем определять победителя. Посчитайте свои фишки. Молодцы. Считать умеете. (У детей должны быть фишки поровну, фишка «ДРУЖ») А сейчас объедините свои фишки и прочитайте фразу.
Дети складывают фишки со слогами и читают фразу «ПОБЕДИЛА ДРУЖБА».
Слоговичок: Хорошо спортивным быть
И с ребятишками дружить!
Вместе весело играть
По слогам уметь читать,
Бегать, прыгать, танцевать
Звучит песня « Настоящий друг». Слоговичок и дети танцуют.
Слоговичок: Ребята, вам понравилась игра? Я для вас приготовил сюрприз.
ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Логопункт www.logOpunkt.ru
Сайт предназначен для широкого круга пользователей - логопедов, дефектологов, а так же родителей, заинтересованных в исправлении речи своих детей. На сайте представлены: Описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; Материалы о самых современных методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий, а также применении компьютера в специальном образовании. Информация по безопасности работы на компьютере. Статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии. Документы, необходимые для работы логопеда. Детская рубрика.
Развитие речи www.r-rech.ru
Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия.
Логопедия по пятницам www.academy.edu.by
Это место встречи белорусских дефектологов, возможность получить новую информацию, на других посмотретьи себя показать. Сайт Пятницы Т.В.
Логопед-плюс www.logopedplus.ru
Сайт речевого центра "Логопед-Плюс". Проект будет полезен тем, кто столкнулся с речевыми проблемами, и тем, кто не хотел бы с ними встречаться. И, конечно, тем, кто профессионально работает с этими проблемами - логопедам,дефектологам, сурдологам...
Логопед. www.logoped.org
Московский, международный web-портал, посвященный логопедии. Материалы по логопедии для родителей и педагогов. На его страницах рассказывается о различных речевых нарушениях и основных принципах и методах логопедической помощи
Логопед.ru www.logoped.ru
Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Советы профессионального логопеда по развитию речи детей и взрослых.
Логопедический кабинет www.logos.pp.ru
Информация для логопедов, а также много материалов для родителей и просто взрослых интересующих логопедической темой.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml
Логопед дома Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи.
Практическая логопедия www.logoped18.narod.ru
Советы родителям. Материалы, размещенные здесь помогут определить, нужна ли ребенку помощь логопеда.Так же сможете найти рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком. Материалы сайта рассчитаны в первую очередь на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но многие упражнения подходят и взрослым.
Азбука логопеда www.azbukalogopeda.ucoz.ru
Персональный сайт учителя-логопеда Котяшовой И.С. для родителей, молодых специалистов, студентов.
Сайт содержит материалы системы коррекционного обучения: примерные перспективные, календарные планы, связь со специалистами и многую другую полезную информацию так необходимую в работе для начинающих специалистов.
Журнал Логопед www.logoped-sfera.ru
«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей. Цель журнала: помочь логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Искусство говорить www.corrects.ru
Авторский сайт логопеда И. Соловьёвой о культуре речи. Механизмы речи, этапы развития речевой системы, а также
преодоление трудностей на пути овладения речью – предмет рассмотрения предлагаемого раздела.
Развитие речи www.r-rech.ru
Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия.
Сайт Гороховой Ирины Алексеевны www.deziere2.narod.ru
Персональный сайт логопеда-дефектолога Гороховой Ирины Алексеевны Данная страничка посвящается вопросам речевого развития детей, проблемам, которые могут возникнуть или возникли.
Стань волчком www. volchki.ru
На сайте - статьи по педагогике, психологии и логопедии, в разделе "Логопедия" много презентаций,описание некоторых авторских учебно-методических пособий по коррекции нарушений речи Волковой И.И.
Болтунишка www.boltun-spb.ru
Логопедический сайт для заботливых родителей. Здесь Вы можете узнать: Какие бывают речевые нарушения, Почему они возникают, Как решать речевые проблемы
Профессиональная помощь логопеду.
vo.ru
Сайт для родителей детей с нарушениями развития речи
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml
Логопед дома Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс 2000
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Москва. Сфера 2007
Бондаренко А .К Словесные игры в детском саду. Москва.
"Просвещение"1974. Сфера 2007
Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. М. Сфера 2007
Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург. Арго 1996
Колесникова Е. В. Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет. М. 2003
Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. М. 2000
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей.
Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М. 1991
Лапковская В.П. и Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду.
Москва. Мозаика-синтез 2009
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль 1997
Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками.
Издательство Мозаика – синтез 2004
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Москва. Гном и Д. 2001.
Тумакова Г.А. Методы и приёмы работы при ознакомлении со слоговым составом слова. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» М. 1991
Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва. 1991
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва. Гном и Д. 2001
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Москва. "Просвещение"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-78772-1632226758.jpg)
Краткосрочный проект в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР "Моя мама лучше всех"
Проект направлен на углубление знаний детей о женских профессиях, о роли мамы в их жизни; на развитие интереса ребёнка к своим близким; на воспитание доброго и заботливого отношения к маме. ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Рецензия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/02/picture-629593-1430583904.jpg)
Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, для воспитанников шестого года жизни, группы компенсирующей направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/13/picture-45687-1494664367.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/12/picture-1268156-1599898309.jpg)
Конспект совместного игрового тренинга для детей и родителей в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.
Конспект-тренинг...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-26919-1500388148.jpg)
Программа «Игробуквотека» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до поо
Цель: ознакомление воспитанников со звуками и буквами, формировать навыки звукового анализа, обучение чтению, грамоте и письму. Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидат...
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...