«Наша страна – Россия»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Итоговый проект слушателя

 курсов повышения квалификации

Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_proekt_slushatelya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Ленинградский социально-педагогический колледж»

 

Итоговый проект слушателя

 курсов повышения квалификации

Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

                               Слушатель: Евтушенко Любовь Николаевна

Учитель – логопед

                                              Куратор: _________________________________

                                                _________________________________________

2014 год

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа: старшая логопедическая

Тема: «Наша страна – Россия»

Цель: «Автоматизация и дифференциация звуков [Р], [РЬ]»

Программное содержание

Образовательные задачи:

- уточнение и расширение представлений о России, ее значении для каждого ребенка; закрепление слов, символизирующих нашу страну;

- закрепление знай о механизмах образования звуков [Р], [РЬ], автоматизация их изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;

- совершенствование грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)

Развивающие:

- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звуков [Р], [РЬ]; развитие фонематических процессов (акустическая характеристика звуков, дифференциация, линейный анализ слов); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитание у детей патриотизма, гордости за страну, в которой живем;

- внимательное, уважительное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

Словарная работа: Россия, россияне, россиянка, россиянин, Москва, столица, Кремль, Красная площадь, президент, флаг, герб, триколор.

Материалы и оборудование: зеркала и картинки для выполнения артикуляционной гимнастики (по числу детей); обруч, поделенный на цветные сектора; доска; картинки с предметами, символизирующими нашу страну (гармошка, сарафан, ромашка, матрешка, береза, самовар, рубашка, Кремль, Гагарин, герб, флаг - триколор); фотография президента страны; сундучок; звуковые линейки (по числу детей); шапочки зеленого и синего цветов; кубики с картинками (береза, матрешка, сарафан, самовар, ромашка); мешочек; разноцветный плащ; две буквы «Р» (синяя и зеленая); проектор; слайды с изображением Москвы.

                                                    Ход деятельности

     Логопед: Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в путешествие. Вы согласны? А отправимся мы с вами в самый центр нашей страны – России. Нашими помощниками будут два звука, а какие, вы узнаете, если внимательно послушаете эти строки:

Березы русские, широкие поля,

Леса дремучие, крутые берега.

Ребята, какие звуки я выделяла голосом?

Дети определяют, какие звуки были выделены голосом (звуки [Р], [РЬ]).

Логопед: Правильно, ребята, нашими помощниками будут звуки «Р» (показывает большую букву «Р» синего цвета) и «РЬ» (показывает большую букву «РЬ» зеленого цвета). И от того, как вы их будете произносить, зависит успех нашего путешествия.

Артикуляционная и акустическая характеристика звуков [Р], [РЬ].

Логопед. Уважаемые путешественники, когда мы произносим звук «Р», чье «рычание» он нам напоминает?

Дети. Тигра

Логопед. А звук «РЬ» похож на рычание маленького…

Дети. Тигренка

Логопед. Песенка тигра твердая, или мягкая?

Дети. Твердая

Логопед. А песенка тигренка?

Дети. Мягкая

Логопед. А тигр и тигренок поют звонко или глухо?

Дети. Звонко

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Голосок в горлышке звенит

Логопед. А их песенки согласные, или гласные?

Дети. Согласные

Логопед. Ребята, а когда вы поете песенки тигра и тигренка, где ваши язычки находятся?

Дети. За верхними зубами

Логопед. А зубы и губы открыты или закрыты?

Дети. Приоткрыты

Артикуляционная гимнастика

Логопед. Здорово! С вами можно смело отправляться в путешествие. Для этого нам нужно приготовиться.  Давайте выполним артикуляционную гимнастику.

Дети садятся полукругом с зеркалами, для выполнения артикуляционной гимнастики. Логопед показывает соответствующую картинку, дети называют и выполняют упражнение.

Упражнение «Лопаточка»

Язычок лопаткой положи,

И немного подержи,

Язык будем расслаблять,

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язычок можно убрать.

Упражнение «Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра,

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем,

Поведем вперед - назад,

Наш маляр работе рад!

Упражнение «Дятел»

Я по дереву стучу – д-д-д,

Червяка добыть хочу – д-д-д,

Хоть и скрылся под корой – д-д-д

Все равно он будет мой – д-д-д!

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка серый бок – цок-цок-цок,

Я копытцем постучу – цок-цок-цок,

Если хочешь – прокачу – цок-цок-цок.

Логопед. Мы готовы отправиться в дорогу? Перемещаться нам поможет волшебный обруч. Предлагаю каждому выбрать цвет.

Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета и, держась за него, идут по кругу.

Автоматизация звуков изолированно и в словах.

Логопед. Уважаемые путешественники, чтобы дорога была веселой, мы будем петь:

Язычки мы поднимаем – песню тигра исполняем – РРРРРРРР…..

Не спеша мы приседаем – песенку тигренка исполняем – РЬРЬРЬРЬРЬ…..

Для мягкости посадки, произнесем слоговые цепочки:

Мы цепочки повторяем – их местами не меняем.

Логопед. Повтори слоги радостно

Ребенок. ра-ро-ру.

Логопед. Повтори слоги спрашивая

Ребенок. ре-рё-ря?

Логопед. Повтори слоги рассказывая

Ребенок. ар-ор-ур

Логопед. Повтори слоги ласково.

Ребенок ря-рю-ре

Логопед. Повтори слоги тихо

Ребенок. ро-ру-ра.

Автоматизация звуков в словах.

На мониторе поочередно появляются картинки о России, Москве. Дети подходят к доске на которой прикреплена карта России.

Логопед. Ребята, вот мы и в центре нашей страны. Какой самый главный город России?

Дети. Москва.

Логопед. Верно. Москва. Россия имеет свои границы, переходить их можно только с разрешения. («Находит» сундучок и показывает его детям). Смотрите ребята! Интересно что там? Давайте посмотрим. (открывает сундучок, в нем картинки символизирующие Россию)

Это картинки. Они не простые.

Это картинки о нашей России.

Логопед. Давайте сыграем в игру «Картинку возьми, правильно назови»

Я покажу вам, как это делать. (берет из сундучка картинку и прикрепляет к карте)

Россия – это рубашка-косоворотка. Теперь, ребята, давайте вы.

По очереди называет имена детей, они достают из сундучка картинку, прикрепляют к карте и называют, что изображено на картинке.

Дети (по очереди).

Россия – это береза

Россия – это ромашка

Россия – это самовар

Россия – это Гагарин

Россия – это сарафан

Россия – это гармошка

Россия – это матрешка

Россия – Кремль

Логопед. Уважаемые путешественники, а где находится Кремль?

Дети. На Красной площади

Логопед. В Кремле работает президент, который управляет нашей огромной страной. Интересно, а вы знаете, как его зовут? (показывает фото президента)

Дети. Владимир Владимирович Путин

Логопед. Символы России?

Дети. Флаг, герб

Логопед. Флаг России трехцветный, его еще называют триколор.

Белый цвет – березка

Синий – неба цвет

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Герб нашей страны –

Двуглавый орел

Автоматизация звуков во фразовой речи. Развитие грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)

Логопед. Ребята, если мы живем в России, значит мы с вами кто?

Дети. Россияне!

Логопед (обращается к мальчику) ты живешь в России, значит ты кто?

Ребенок. Россиянин!

Логопед (девочке) ты живешь в России, значит, ты кто?

Ребенок. Россиянка!

Логопед (ребенку) твоя мама живет в России, значит она кто?

Ребенок. Моя мама россиянка!

Логопед (ребенку) твой папа живет в России, значит он кто?

Ребенок. Мой папа – россиянин!

Логопед (ребенку) твои друзья живут в России, значит они кто?

Ребенок. Мои друзья – россияне!

Логопед. (ребенку) а кто твои соседи?

Ребенок. Мои соседи – россияне!

Логопед. (ребенку) твои бабушка и дедушка живут в России, значит они кто?

Ребенок. Мои бабушка и дедушка – россияне!

Логопед. Друзья, я вас приглашаю в одно очень интересное место – в лабораторию Звукознайкина. Звукознайкин – это волшебник, который о звуках речи знает все! Хотите там побывать? Наш чудесный обруч нам в этом поможет.

Развитие фонематических процессов, дифференциация звуков, линейный анализ слов.

Звучит спокойная музыка, логопед ставит обруч в вертикальное положение и предлагает детям пройти в него.

Проходите, не стесняйтесь

За столами размещайтесь.

Дети проходят в обруч и садятся за столы. Логопед надевает разноцветный плащ.

Логопед. Ребята, я помощница волшебника Звукознайкина, и он поручил мне превратить вас в звуки «Р», «РЬ». А кто в какие звуки превратится, нам поможет узнать «Чудесный мешочек».

Руку в мешочек запусти,

Достань кубик, назови.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети достают из мешочка кубики с картинками (береза, матрешка, сарафан, самовар, ромашка). Логопед обращается к одному из детей.

Логопед. Назови свою картинку.

Ребенок. Сарафан.

Логопед. Чья песенка звучит в названии твоей картинки – тигра или тигренка?

Ребенок. Тигра

Логопед. Я превращаю тебя в звук «Р».

Надевает ребенку синюю шапочку, потом опрашивает всех детей и надевает им соответствующие шапочки («Р» синие, «РЬ» зеленые)

Звукознайкин – мастер на разные выдумки. Для каждого звука он приготовил домики, а в них по три комнаты.

Раскладывает на полу большие звуковые линейки с тремя делениями.

Логопед. Уважаемые звуки, посмотрите еще раз на свои кубики, определите, какую комнату вы займете в своих домиках – первую, среднюю, или последнюю? Внимание: один, два, три – комнату свою ищи!

Дети встают из-за столов, определяют свою позицию заданных звуков в словах и занимают свои позиции на линейки.

Логопед. Уважаемый звук «Р», почему вы заняли в своем домике первую комнату?

Ребенок. Потому что я звучу в слове «ромашка» в начале.

Логопед. Уважаемый звук «РЬ», почему вы заняли в своем домике среднюю комнату?

Ребенок. Потому что я звучу в слове «береза» в середине.

Аналогично логопед опрашивает всех детей.

Логопед. Шапочки я с вас снимаю, в девочек и мальчиков снова превращаю.

Снимает с детей шапочки.

Логопед. Друзья, волшебная сила нашего обруча начинает ослабевать. Нам нужно возвращаться домой. Путешественники, занимайте свои места вокруг обруча.

Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета.

Развитие мелкой моторики.

Логопед. Звукознайкин просил вам передать такие слова: «Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить!» давайте поиграем с нашими пальчиками.

Дети одной рукой держатся за обруч, а второй выполняют упражнения.

Здравствуй, солнце золотое (большой палец соединяется с указательным)

Здравствуй, небо голубое (большой палец соединяется со средним)

Здравствуй, вольный ветерок (большой палец соединяется с безымянным)

Здравствуй, маленький дубок (большой палец соединяется с мизинцем)!

Мы живем в одном краю (соединять все пальцы поочередно) –

Всех я вас приветствую (машут друг другу рукой)!

Аналогично упражнение проводится на другой руке.

Логопед. Дорогие мои друзья, мне очень приятно, интересно и легко было с вами путешествовать. Приятно, потому что вы очень вежливо обращались друг с другом; интересно – потому что вы много знаете о нашей стране – России; легко – потому что вы очень старательно и правильно произносили звуки [Р], [РЬ].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша страна - Россия

Формировать в воображении  детей образ Родины, представление о России как одной стране, воспитывать патриотические чувства....

Презентация на тему «Наша страна Россия» отчет воспитателя детского сада

Проект-презентация для дошкольников от 4до 7лет на тему "Наша Родина Россия", в данной презентации показано, какая работапроводилась с детьми в течении учебного года. ...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша страна- Россия"

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и форми...

Тема НОД: «Наша странна Россия».

Познакомить воспитанников с понятием «страна», «государственный флаг Р.Ф. и гимн Р.Ф.»;  закрепить  название «Россия»...

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является  автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...

Задание воспитателям по тематической недели "Наша страна - Россия. Символика страны"

Материал-задание для воспитателей  логопедической подготовительной группе по тематической недели: отрабока пословиц о Родине, работа над слоговой сртуктурой слова, развитие мелкой моторики и отра...