"Развитие интонационной выразительности у дошкольников с ОНР средствами театральной деятельности".
статья по логопедии по теме
В статье рассматривается проблема формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с речевой патологией. Даются рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с использованием адаптированных сказок М.Пляцковского. Представлен наработанный нами практический материал (Адаптированные сказки М. Пляцковского, конспект занятия-состязания, фотоматериалы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга.
Развитие интонационной выразительности у дошкольников с ОНР средствами театральной
деятельности.
Скворцова Анна Олеговна,
учитель – логопед,
высшая квалификационная
категория.
Санкт-Петербург, 2012 год
Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией на материале адаптированных сказок М. Пляцковского.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания и образования. Растет сеть альтернативных детских учреждений, появляются новые коррекционные программы для дошкольников, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений, всеобщей увлеченности компьютерными играми и программами, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. В мир чувств и эмоций ребенок часто вступает без провожатого, без поддержки и совета.
Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребенка с речевой патологией эмоциональное самовыражение, что часто приводит к возникновению фобий, неврозов, дезадаптационных форм поведения. По нашему мнению, формирование эмоций, коррекция эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, взрослые начинают предъявлять ему более высокие требования. Прежде всего это касается уровня речевого развития . Неумение владеть своими эмоциями, правильно говорить, грамотно и понятно для собеседника излагать мысли приводит к тому, что ребенок не доносит до него нужную информацию, а это, в свою очередь, может стать причиной неуспеваемости, межличностных проблем в коллективе, конфликтов со взрослыми, в том числе и с учителями.
Одним из средств передачи информации является интонация, которая формируется одновременно с овладением родным языком в целом и является его неотъемлемой частью.
Важным атрибутом грамотного человека, наряду с другими, является его речь при условии, что она отличается четкостью дикции, интонационной и орфоэпической выразительностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью, поэтому, обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребенка речи, начиная с раннего возраста.
В ходе подготовки к итоговому выпускному занятию «Джунгли зовут», которое было запланировано в виде игры-соревнования двух подготовительных групп, нам необходимо было подобрать рассказы-диалоги о хищных и травоядных животных. Мы отметили, что таковых по данной теме в детской литературе недостаточно. После анализа большого количества произведений мы остановили свое внимание на сказках М. Пляцковского, которые показались нам настоящей находкой. Они точно соответствовали теме нашего занятия, были ярки, интересны, эмоциональны, с большим чувством юмора. После адаптирования, эти сказки стали прекрасным материалом для драматизации. Таким образом, это послужило отправной точкой нашей увлеченности творчеством М.Пляцковского.
Исследования Ф.А.Сохина доказывают: ребенок с речевой патологией самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому сейчас остро встает проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию. Культура речи дошкольников рассматривается нами как осознанное усвоение выразительно- изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения.
Как известно, образцы речевой культуры предлагает детская литература, отраженная в устном народном творчестве, а также, произведениях различных авторов (К.Чуковский, А.Барто, С,Маршак, М. Пляцковский). В этих произведения заложены языковые нормы, образцы правильно оформленной русской речи. Осознание этого и позволило разработать методику воспитания культуры речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста, на материале сказок М.Пляцковского. Предлагаемая деятельность носит поэтапный характер.
Работа по анализу литературного материала для дальнейшей его драматизации.
На наш взгляд, работу следует начинать с формирования у детей способности понимать содержание сказок, эмоционально на него откликаться, уметь выражать своё отношение к событиям и героям, а также оценивать значение выразительных средств для раскрытия художественного образа. Все сказки М.Пляцковского, подобранные для анализа, отличаются сюжетной занимательностью, яркой характеристикой героев, простотой и ясностью композиции, разнообразием средств языковой выразительности и возможностью их использования в собственной речевой деятельности.
Как строится анализ сказки? В беседе, следующей за рассказыванием сказки, внимание детей акцентировалось на:
- её композиционном построении (зачин, завязка, развитие событий с кульминацией и развязка);
- изобразительно-выразительных средствах текста и особенностях интонации, позволяющих адекватно раскрыть содержание произведения и передать личное, отношение к нему.
Дошкольники сначала затруднялись самостоятельно выделять средства интонационной выразительности и ограничивались лишь общей положительной оценкой взрослого как рассказчика («Вы хорошо рассказали.», «Вы красиво рассказали.» и др.). Поэтому внимание детей специально обращалось на интонационную выразительность исполнения: «Как я голосом передала характеры героев?», «Поняли ли вы по голосу моё отношение к главному герою?», «Определите по голосу, загрустил Львёнок или нет?» и т.д.
Учитывая, что интонационная выразительность во многом зависит от умения рассказчика и понимать, и передавать эмоции и чувства героя, на данном этапе педагогической работы с детьми обсуждалось эмоциональное состояние героев.
В ходе работы было организовано прослушивание и обсуждение особенностей выразительности речи артистов, читающих тексты сказок. При этом педагог обращал внимание детей на общие особенности рассказывания. Детям предлагали назвать самый веселый, самый грустный или самый страшный эпизод сказки. При этом раскрывалась связь между содержанием эпизода, эмоциональным состоянием героя и интонационной выразительностью рассказчика. Общий эмоциональный настрой создавался с помощью обращения к личному опыту детей; им предлагали понять мотивы поступков героев и выразить к ним свое отношение.
Особое внимание мы уделяли средствам языковой выразительности. На начальном этапе широко использовали прием совместного комментирования, в ходе которого взрослый высказывал собственное мнение о роли того или иного средства выразительности для точной образной передачи художественного образа.
Поощрялись попытки детей высказывать свою точку зрения. Вопросы педагога помогали детям задуматься о важности каждого слова в тексте.
- Героев сказок называют необычными именами. Какие из них вы запомнили?
- Какими словами из сказки говорится о том, что…
- Вспомните необычные выражения, которые используются в сказках.
При анализе этих сказок особое внимание уделялось именам, над которыми нужно задуматься, чтобы понять, что они означают. Детям давалось задание понять, почему именно так зовут того или иного героя сказки.
Кроме того, большое внимание было уделено работе с пословицами и поговорками. Детям предлагались пословицы или поговорки о дружбе, о человеческих качествах, о труде и др., разбирался их смысл. Далее, необходимо было выбрать пословицу или поговорку, которая подходит к данной сказке.
Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок детям предлагали картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. При произнесении педагогом какого-либо выражения, ребята должны были подобрать к нему соответствующую иллюстрацию. Это помогало детям лучше понять смысл данных выражений и найти их место в определенном контексте, стимулировало уместное их употребление в собственных речевых высказываниях. При этом взрослый советовал детям в своих рассказах использовать пословицы и поговорки, чтобы слушателям было интересно.
Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества как внимание и наблюдательность, без которого невозможно творческое восприятие мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Проводя коллективные развивающие игры, мы старались создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на проблемах и ошибках (это игры «Что ты слышишь?», «Запомни фотографию», «Кто во что одет?», «Телепаты» и др.).
Следующий этап работы – это специальные театральные игры. Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию.
Часто бывает, что при выходе на сцену перед зрителями, дети с ТНР как бы утрачивают свои способности, превращаясь в «деревянных кукол» с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе небольших сказок М. Пляцковского: «Длинная шея», «Сердитый дог Буль», «Шишки», «Босолапки на кожаном ходу» и др.
Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, мы переходим к импровизационным играм-драматизациям по хорошо знакомым детям сказкам и коротким сказкам М.Пляцковского : «Тютелька», «Ромашки в январе», «Урок дружбы», «Солнышко на память».
Упражнения и игры из раздела «Культура и техника речи» помогают детям с речевой патологией сформировать правильное и четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), расширять словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.
В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
1.Не перегружать детей.
2. Не навязывать своего мнения.
3. Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат знакомые всем нам русские народные сказки. Но, на наш взгляд, мир сказки М.Пляцковского с его приключениями и превращениями тоже очень близок каждому ребенку. Его сказки пробуждают умение сострадать (сказка «Прыгающий домик»), желание понять другого («Урок дружбы»), чувство справедливости («Тютелька»), стремление делать добро и бороться со злом («Сердитый дог Буль»). Они обогащают жизненный опыт детей, пробуждают интерес к новым знаниям.
День премьеры – это всегда волнение, суета, приподнятое праздничное настроение. Но мы понимаем, что одноразовый показ спектакля интересен скорее зрителям, чем самим исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Мы убедились в этом на практике. Подготовленные спектакли дети с удовольствием демонстрировали своим родителям, затем познакомили с творчеством М.Пляцковского детей других групп детского сада, а еще посетили «Социальное учреждение» и были в восторге от теплого приема, аплодисментов, слез и улыбок пожилых людей.
Театрализованная деятельность, наиболее близкая по своей природе сюжетно-ролевой игре ребенка-дошкольника и позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. Мы не ставим задачу сделать из наших детей-логопатов актеров. Основная цель – это дать возможность детям выразить себя средствами театра. С помощью театрализованной деятельности игра, шутка, юмор, творчество органично входят в жизнь каждого ребенка. Очень важно, что чудесные сказки М Пляцковского формируют у детей эстетический вкус, раскрепощают их, учат полноценному общению, дают веру в возможность собственного успеха. Мы убеждены, что использование их в работе с детьми с ТНР позволяют предотвратить возможный психологический кризис на начальном этапе школьного обучения. Мы стараемся отслеживать процесс школьной адаптации, учебные и личностные достижения бывших воспитанников.
Многие практикующие педагоги отмечают: использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому, весьма важно помочь детям в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно.
Согласно нашим данным, дети, много и с интересом занимавшиеся театрализованной деятельностью, соприкоснувшиеся с творчеством М.Пляцковского, достаточно быстро адаптируются в школе, успешно обучаются, принимают активное участие в жизни нового детского коллектива.
Конспект занятия-игры «Джунгли зовут» в подготовительной логопедической группе.
Авторы:
*Симонова Ирина Яковлевна, учитель-логопед,
*Задорожная Анна Олеговна, учитель-логопед.
Образовательное учреждение :
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 Колпинского р-на, Санкт-Петербурга.
Цели:
- Закрепить знания детей о животных Африки, обогащать и активизировать словарь по заданной теме.
- Учить инсценированию стихотворных и прозаических произведений.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать навык послогового чтения.
- Закреплять формирование осознанного ориентирования в звуковом составе слова.
- Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.
Ход занятия.
Логопеды. Дети.
Орг. момент.
1.Вход детей под музыку Ю.Антонова
«Жарафрика».
А.О. Африка – царство самого жарко-
го в мире солнца.
И.Я. Загадочный и привлекательный
уголок нашего земного шара.
Африка! Африка! Волшебная
страна!
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она!
Увидим в жаркой Африке
Как звери там живут,
Скорее едем в Африку,
Нас джунгли зовут!
2. Представление команд.
А.О. Внимание! Внимание!
Сегодня путешествуют по Африке
две команды! Капитан команды: «Моя
команда – Хищники!»-наш
девиз: «Хищные звери, просто
класс. Победи попробуй нас!»
Команда «Травоядные».
Наш девиз: «Один за всех,
И все за одного!»
3. И.Я. «А знаете ли вы?»
-Готовясь к игре, мы узнали много
нового и интересного о самых яр-
ких представителях животного мира
Африки. Давайте поделимся друг с
другом этими знаниями. Дети рассказывают неболь-
шие описательные рассказы
с интересными фактами
о животных. /По 3 от каж-
дой команды./
Каждой команде присуждается по
банану (для команды травоядных),
и по косточке (для команды хищ-
ников)/.
4.»Домашнее задание».
А.О. Каждая команда подготовила
несколько сценок. Сейчас посмотрим
сказочные эпизоды из жизни наших
замечательных животных. Тексты сценок прилагаются.
- «Непонятливый львенок».
- «Длинная шея».
- «Самое интересное слово».
- «Счастливый день».
- «Сердитый тигр».
- «Прыгающий домик».
/включена физминутка/.
Каждой команде присуждается еще
по одному банану и косточке.
- «Найди свое животное». Дети подбирают к звуковой
И.Я. –Ребята, а не пора ли нам по- схеме соответствующую
гулять по джунглям. Но прогулка картинку животного /сое-
наша будет не простая, вы должны диняют детали конструк-
отыскать свое животное по схеме. тора/.
Запомните это животное. Это вам
пригодится для выполнения другого
задания.
/Команды награждаются./
6.»Чистюля».
А.О. –Все животные любят чистоту. Дети отыскивают в сухом
Сейчас мы будем принимать водные бассейне кубики с бук-
процедуры. Во время купания найдите вами. Составляют слова :
буквы, составьте из них слова. озеро, речка.
/Вот ваша косточка и ваш банан/.
7.«Конкурс капитанов».
И.Я. Какие вы чистюли! А сейчас, са- Капитаны отгадывают
мое время подкрепиться. Объявляем слова: «банан», «мясо».
конкурс капитанов «Завтрак по-афри- /Буквы соответствуют
кански». Чем накормят нас капитаны? определенной окраске
По окраске животных капитаны отгады- животного на плакате/.
вают буквы, составляют слова. Все ребята
делают это про себя.
/Наши капитаны заслужили призы./
8. «Путешествие в прошлое». Дети называют:
А.О. Хотите оказаться в далеком прош- Травоядные – слова-
лом, узнать, какие животные обитали -признаки (слон-огром-
в джунглях много миллионов лет назад? ный, зебра-полосатая),
Тогда проходите в ворота, подбирая сло- Хищники-слова дейст-
ва-действия и слова-признаки. Вспом- вия (рысь – охотится,
нитесвое животное, которое вы нашли лев – крадется и т.д.).
в джунглях. /копилка пополняется бананом и косточкой/.
9. «Зашифрованные слова».
Итак, мы в прошлом. Кто нас встречает ? -Динозавр.
У него послание для нас. Надо быстро рас-
шифровать слова, зачеркнув все неправиль-
ные буквы.
И.Я. Если быстро и правильно выполнить Дети читают слова:
задание, динозавр оживет. книга, буква, доска
и т.д.
И.Я. Пока наши уважаемые гости подведут
итоги нашей игры, мы понаблюдаем, как
много млн. лет назад динозавры передви-
гались, какие звуки издавали, как готовились Большая электронная
к охоте. игрушка – динозавр
включается.
10. Подведение итогов.
А.О. В нашей игре победила дружба. Счет 7:7.
Вы показали свои знания, были дружными
и умелыми.
И.Я. Команды награждаются призами.
-Успехов вам в стране знаний!
Тексты сказок М.Пляцковского, адаптированные для драматизации.
Непонятливый львенок.
Действующие лица:
Автор.
Львенок.
Ягуар.
Ящерица.
Жил на свете львенок. Он был маленьким и совершенно непонятливым. И за то, что он задавал по тысяче вопросов в минуту, ему крепко доставалось от строгой мамы.
Однажды, во время прогулки львенок встретил незнакомого зверя.
-Может, познакомимся?
-А вам этого очень хочется?
-Очень, очень, приочень. Страшно люблю знакомиться. Что касается меня, то я – львенок.
-Вижу, что не корова. /Протягивает лапу./ Ягуар.
-Понимаю. Ты – гуар, да?
-Во-первых, не ты, а вы. Это некультурно, незнакомого человека называть на «ты».
-Извиняюсь, дорогой выгуар.
-А во-вторых, не выгуар, а ягуар.
-Я и говорю: выгуар.
-Поймите, львенок: я – ягуар.
-Понял! Вы – выгуар.
-До чего же вы непонятливый, львенок!
-Это потому, что я еще маленький.
-Честь имею! Вот подрастете, крошка, тогда и приходите знакомиться!
-Некрасиво получилось. Я к нему со всей душой, а он обиделся! Нет, с сегодняшнего дня я обязательно перевоспитаюсь и всех незнакомых зверей на «вы» называть буду.
Загрустил бедный львенок. Вдруг, видит он: выскочило из-под камня что-то зеленое с хвостиком:
- Куда идешь, львенок?
-Никуда не иду. Просто так, гуляю! А вы что такое?
-Не что, а кто. Я - ящерица. Вот, непонятливый.
-Вы первая выщерица, с которой я встретился.
-Только не выщерица, а ящерица. Вот, непонятливый.
-Или я знакомиться не умею, или сами они ужасно непонятливые – и этот выгуар, и эта выщерица. Спрошу-ка лучше маму. Мама все знает.
Самое интересное слово.
Действующие лица:
Автор.
Мама тигрица.
Тигренок Авоська.
Доктор.
Каждый раз, когда наступал вечер, мама тигренка Авоськи вздыхала. Потому, что надо было снова укладывать в постель своего сынишку. Тигренок привык, чтобы его укачивали. Иначе он не засыпал и поднимал ужасный крик. Пригласила мама доктора…
Доктор: - Тут уколы не помогут. От такой болезни может вылечить только…
Мама: - Микстура?
Доктор: - Нет.
Мама: - Компресс?
Доктор: - Нет!
Мама: - Примочка?
Доктор: - Нет! Примочка тоже не поможет. Но не надо огорчаться. Я уже не раз встречал подобных больных. И все выздоравливали.
Мама: - Доктор, скорей выписывайте свой чудесный рецепт, и я побегу в аптеку.
Доктор: - В аптеку идти не придется. От этой болезни есть одно средство…
Мама: - Какое же средство? /Доктор ничего не отвечает и выписывает рецепт./
Доктор отдает рецепт: - Здесь все написано. /Доктор уходит./
Мама надевает очки, заглядывает в рецепт и читает:
- Однажды…
Тигренок сразу успокоился. А мама стала рассказывать сказку. Едва сказка закончилась, тигренок крепко-крепко заснул.
На другой день Авоська сам улегся в постель и принялся ждать, когда же мама снова начнет рассказывать сказку…
Тютелька.
Действующие лица:
Автор.
Слоненок.
Мама слоненка.
Автор: У всех были имена. Только маленькому слоненку имя пока не придумали. Даже знакомые к нему обращались исключительно таким образом: «Эй, малый!..» Однажды мама подвела его к зеркалу и говорит:
Мама: - Видишь? Ты удивительно похож на меня. Просто тютелька в тютельку.
Слоненок: - Как я на тебя похож?
Мама: - Разве ты не слышал? Ты весь в меня. Тютелька в тютельку!
Слоненок: - Значит, мы с тобой – две одинаковые тютельки?
Мама: - Вот еще! Я – Слониха, а ты у меня… действительно Тютелька! Сам по себе. В единственном экземпляре!
Автор: С этими словами она ушла по своим делам, а Слоненок обрадовался.
Слоненок: - Ура! Мне дали имя! Я – Тютелька!
Автор: - А когда у тебя есть имя, то со всеми знакомиться можно. Слоненок и познакомился в этот день с Тигренком, Бегемотиком, Шимпанзе, Попугаем и Львом. И очень скоро все узнали, что маленького слоненка зовут Тютелькой.
Однажды утром.
Действующие лица:
Автор.
Утенок Крячик.
Цыпленок Фью.
Щенок Тявка.
Мама утенка.
Автор: - Утенок вечно куда-то спешил. Он быстро ковылял по зеленой траве. Со стороны казалось, что катится мячик. А так как этот мячик еще и крякал, то утенка называли Крячиком. Очень не нравилось утенку по утрам умываться.
Мама: - Долго ты у меня еще будешь неряхой? Вечно ты ходишь грязный да чумазый!
Утенок: - А я и так себя прекря-крясно чувствую!
Автор: - Но однажды цыпленок Фью и щенок Тявка сговорились и решили проучить своего дружка. Вышел утром Крячик во двор, как всегда, неумытый и заспанный, поздоровался с цыпленком Фью.
Утенок: - Крякствуй!
Автор: - Это у него так слово «здравствуй» получалось.
Цыпленок: - Кто ты? Я тебя не знаю.
Автор: - Тогда Кячик направился к щенку Тявке.
Утенок: - Крякствуй!
Щенок: Я с незнакомыми птицами не здороваюсь!
Автор: - Обиделся утенок на своих друзей.
Утенок: - Что это с ними? Почему это они меня узнавать перестали?
Автор: - Тут дождик начался. Звонкий такой дождик, веселый. Теплый – претеплый. Не успел Крячик под крыльцо спрятаться – и дождик искупал его хорошенько.
Щенок и Цыпленок: - Здравствуй! Какой ты чистый и симпатичный!
Утенок: Почему же вы раньше со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?
Цыпленок: - Ко мне какой–то грязнуля подходил, а совсем не ты.
Сердитый тигр.
Действующие лица:
Автор.
Тигр.
Утенок Крячик.
Автор: Тигр Лус всегда рычал. Кого не увидит, сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это, значит, чтобы его все боялись. Подзывает он как-то к себе утенка Крячика:
Тигр: - Иди сюда!
Утенок: - А не укусишь?
Тигр: - Очень мне надо тебя кусать! /Утенок подходит./ А у тебя много друзей?
Утенок: - Много! Вот считай: цыпленок Фью, корова Муренка, козленок Мармеладик, просе…
Тигр: - Хватит! Ты скажи, почему у тебя, такого слабого, столько друзей, а у меня, такого большого и сильного, нет ни одного!
Утенок: - Вот еще! /Утенок махает крыльями./ Кто же захочет дружить с таким злым и вредным? Вот если ты прекратишь на всех бросаться, тогда другое дело!
Используемая литература.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов.М.: Высшая школа, 1988.
- Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики. Екатеринбург:2006.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.:1998.
- Фесюкова Л.БЬ. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.
Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья для воспитателей ДОУ...
Сообщение к семинару на тему "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"
Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением. ...
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников
Как работать над интонацией....
Методические рекомендации по теме "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством театрализации...
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством стихов-диалогов
Работа с детьми по театральной деятельности автоматически включает в себя этап работы над интонационной выразительностью речи....
Консультация для педагогов "Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников"
Создание условий для развития выразительности речи...