Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса.
консультация по логопедии по теме

Ничуговская Жанна Юрьевна

 

Международный День Голоса впервые был проведён в Бразилии в 1999 году как бразильский национальный день голоса.  C этого времени он ежегодно  проводится 16 апреля во многих странах мира:  США, Великобритании, странах Евросоюза, Аргентине и Португалии.

Это событие объединяет  представителей медицины (оториноларингологов, фониатров, хирургов, логопедов), профессионалов голоса и  много других людей, чья деятельность напрямую не связана с его использованием.

Голос – это социально значимое явление, основной механизмом для коммуникации, поэтому нарушения голоса оказывают значительное влияние на качество  жизни.

 

Знаете ли вы что значит потерять голос?

Основная задача Международного Дня Голоса - привлечь внимание людей к оценке состояния своего голоса, разъяснение влияния вредных привычек на голос, правил его гигиены, способов предотвращения заболеваний голосового аппарата. 

Для того, чтобы ответить на вопрос, что значит потерять голос? Британская ассоциация голоса рекомендует провести «Час тишины». Что это значит? - необходимо выбрать для молчания час времени в своей повседневной жизни, когда Вы должны активно функционировать (отвечать на звонки, вести переговоры, преподавать или просто общаться с детьми, родственниками). А затем  посмотреть насколько хорошо вам удалось обойтись без голоса, как часто он потребовался за это час и что Вы не смогли сделать, благодаря его отсутствию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и превентивные мероприятия

предупреждения расстройств голоса

Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать переохлаждения и простудных заболеваний, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять курением и алкоголем, особенно газированными напитками, так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха и питания. Пища должна содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка, лучше животного. Не рекомендуется злоупотреблять пищей острой, очень горячей или очень холодной, что также раздражает слизистую оболочку.

Поговорим о педагогах. Рабочие помещения (класс, аудитории, группы и т. п.) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми. Отрицательное влияние на голос педагогов и на восприятие слушателей оказывает зашумленность помещений (которая, в свою очередь, обусловливает вынужденное стремление говорящего форсировать голос).

Швейцарский логопед Л. Грожан (1978) исследовал уровень зашумленности школьных помещений и установил, что шумовой фон класса должен быть не выше 55 дБ. Чтобы объяснение учителя улавливалось учащимися, его голос должен иметь прирост силы минимум на 10 дБ, т. е. достигать 65 дБ. При плохой дисциплине в классе учитель форсирует голос до 71 дБ, что уже является большой нагрузкой для голосового аппарата. Поэтому владение поведением слушающих также необходимое условие сохранности голоса и продуктивности педагогической работы. При устных выступлениях педагога (объяснениях или лекции) важную роль играют многообразные факторы: его личностные особенности, условия труда — правильное произношение, четкая свободная артикуляция, хорошие акустические свойства голоса и шумовой фон аудитории.

Немалое значение имеет и такое качество речи, как дикция. Этот термин редко встречается в логопедии. Дикцию, как правило, отождествляют с нормальным звукопроизношением. Но это не равнозначные понятия. Человек может нормированно произносить все звуки, но в продолжительном и эмоциональном высказывании его речь оказывается не очень разборчивой, особенно в больших помещениях. (Нельзя путать со стертыми формами дизартрии.) Плохую дикцию довольно часто приходится слышать в театре у актеров с недостаточной техникой речи и голосоподачи.

Дикция — это совокупность нескольких сторон устной речи. Она определяется четкостью и правильностью звукопроизношения, хорошим владением голоса — его звучностью, полетностью, сменой мелодического рисунка, достаточным динамическим диапазоном и полноценным фонационным дыханием. При наличии этих свойств голос легко достигает слушателей, он летит в пространство, не рассеиваясь, не теряя силы, звучности и разборчивости слов. Ранее этому качеству уделялось большее внимание, и образцовой школой хорошей речи и поставленных актерских голосов всегда служил Малый театр, особенно актеры старшего поколения.

Мы позволили себе сделать это отступление, потому что голос хорошего педагога сродни актерскому. Если речь педагога монотонна, интонация бедна, то внимание воспитанников рассеивается, интерес к беседе угасает и продуктивность таких занятий падает. Встречается и другая крайность. Педагог неоправданно форсирует голос. Даже в ДОУ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где наполняемость групп гораздо ниже массовых, педагоги говорят, форсируя голос без всякой необходимости. К сожалению, такая манера использования голоса сложилась давно. Педагогам ошибочно кажется, что при громком голосе воспитанники лучше усваивают материал, а им самим легче владеть дисциплиной в коллективе.

Чрезмерное повышение голоса на фоне шума приводит к усилению двигательных импульсов мускулатуры гортани, что превышает ее нормальные физиологические возможности. Вместе с тем это отрицательно влияет на голос не только педагога, но и, как это ни парадоксально, его воспитанников.

Голосу педагога необходимы определенные качества. Прежде всего его голосовой аппарат должен быть в здоровом состоянии. Даже легкие воспалительные явления в гортани и верхних дыхательных путях без повышения температуры тела вынуждают напрягать голос, изменяя его акустические свойства, и влияют на общее состояние, как физическое, так и эмоциональное.

Какими приемами необходимо  овладеть педагогу, чтобы голосовая нагрузка для него была свободной и естественной? Говоря о сохранности голоса, употребляют термины — «профилактика» и «превентивные мероприятия». Эти термины почти синонимичны и означают предупреждение. «Профилактика» — понятие более общее. Набор профилактических мер пригоден для предупреждения разных заболеваний. Система превентивных мер обычно направлена на какое-то одно определенное заболевание или состояние. Для людей голосоречевых профессий такой превентивной мерой для формирования и сохранения полноценного голоса является правильная его постановка. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание. Фонопедические занятия формируют такой способ голосообразования, который соответствует данному индивидууму и позволяет выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии.

Постановка голоса включает несколько направлений, каждое из которых дополняет другое:

  • Нормализация мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица.
  • Тренинг для выработки правильной осанки.
  • Коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений; формирование дыхательной опоры.
  • Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса — установление речевого диапазона голоса, расширение возможностей тонового и динамического диапазонов.

Система названных тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования; содействует успешной реализации коммуникативной функции речи.

Было бы ошибочно считать, что если человек владеет хорошо поставленным голосом, у него никогда не возникает голосовых затруднений. Сильные простуды, инфекционные заболевания могут отрицательно повлиять на качество голоса, но его изменения в период болезни оказываются менее выраженными, а по выздоровлении голосовой «статус» быстро восстанавливается. Безусловно, в период болезни следует обратиться за медицинской помощью, в том числе и к врачу-оториноларингологу, а еще лучше к фониатору.

Каждый человек, а тем более тот, кто использует голос профессионально, должен знать срочные меры, необходимые при появлении признаков простуды, и своевременно принимать их. Это так называемая доврачебная помощь включает следующие мероприятия.

1. Горячие ножные ванны первые три дня (если нет противопоказаний для тепловых процедур). В более поздние сроки такие ванны уже бесполезны.

2. Горчичники на область грудины, спины, икр и подошв.

3. Домашние ингаляции — заварить кипятком одну-две столовые ложки листьев эвкалипта, шалфея или ромашки, добавить туда пять таблеток валидола. Сосуд с содержимым накрыть воронкой из толстой бумаги, узкое ее горлышко взять в рот и дышать, пока жидкость горячая.

После тепловых процедур нельзя выходить на холодный воздух. В настоящее время в аптеках имеется широкий выбор ингаляторов, которыми можно пользоваться.

Полезны полоскания горла раствором ромашки, шалфея, эвкалипта, календулы.

Благотворно действует на слизистую оболочку глотки сок красной свеклы: выжать сок, сделать его раствор из расчета две чайных ложки на стакан теплой воды и полоскать им горло.

Многие жалуются на постоянную или периодическую сухость в горле. Такие ощущения иногда возникают после длительной голосовой нагрузки, а у некоторых они постоянны, если ранее была операция по удалению миндалин. Люди часто без совета специалиста закапывают в нос масло. Несмотря на безобидность таких манипуляций следует знать, что нельзя закапывать облепиховое масло. Оно вызывает еще большую сухость, так как показано для лечения мокнущих ран. Даже при тяжелых формах ларингита его применяют лишь в смеси с другими маслами. Поэтому для смягчения горла надо употреблять оливковое, персиковое масло, масло шиповника.

Фонопедия, являясь системой функциональных тренировок голосового аппарата, полностью перестраивает его функцию, восстанавливает фоноторную активность голосовых складок и оказывает благотворное влияние на секреторную деятельность слизистой оболочки гортани. В ходе ее проведения восстанавливается не только полноценный, выносливый голос, но и исчезают дискомфортные ощущения в глотке и гортани.

Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить профессиональный голос до преклонного возраста.

Дыхательная гимнастика при нарушениях голоса

Исходное

положение

Описание

Кол-во

Методические

указания

1

Сидя на стуле

Вдох быстрый через нос, выдох удлиненный через рот

4—5

Следить за плавностью

выдоха

2

Сидя на стуле, руки на коленях

Развести руки в стороны — вдох, руки на колени — выдох

4—5

Темп

медленный, выдох через рот удлиненный

3

Сидя на стуле, ноги на ширине плеч

Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вниз, достать пальцами рук до пола — выдох, выпрямиться

3—4

Выдох удлиненный

4

Сидя на стуле, руки перед грудью согнуты в локтевых суставах

Два рывка локтями назад, развести руки в стороны, затем положить на колени

5—6

Дыхание произвольное

5

Сидя на стуле

Вдох быстрый через нос, на выдохе произнести длительно звук [ш]

5—6

Не напрягать мышцы шеи

6

Сидя на стуле, облокотившись на спинку, ноги выпрямить, руками держаться за сиденье

В исходном положении — вдох, на выдох — ногу согнуть в коленном суставе, выпрямить, согнуть опять и опустить

3—4

каждой

ногой

Темп медленный, выдох удлиненный

7

Сидя на стуле, ладони положить на нижние ребра

На вдох — расширить грудную клетку в области нижних ребер; на выдох — сжать грудную клетку, расслабиться

4—5

Выдох удлиненный; ладони контролируют движения нижних ребер

8

Сидя на стуле, пальцы рук к плечам

Правым коленом достать левый локоть и наоборот

6—8

Дыхание произвольное

9

Сидя на стуле, руки на поясе

Отвести прямую руку в сторону — вдох, на выдох — рука над головой с одновременным наклоном туловища в сторону, вернуться в исходное положение

4—6 в

каждую

Выдох удлиненный через рот

10

Сидя на стуле, руки на коленях

На вдох — развести руки в стороны, на выдох — обнять себя; вернуться в исходное положение

4—5

Так же

11

Сидя на стуле, руки на поясе

Круговые движения на четыре счета

3 в

каждую

сторону

Дыхание произвольное

12

Сидя на стуле

Вдох быстрый через нос, на выдохе — длительно произнести [с]

5—6

Не напрягать мышцы шеи

13

Сидя на стуле, руки на поясе

Отвести руку в сторону — вдох, на выдох — наклонить туловище вниз, коснуться рукой противоположного носка ноги; вернуться в исходное положение

4—6 в

каждую

сторону

Удлиненный выдох через рот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и предупреждение нарушений голоса педагога.

Проблема нарушений голоса актуальна для любого педагога, испытывающего повышенные голосовые нагрузки. В презентации представлен практический опыт, позволяющий преодолеть нарушения голоса у педагога и ...

Предупреждение расстройств письма и развитие руки у леворуких детей.

Леворукий ребенок, постоянно следящий за тем, чтобы все делать правильно, превращается в безынициативного исполнителя. Можно коллекционировать интересные варианты ошибок, что позволяет не бояться их с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ПРОФИЛАКТИКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАССТРОЙСТВА ГОЛОСАПРОФИЛАКТИКА...

Использование комплекса упражнений для глаз на логопедических занятиях, как средство предупреждения и профилактики зрительных расстройств у дошкольников

Данная статья содержит материал полезный для начинающих специалистов в области - Логопедия. Содержащаяся в статье информация познакомит с основными правилами и приемами импользования зрительных упражн...

Профилактика неблагополучия. «Осуществление мероприятий, обеспечивающих социальную и правовую защиту детей, проживающих в социально-неблагополучных семьях»

Работа с семьями в детском саду начинается со сбора информации, посещения семей на дому воспитателями и специалистами.Затем посредством анкетирования составляется социальный паспорт семьи, в котором с...

Консультация для родителей на тему «Предупреждение перенапряжения голоса у детей»

Перенапряжение голоса – это неправильное использование голоса, являющееся одной из главных причин его нарушения и потери. Дети любого возраста нередко перенапрягают голос, особенно во время игр ...