Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры для детей
статья по логопедии

Туманова Алла Камиловна

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izvestnyy_pedagog_v.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В
фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук.
Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в
сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение
слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и
говорите:

Здравствуй,пальчик, выходи.На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми
десятью.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1)Ты, утенок, не пищи,лучше маму поищи. (Сжиманиеи разжимание  пальцев рук)

2)Водичка, водичка,умой мое личико….(Выполнение движений в соответствии с текстом).

3)Массаж пальцев.

Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку.Вот намылила большой,сполоснув потом водой.

Не забыла и указку,смыв с нее и грязь, и краску.Средний мылила усердно,самый грязный был, наверно.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев
способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное
влияние на речь ребенка.

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми
играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше
следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться
осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры для детей от 2-3 лет.»

консультации для родителей на тему: " Развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет"...

Сборник упражнений в помощь педагогам по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры)

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ  В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ)         Голяйкина Елена Николаевна –учитель-логопед...

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.Задачи:*Учить детей различным приемам самомассажа;*Развивать тактильную чувствительность сложно координ...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...