Проект "В гостях у Азбуки"
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дятлова Жанна Валентиновна

В данном проекте прослеживается система работы по обучению грамоте детей старшей и подготовительной речевой группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_gosti_k_azbuke.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«В гостях у Азбуки»

         Автор: учитель-логопед Дятлова Ж.В.

         Участники: дети, родители, педагоги ГБДОУ

    В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.

К участию в проекте были приглашены дети старшей группы “Дружные ребята” ГБДОУ №120, их родители и педагоги. Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.

Детско-родительский проект «В гостях у Азбуки» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.

Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно - волевых и эстетических качеств личности.

Дошкольники - маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых.  Проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

В ходе реализации проекта мы увидим:

  • творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;
  • психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем владение его возможностей, талантов;
  • закрепление знаний о буквах;
  • формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Совместная работа учителя-логопеда, родителей и детей создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному развитию.

Вид проекта: творческий.

Цель. Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.

Задачи.

- Развивать творческое воображение, память, мышление.

- Совершенствовать фонематический слух и восприятие.

- Учить звуко-буквенному  анализу слов.

- Способствовать повышению  интереса и способности к чтению.

- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.

- Развивать коммуникативные способности.

- Закреплять знания о буквах.

- Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.

- Активизировать педагогический потенциал родителей.

Предполагаемый результат.

Проект:

- разовьет познавательную активность детей, интерес к знаниям, любознательность;

- позволит закрепить представления детей о фонетической стороне слова;

- продолжит формирование различных сторон психической деятельности: внимания, мышления, памяти, речи;

- поможет раскрыть творческие способности детей;

- поспособствует формированию коммуникативных навыков, готовности к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;

- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный.

Выявление проблемы. Определение цели и задач.

Организация работы над проектом.

2 этап. Основной.

Практическая деятельность по решению проблем.

3 этап. Заключительный.

Презентация выставок «Моя любимая буква», «Моя Азбука»

Логопедический досуг для детей и родителей

 «По дороге к Азбуке».

Участники проекта:

- дети старшего, подготовительного  дошкольного возраста;

- учитель-логопед;

- воспитатели группы;

- родители;

- музыкальный руководитель;

- педагог-психолог

Формы работы:

- занятия: лепка, рисование, аппликация, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное

- экскурсии  в «Музей азбуки» «По страницам разных азбук», в школу «Скоро в школу мы пойдём», по книжным уголкам групп ГБДОУ  «Путешествие в книжное царство»

- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические,

- конкурсы:

 семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», создание собственной азбуки  «Моя азбука», выставки дизайнерского творчества  и собственных азбук.

- логопедический досуг,

- презентация мини-выставок «Моя любимая буква», «Моя Азбука»

- работа с родителями: педагогические гостиные для родителей, круглые столы для родителей «Научить читать не трудно…», «На пороге школы»,  консультации, анкетирование.

Схема реализации проекта
«В гостях у Азбуки»

Образовательные области

Виды деятельности участников проекта

Социально-коммуникативная

1. Сюжетно-ролевые игра: «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжкина больница».

2. Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук»,  «Живое  слово», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Отгадай слово» (игры с перфорацией),  «Пальчиковая азбука» и другие.

Речь и речевое развитие

  1. Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Азбуку», «Как мы делали букву»
  2. Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
  3. Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественно-эстетическая

  1. Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
  2. Заучивание стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
  3. Загадки на тему: «Чтение, письмо».

  1. Оформление выставок: «Ну-ка,  буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная Азбука»
  2. Лепка из пластилина  на тему: «Буквы моего  имени».
  3. Выкладывание букв своего имени и использованием различных материалов.
  4. Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
  5. Рисование на тему «На что похожа буква?»
  6.  Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Познавательная

  1. Совместная деятельность по подготовке к обучению грамоте.
  2. Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  3. Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  4. Экскурсии: «Путешествие в книжное царство», «Скоро в школу мы пойдем!», «По страницам разных азбук»
  5. Создание собственных азбук «Моя азбука »
  6.  Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».
  7. Логопедический досуг «По дороге к азбуке».

Физическая

  1. Развитие верного диафрагмально-релаксационного дыхания по технологии БОС «Здоровая Азбука»
  2. Физминутки, речь с движением.
  3. Пальчиковая азбука.

Взаимодействие с родителями

  1. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе».
  2. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки дизайнерского творчества  «Моя любимая буква».
  1. Сотворчество детей и родителей в оформлении в оформлении выставки «Моя Азбука»
  2. Круглые столы для родителей «Научить читать не трудно…»,  «На пороге школы», участие в педагогических гостиных «Пальчики перебираем – речь ребёнка развиваем», «Дети и  образовательные маршруты начальной школы», «В стране читалии» (что и как читать ребёнку)
  3. Участие в пополнении коллекции экспонатов  мини-музея «Музей Азбуки».
  4. Участие в логопедическом досуге «По дороге к азбуке».

Заключение.

Результаты работы над проектом показали:

- у детей расширился словарный запас;

- сформировались фонематические процессы, т.е. дети научились слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

- научились ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией, работать со схемами слов и разрезной азбукой;

- повысился  интерес и способность к чтению.

 Полагаю, что данный вид деятельности объединяет не только детей и педагогов дошкольного учреждения общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители чаще  интересуются успехами своих детей, предлагают свою помощь, превращаются из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты