Проект "В гостях у Азбуки"
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме
В данном проекте прослеживается система работы по обучению грамоте детей старшей и подготовительной речевой группы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gosti_k_azbuke.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«В гостях у Азбуки»
Автор: учитель-логопед Дятлова Ж.В.
Участники: дети, родители, педагоги ГБДОУ
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.
К участию в проекте были приглашены дети старшей группы “Дружные ребята” ГБДОУ №120, их родители и педагоги. Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.
Детско-родительский проект «В гостях у Азбуки» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно - волевых и эстетических качеств личности.
Дошкольники - маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
В ходе реализации проекта мы увидим:
- творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;
- психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем владение его возможностей, талантов;
- закрепление знаний о буквах;
- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Совместная работа учителя-логопеда, родителей и детей создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному развитию.
Вид проекта: творческий.
Цель. Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.
Задачи.
- Развивать творческое воображение, память, мышление.
- Совершенствовать фонематический слух и восприятие.
- Учить звуко-буквенному анализу слов.
- Способствовать повышению интереса и способности к чтению.
- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.
- Развивать коммуникативные способности.
- Закреплять знания о буквах.
- Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
- Активизировать педагогический потенциал родителей.
Предполагаемый результат.
Проект:
- разовьет познавательную активность детей, интерес к знаниям, любознательность;
- позволит закрепить представления детей о фонетической стороне слова;
- продолжит формирование различных сторон психической деятельности: внимания, мышления, памяти, речи;
- поможет раскрыть творческие способности детей;
- поспособствует формированию коммуникативных навыков, готовности к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;
- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
Выявление проблемы. Определение цели и задач.
Организация работы над проектом.
2 этап. Основной.
Практическая деятельность по решению проблем.
3 этап. Заключительный.
Презентация выставок «Моя любимая буква», «Моя Азбука»
Логопедический досуг для детей и родителей
«По дороге к Азбуке».
Участники проекта:
- дети старшего, подготовительного дошкольного возраста;
- учитель-логопед;
- воспитатели группы;
- родители;
- музыкальный руководитель;
- педагог-психолог
Формы работы:
- занятия: лепка, рисование, аппликация, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное
- экскурсии в «Музей азбуки» «По страницам разных азбук», в школу «Скоро в школу мы пойдём», по книжным уголкам групп ГБДОУ «Путешествие в книжное царство»
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические,
- конкурсы:
семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», создание собственной азбуки «Моя азбука», выставки дизайнерского творчества и собственных азбук.
- логопедический досуг,
- презентация мини-выставок «Моя любимая буква», «Моя Азбука»
- работа с родителями: педагогические гостиные для родителей, круглые столы для родителей «Научить читать не трудно…», «На пороге школы», консультации, анкетирование.
Схема реализации проекта
«В гостях у Азбуки»
Образовательные области | Виды деятельности участников проекта |
Социально-коммуникативная | 1. Сюжетно-ролевые игра: «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжкина больница». 2. Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Живое слово», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Отгадай слово» (игры с перфорацией), «Пальчиковая азбука» и другие. |
Речь и речевое развитие |
|
Художественно-эстетическая |
|
| |
Познавательная |
|
Физическая |
|
Взаимодействие с родителями
|
Заключение.
Результаты работы над проектом показали:
- у детей расширился словарный запас;
- сформировались фонематические процессы, т.е. дети научились слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
- научились ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией, работать со схемами слов и разрезной азбукой;
- повысился интерес и способность к чтению.
Полагаю, что данный вид деятельности объединяет не только детей и педагогов дошкольного учреждения общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители чаще интересуются успехами своих детей, предлагают свою помощь, превращаются из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса.