Речевые праздники и развлечения, как эффективная форма работы с современными детьми
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Макарова Нина Петровна

Предлагаемые в нашем пособии развлечения и праздники служат хорошим воспитательным и коррекционно – развивающим средством в работе с детьми логопедической группы.

Целью речевых праздников и развлечений является -  развитие внимания к родному языку его красоте и благозвучию, развития познавательных интересов, повышения уровня  языкового развития детей. Развитие общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного «я».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №58  

        

Номинация: Формы, методы и средства воспитания и образования современного ребенка.

Тема: Речевые праздники и развлечения, как эффективная форма работы с современными детьми

(Методическаяразработка)

Исполнители:

   Макарова Нина Петровна  

 учитель – логопед МБДОУ д/с №58  

Киселевск 2014

Содержание

Введение                                                                                                   3

        Описание проблемы, цель, основные задачи

Перспективное планирование речевых праздников

и развлечений в подготовительной группе                                                     7

Список литературы                                                                                            12


Духовная жизнь ребенка полноценна

тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки и фантазии, творчества.

 Без этого он засушенный цветок…

                                                  В.А. Сухомлинский

Обучение и развитие детей на сегодняшний день является одной из важнейших проблем вдошкольной педагогики для логопатов характерна отвлекаемость пониженная наблюдательность к языковым явлениям. Поэтому для них особенно важно разнообразие занятий и форм их проведения, что позволяет поддерживать стойкий интерес к учебной деятельности.Речевые праздники и развлечения – это интересная форма логопедического воздействия на ребенка, формирование его  речевой культуры с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции. Речевые праздники и развлечения – хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей.

 Дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических праздников и развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости, которыми обладают наши воспитанники.

С выходом основного закона Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования, в котором определены целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция,  а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует  со сверстниками и взрослыми, учувствует в совместных играх;  способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов т явлений, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, не один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для эффективности развития речевой культуры наших воспитанников мы выбрали одну из форм работы – речевые праздники и развлечения. С ранних лет любой человек знает, что такое праздник и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздник – это важная часть жизни ребенка – это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встрепенуться, забыться. Способствует формированию  стремления активно общаться  быть доброжелательными,  и активными. Развивает творческие способности, любознательность, память. Расширяет представления об искусстве, традициях  и обычаях  русского народа. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства». Праздники, развлечения важный фактор формирования маленького человека. Речевые праздники и развлечения один из активных форм,  работы дошкольников логопедической группы. Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к русскому языку можно воспитывать только через интерес к нему.

Дети по природе своей фантазеры они много и необыкновенно интересно выдумывают, сочиняют. Обеспечивая взаимодействие преемственности в работе логопеда и воспитателя в логопедической группе и на примерах доброй, смешной  сказочной выдумки, которые  излучают наши ребята - мы составили перспективное планирование праздников и развлечений, где использовали в работе темы нестандартные, не традиционные, разнообразные, в них использовали русский народный фольклор, позволяющие  раскрыть таланты наших детей, обогатить их жизненный опыт, сформировать единый сплошной коллектив.

Предлагаемые в нашем пособии развлечения и праздники служат хорошим воспитательным и коррекционно – развивающим средством в работе с детьми логопедической группы.

Целью речевых праздников и развлечений является -  развитие внимания к родному языку его красоте и благозвучию, развития познавательных интересов, повышения уровня  языкового развития детей. Развитие общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного «я».

Для достижения данной цели необходимо решать комплекс педагогических задач:

- развитие и коррекция речи -  развитие фонематического слуха, звуко – буквенного анализа и синтеза, закрепление материала по обучению грамоте, формирование связной речи, развитие интонационной выразительности   и  т.д.

- сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре  в целом и мире искусства в частности.

- стремится развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка.

- приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности.

- формировать уверенность в своих силах.

- укреплять физическое и психическое здоровье детей.

- учить уважать мнение сверстников и окружающих людей.

- воспитывать интерес к истории своей Родины своего народа, своей семьи.

- создавать социокультурное  пространство для развития  у ребенка эстетического отношения к окружающему миру.

Велико и воспитательное значение праздников и развлечений. Оно способствует развитию активности и самостоятельности, уверенности в своих силах. В такие моменты, как правило, исчезают переживания мешающие ребенку проявить себя в коллективе активно, исчезают неуверенность и нерешительность. Ребенок легко без принуждения добивается поставленной цели, действует вместе с товарищами, настойчиво добивается лучшего результата.

Нужно помнить, что дети с речевой патологией отличаются повышенной утомляемостью в работе с ними нужно часто менять виды деятельности, разнообразить задания.

Какие же праздники и развлечения бывают без подарков? Это и медальки – призы, звездочки, печенья в форме букв и т.д. Нужно помнить что награда, приз за выполнения действия должно выступать как побуждающий фактор. А  не быть решающим моментом из-за которого дети выполняют данное задание.

Праздники и развлечения в детском спаду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты развить уже имеющиеся навыки и кроме этого праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Перспективное планирование речевых праздников и развлечений в подготовительной группе

Месяц

Тема

Программные задачи

1

Сентябрь

«В сентябре, в сентябре много знать хочется мне»

(развлечение)

Рассказать о происхождении «Дня знаний» (знания это сила). Воспитывать положительный эмоциональный настрой детей. Формировать интерес к знанию. Развивать интеллект детей, с помощью загадок, речевых игр и народных песен. Продолжать работу над развитием связной речи. Добиваться ответов полными предложениями в грамматически правильной форме.

2

Октябрь

«Уж небо осенью дышало»

(праздник)

Создать эмоционально-приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника посредствам изучения народного фольклора. Расширять знания природе радного края. Учить детей наблюдать за осенними явлениями в природе. Формировать у детей эмоциональное убеждения, экологическую культуру. Развивать фонематическоевосприятия. Упражнять звукобуквенному анализу и синтезу, в чтении слов, предложений. Продолжать работу над формированием связной речи.

3

Ноябрь

«Порадовать маму, как это просто!!»

(праздник)

Познакомить детей с государственный праздником «День Матери». Воспитывать уважение, к своей семье, к матери, показать важную роль матери в жизни каждого ребенка. Развивать отзывчивость и сочувствие по отношению к матери, стремление помогать ей. Активизировать словарь по теме, работать над развитием и коррекцией связной речи.

4

Декабрь

«Во горнице, во широкой.»

(развлечение)

Расширять представления участников праздника о быте русского народа, способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры; создавать атмосферу творчества, радости от приобщения народной мудрости. Закрепить умение пользоваться всеми средствами выразительности. Развивать темброваную окраску голоса, активизировать словарь, работать над развитием связной речи.

5

Январь

«Пришла Коляда, отворяй ворота»

(развлечение)

Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождеством, Святки, Коляда; Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их  обычаях, традициях.

6

Февраль

«Ума палата»

(развлечение)

Работать над формированием связанной речи . Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме; прививать интерес к родному языку. Развивать сообразительность, внимание, мышление; желание говорить громко и выразительно. Учить действовать в команде быстро, сложено. Вызывать положительные эмоции. Способствовать созданию единого образовательного пространства. Продемонстрировать родителям достижения детей.

7

Март

«Госпожа широкая Масленица»

(праздник)

Создать праздничное настроение, познакомить с традициями русского народа -обрядовым праздником Масленица; заучивая заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. Совершенствовать умение у детей произвольно изменять силу высоту и тембр голоса.

8

Апрель

«Веселые хохотушки»

(развлечение)

Создать радостное настроение от  шуточного праздника. Воспитывать чувство юмора. Развивать правильную грамматическую речь в инсценировках, чтении стихов. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о веселых жизненных ситуациях. Помочь детям проявить себя.

9

Май

«Там на неведомых дорожках»

(праздник)

Формировать мотивационную готовность к обучению детей в школе. Подвести к важности и необходимости учения. Развивать кругозор, представления о школе и её атрибутах. Создать радостное настроение от праздника, стремления активно участвовать   в них, общаться. Развивать умения эмоционально реагировать на различные жизненные ситуации. Воспитывать способность достаточно свободно пользоваться грамматически правильной, выразительной монологической речью.

Список литературы

  1. Гальцева Е.А. Инсценировки и игровые программы для детей 5-7 лет [Текст]: учеб, пособие / Е. А. Гальцева - Волгоград.: Учитель, 2009. - 273 с.
  2. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст]: учеб, пособие / М. А. Давыдова. - М.: ВАКД, 2007. -256 с.
  3. Кондала Т.И., Семкова О.А., Уварова О.В. Занимаемся, празднуем, играем [Текст]: учеб, пособие / 3.        Кондала Т.И., Семкова О.А., Уварова О.В. - Волгоград.: Учитель, 2014. - 200 с.
  4. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет праздников [Текст]: учеб, пособие / В.Н. Косарева - Волгоград.: Учитель, 2012. - 166 с.
  5. Куприна Л. С., Бударшина Т.А., Маркеева О.М.,Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников[Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Куприна Л. С. и др. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Физкультурные праздники и развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы»

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются особой эффективной формой актив...

Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....

Совместные праздники и развлечения как эффективная форма взаимодействия с родителями, в условиях реализации ФГОС ДО

Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

"Палочки Кюизенера как эффективная форма работы с одаренными детьми"

Автором представлен материал по работе с одаренными детьми....

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД тема: «Организация совместных праздников и развлечений как эффективная форма взаимодействия с родителями»

В условиях развития дошкольного образования педагогу необходимо осознавать важность сотрудничества с семьей для создания единого пространства, направленного на всестороннее развитие ребенка. Особенно...