«Наша страна – Россия»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Итоговый проект слушателя
курсов повышения квалификации
Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_proekt_slushatelya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Ленинградский социально-педагогический колледж»
Итоговый проект слушателя
курсов повышения квалификации
Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
Слушатель: Евтушенко Любовь Николаевна
Учитель – логопед
Куратор: _________________________________
_________________________________________
2014 год
Образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Возрастная группа: старшая логопедическая
Тема: «Наша страна – Россия»
Цель: «Автоматизация и дифференциация звуков [Р], [РЬ]»
Программное содержание
Образовательные задачи:
- уточнение и расширение представлений о России, ее значении для каждого ребенка; закрепление слов, символизирующих нашу страну;
- закрепление знай о механизмах образования звуков [Р], [РЬ], автоматизация их изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;
- совершенствование грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)
Развивающие:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звуков [Р], [РЬ]; развитие фонематических процессов (акустическая характеристика звуков, дифференциация, линейный анализ слов); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитание у детей патриотизма, гордости за страну, в которой живем;
- внимательное, уважительное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Словарная работа: Россия, россияне, россиянка, россиянин, Москва, столица, Кремль, Красная площадь, президент, флаг, герб, триколор.
Материалы и оборудование: зеркала и картинки для выполнения артикуляционной гимнастики (по числу детей); обруч, поделенный на цветные сектора; доска; картинки с предметами, символизирующими нашу страну (гармошка, сарафан, ромашка, матрешка, береза, самовар, рубашка, Кремль, Гагарин, герб, флаг - триколор); фотография президента страны; сундучок; звуковые линейки (по числу детей); шапочки зеленого и синего цветов; кубики с картинками (береза, матрешка, сарафан, самовар, ромашка); мешочек; разноцветный плащ; две буквы «Р» (синяя и зеленая); проектор; слайды с изображением Москвы.
Ход деятельности
Логопед: Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в путешествие. Вы согласны? А отправимся мы с вами в самый центр нашей страны – России. Нашими помощниками будут два звука, а какие, вы узнаете, если внимательно послушаете эти строки:
Березы русские, широкие поля,
Леса дремучие, крутые берега.
Ребята, какие звуки я выделяла голосом?
Дети определяют, какие звуки были выделены голосом (звуки [Р], [РЬ]).
Логопед: Правильно, ребята, нашими помощниками будут звуки «Р» (показывает большую букву «Р» синего цвета) и «РЬ» (показывает большую букву «РЬ» зеленого цвета). И от того, как вы их будете произносить, зависит успех нашего путешествия.
Артикуляционная и акустическая характеристика звуков [Р], [РЬ].
Логопед. Уважаемые путешественники, когда мы произносим звук «Р», чье «рычание» он нам напоминает?
Дети. Тигра
Логопед. А звук «РЬ» похож на рычание маленького…
Дети. Тигренка
Логопед. Песенка тигра твердая, или мягкая?
Дети. Твердая
Логопед. А песенка тигренка?
Дети. Мягкая
Логопед. А тигр и тигренок поют звонко или глухо?
Дети. Звонко
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Голосок в горлышке звенит
Логопед. А их песенки согласные, или гласные?
Дети. Согласные
Логопед. Ребята, а когда вы поете песенки тигра и тигренка, где ваши язычки находятся?
Дети. За верхними зубами
Логопед. А зубы и губы открыты или закрыты?
Дети. Приоткрыты
Артикуляционная гимнастика
Логопед. Здорово! С вами можно смело отправляться в путешествие. Для этого нам нужно приготовиться. Давайте выполним артикуляционную гимнастику.
Дети садятся полукругом с зеркалами, для выполнения артикуляционной гимнастики. Логопед показывает соответствующую картинку, дети называют и выполняют упражнение.
Упражнение «Лопаточка»
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи,
Язык будем расслаблять,
И под счет его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язычок можно убрать.
Упражнение «Маляр»
Красить потолок пора,
Пригласили маляра,
Челюсть ниже опускаем,
Язык к небу поднимаем,
Поведем вперед - назад,
Наш маляр работе рад!
Упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу – д-д-д,
Червяка добыть хочу – д-д-д,
Хоть и скрылся под корой – д-д-д
Все равно он будет мой – д-д-д!
Упражнение «Лошадка»
Я лошадка серый бок – цок-цок-цок,
Я копытцем постучу – цок-цок-цок,
Если хочешь – прокачу – цок-цок-цок.
Логопед. Мы готовы отправиться в дорогу? Перемещаться нам поможет волшебный обруч. Предлагаю каждому выбрать цвет.
Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета и, держась за него, идут по кругу.
Автоматизация звуков изолированно и в словах.
Логопед. Уважаемые путешественники, чтобы дорога была веселой, мы будем петь:
Язычки мы поднимаем – песню тигра исполняем – РРРРРРРР…..
Не спеша мы приседаем – песенку тигренка исполняем – РЬРЬРЬРЬРЬ…..
Для мягкости посадки, произнесем слоговые цепочки:
Мы цепочки повторяем – их местами не меняем.
Логопед. Повтори слоги радостно
Ребенок. ра-ро-ру.
Логопед. Повтори слоги спрашивая
Ребенок. ре-рё-ря?
Логопед. Повтори слоги рассказывая
Ребенок. ар-ор-ур
Логопед. Повтори слоги ласково.
Ребенок ря-рю-ре
Логопед. Повтори слоги тихо
Ребенок. ро-ру-ра.
Автоматизация звуков в словах.
На мониторе поочередно появляются картинки о России, Москве. Дети подходят к доске на которой прикреплена карта России.
Логопед. Ребята, вот мы и в центре нашей страны. Какой самый главный город России?
Дети. Москва.
Логопед. Верно. Москва. Россия имеет свои границы, переходить их можно только с разрешения. («Находит» сундучок и показывает его детям). Смотрите ребята! Интересно что там? Давайте посмотрим. (открывает сундучок, в нем картинки символизирующие Россию)
Это картинки. Они не простые.
Это картинки о нашей России.
Логопед. Давайте сыграем в игру «Картинку возьми, правильно назови»
Я покажу вам, как это делать. (берет из сундучка картинку и прикрепляет к карте)
Россия – это рубашка-косоворотка. Теперь, ребята, давайте вы.
По очереди называет имена детей, они достают из сундучка картинку, прикрепляют к карте и называют, что изображено на картинке.
Дети (по очереди).
Россия – это береза
Россия – это ромашка
Россия – это самовар
Россия – это Гагарин
Россия – это сарафан
Россия – это гармошка
Россия – это матрешка
Россия – Кремль
Логопед. Уважаемые путешественники, а где находится Кремль?
Дети. На Красной площади
Логопед. В Кремле работает президент, который управляет нашей огромной страной. Интересно, а вы знаете, как его зовут? (показывает фото президента)
Дети. Владимир Владимирович Путин
Логопед. Символы России?
Дети. Флаг, герб
Логопед. Флаг России трехцветный, его еще называют триколор.
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Герб нашей страны –
Двуглавый орел
Автоматизация звуков во фразовой речи. Развитие грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)
Логопед. Ребята, если мы живем в России, значит мы с вами кто?
Дети. Россияне!
Логопед (обращается к мальчику) ты живешь в России, значит ты кто?
Ребенок. Россиянин!
Логопед (девочке) ты живешь в России, значит, ты кто?
Ребенок. Россиянка!
Логопед (ребенку) твоя мама живет в России, значит она кто?
Ребенок. Моя мама россиянка!
Логопед (ребенку) твой папа живет в России, значит он кто?
Ребенок. Мой папа – россиянин!
Логопед (ребенку) твои друзья живут в России, значит они кто?
Ребенок. Мои друзья – россияне!
Логопед. (ребенку) а кто твои соседи?
Ребенок. Мои соседи – россияне!
Логопед. (ребенку) твои бабушка и дедушка живут в России, значит они кто?
Ребенок. Мои бабушка и дедушка – россияне!
Логопед. Друзья, я вас приглашаю в одно очень интересное место – в лабораторию Звукознайкина. Звукознайкин – это волшебник, который о звуках речи знает все! Хотите там побывать? Наш чудесный обруч нам в этом поможет.
Развитие фонематических процессов, дифференциация звуков, линейный анализ слов.
Звучит спокойная музыка, логопед ставит обруч в вертикальное положение и предлагает детям пройти в него.
Проходите, не стесняйтесь
За столами размещайтесь.
Дети проходят в обруч и садятся за столы. Логопед надевает разноцветный плащ.
Логопед. Ребята, я помощница волшебника Звукознайкина, и он поручил мне превратить вас в звуки «Р», «РЬ». А кто в какие звуки превратится, нам поможет узнать «Чудесный мешочек».
Руку в мешочек запусти,
Достань кубик, назови.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка кубики с картинками (береза, матрешка, сарафан, самовар, ромашка). Логопед обращается к одному из детей.
Логопед. Назови свою картинку.
Ребенок. Сарафан.
Логопед. Чья песенка звучит в названии твоей картинки – тигра или тигренка?
Ребенок. Тигра
Логопед. Я превращаю тебя в звук «Р».
Надевает ребенку синюю шапочку, потом опрашивает всех детей и надевает им соответствующие шапочки («Р» синие, «РЬ» зеленые)
Звукознайкин – мастер на разные выдумки. Для каждого звука он приготовил домики, а в них по три комнаты.
Раскладывает на полу большие звуковые линейки с тремя делениями.
Логопед. Уважаемые звуки, посмотрите еще раз на свои кубики, определите, какую комнату вы займете в своих домиках – первую, среднюю, или последнюю? Внимание: один, два, три – комнату свою ищи!
Дети встают из-за столов, определяют свою позицию заданных звуков в словах и занимают свои позиции на линейки.
Логопед. Уважаемый звук «Р», почему вы заняли в своем домике первую комнату?
Ребенок. Потому что я звучу в слове «ромашка» в начале.
Логопед. Уважаемый звук «РЬ», почему вы заняли в своем домике среднюю комнату?
Ребенок. Потому что я звучу в слове «береза» в середине.
Аналогично логопед опрашивает всех детей.
Логопед. Шапочки я с вас снимаю, в девочек и мальчиков снова превращаю.
Снимает с детей шапочки.
Логопед. Друзья, волшебная сила нашего обруча начинает ослабевать. Нам нужно возвращаться домой. Путешественники, занимайте свои места вокруг обруча.
Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета.
Развитие мелкой моторики.
Логопед. Звукознайкин просил вам передать такие слова: «Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить!» давайте поиграем с нашими пальчиками.
Дети одной рукой держатся за обруч, а второй выполняют упражнения.
Здравствуй, солнце золотое (большой палец соединяется с указательным)
Здравствуй, небо голубое (большой палец соединяется со средним)
Здравствуй, вольный ветерок (большой палец соединяется с безымянным)
Здравствуй, маленький дубок (большой палец соединяется с мизинцем)!
Мы живем в одном краю (соединять все пальцы поочередно) –
Всех я вас приветствую (машут друг другу рукой)!
Аналогично упражнение проводится на другой руке.
Логопед. Дорогие мои друзья, мне очень приятно, интересно и легко было с вами путешествовать. Приятно, потому что вы очень вежливо обращались друг с другом; интересно – потому что вы много знаете о нашей стране – России; легко – потому что вы очень старательно и правильно произносили звуки [Р], [РЬ].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша страна - Россия
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как одной стране, воспитывать патриотические чувства....
Презентация на тему «Наша страна Россия» отчет воспитателя детского сада
Проект-презентация для дошкольников от 4до 7лет на тему "Наша Родина Россия", в данной презентации показано, какая работапроводилась с детьми в течении учебного года. ...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша страна- Россия"
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и форми...
Тема НОД: «Наша странна Россия».
Познакомить воспитанников с понятием «страна», «государственный флаг Р.Ф. и гимн Р.Ф.»; закрепить название «Россия»...
Наша страна Россия средняя группа
конспект НОД...
Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.
Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...
Задание воспитателям по тематической недели "Наша страна - Россия. Символика страны"
Материал-задание для воспитателей логопедической подготовительной группе по тематической недели: отрабока пословиц о Родине, работа над слоговой сртуктурой слова, развитие мелкой моторики и отра...