Программа кружка "Любознайка"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Известно, что дети без специально-логопедической помощи не сформируют необходимые речевые навыки. Поэтому возникла необходимость дать возможность получения ими коммуникативно-речевого развития в кружковой форме. С учетом сказанного выше мною разработана программа кружка «Любознайка» для воспитанников (3-7 лет) не посещающих логопедические группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 52.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
По статистическим данным в нашей стране показатели коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. В этой связи встают вопросы практического использования эффективных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания. Все большее социальное значение приобретает проблема взаимодействия детей с окружающими их людьми в соответствии с требованиями современного общества (ФГТ, ФГОС) гармоничного психического развития личности к обеспечению воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
С учетом сказанного вышебыла разработана программа кружка «Любознайка».
Программа решает одну из важнейших проблем - развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.
Занятия в кружке обогащают детей знаниями, формируют и развивают фиксированные коммуникативные знания, умения и качества личности – знание норм и правил общения, умения вступать в контакт, организовывать общение; коммуникабельность, уверенность, уступчивость, отзывчивость, любознательность, ответственность, самостоятельность, необходимые для жизни и обучения.
Формирование коммуникативной деятельности представляет собой особый вид познавательной детской деятельности, которая регулирует усвоение коммуникативного опыта. При этом решаются речевые задачи:
пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь.
Цель программы: Развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий.
Задачи 1 года обучения:
- Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.
- Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).
- Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
- Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.
- Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).
- Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.
- Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).
- Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу
Задачи 2 года обучения
- Побуждать детей к беседе о прочитанном, нарисованном на картинке
- Формировать у детей представление о слове (в отличие от звука, слога и т.д.).
- Познакомить с термином «предложение».
- Закреплять представления о том, что звуки и слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
- Правильно использовать термины: слово, звук, гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
- Называть слова с заданным звуком.
- Учить детей делить слово на слоги при помощи хлопков. Определять наличие заданных звукислогов.
- Обозначать звуки родного языка буквами.
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Занятия проводится в группах наполняемостью не более 10-12 человек, в специально отведанном для этого помещении 2 раза в неделю по 30 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 3-5 лет и 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Таблица № 1
Количество занятий
Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в году |
2ч. | 8 ч. | 72 ч. |
Знания и умение детей, занимающихся в кружке, на конец 2 года обучения.
После изучения дети могут:
- Согласовывать свои действия с другими детьми;
- Общаться с людьми в разных ситуациях;
- Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- Составлять предложения с заданными словами
- Пересказывать и сочинять рассказы и сказки.
Перспективный план деятельности кружка «Любознайка»
для детей 5-7 лет
Неделя | Тема | Содержание |
«Путешествие в страну игрушек» | Развитие связной речи
| |
Подготовка к обучению грамоте
| ||
«В гостях у кролика садовника» | Развитие связной речи
| |
Подготовка к обучению грамоте
| ||
«Чиполино собирает друзей» | Развитие связной речи
| |
Подготовка к обучению грамоте
| ||
«В гости к Маше и Мише» | Развитие связной речи
| |
Подготовка к обучению грамоте
| ||
«Путешествие в Грибное царство» | Развитие связной речи
| |
Подготовка к обучению грамоте
| ||
6. | «То берёзка, то рябина …» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте
5. Упражнение «Образец по клеточкам» | ||
7. | «Оранжевая сказка» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «На что похожа буква О» 2. Дидактическая игра «Покажи букву О пальчиками» 3. Дидактическая игра «Обведи букву О» 4. Упражнение «Почини букву О» | ||
8. | «Мишка-портной» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуке [И]» 2. Игра «Хлопай, не зевай» 3. Пальчиковая гимнастика «Стирка» 4. Речевая игра «Звукоед» 5. Упражнение «Раскрась только летнюю одежду» | ||
9. | «В обувном магазине» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «На что похожа буква И» 2. Игра «Покажи букву И пальчиками» 3. Дидактическая игра «Обведи букву И» 4. Упражнение «Почини букву И» | ||
10. | «Шляпная мастерская» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуке[Э]» 2. Игра «Хлопушки» 3. Речевая игра «Разбросаем звуки» 4. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» 5. Упражнение «Образец по клеточкам» | ||
11. | «На строительной площадке с Геной и Чебурашкой» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «На что похожа буква Э» 2. Игра «Покажи букву Э пальчиками» 3. Дидактическая игра «Обведи букву Э» 4. Упражнение «Почини букву Э» | ||
12. | «Зимние узоры» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуке [Ы]» 2. Дидактическая игра «Найди картинки со звуком [Ы]» 3. Дидактическая игра «Где меня найти?» 4. Пальчиковая гимнастика «Зима» 5. Упражнение «Обведи зимние предметы в кружок» | ||
13. | «В гости к трем медведям» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «На что похожа буква Ы» 2. Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме» 3. Игра «Обведи букву Ы» 4. Дидактическая игра «Зачеркни лишнюю букву» | ||
14. | «Игры с Машей» | Развитие связной речи
4. Игра: «Один – много» Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Лошадка и медведь ждут гостей» 2. Дидактическая игра «Вставь в схемы слов буквы И и Ы» 3. Речевая игра «Перекличка» 4. Пальчиковая гимнастика «Посуда» 5. Упражнение «Обведи и раскрась буквы Ы и И» |
15. | «Новогодние картинки» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [М], [Мь]» 2. Игра «Подними символ» 3. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» 4. Речевая игра «Позовем звуки домой» 5. Дидактическая игра «Где меня найти?» | ||
16. | «Как звери медвежонка будили» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «На что похожа буква М» 2. Речевая игра «Покажи картинки со звуками [М], [Мь]» 3. Пальчиковая гимнастика «На лужок пришли зайчата» 4. Игра «Сложи букву М из палочек» 5. Упражнение «Обведи букву М» | ||
17. | «Путешествие на север» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [В], [Вь]» 2. Дидактическая игра «Назови слова со звуками[В], [Вь] на картинке » 3. Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой» 4. Игра «Подними символ» 5. Дидактическая игра «Соедини картинки со схемой слова» | ||
18. | «Топают по острову слоны и носороги» | Развитие связной речи
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «На что похожа буква В» 2. Дидактическая игра «Сложи букву из ниточек» 3. Пальчиковая гимнастика «Слон» 4. Упражнение «Обведи букву В»
|
19. | «Кто сказал: «Мяу?» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи-ка про звуки [Н], [Нь]» 2. Речевая игра «Скажи наоборот» 3. Дидактическая игра «Домик»
| ||
20. | «Дятлово колечко» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «На что похожа буква Н» 2. Дидактическая игра «Сложи букву Н из палочек» 3. Пальчиковая гимнастика «Кормушка» 4. Упражнение «Обведи букву Н» 5. Упражнение «Прочитай слоги» | ||
21. | «Как цыплёнок научился считать» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [П], [Пь]» 2. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [П], [Пь] по картинке » 3. Пальчиковая гимнастика «Петушок и курочка» 4. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» 5. Игра «Подними сигнал» | ||
22. | «Игры со стойким оловянным солдатиком» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «На что похожа буква П» 2. Дидактическая игра «Сложи букву П из палочек» 3. Пальчиковая гимнастика «Солдаты» 4. Упражнение «Обведи букву П» 5. Упражнение «Прочитай слоги» | ||
23. | «Весна в гости пришла» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Т], [Ть]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [Т], [Ть] по картинке » 4. Пальчиковая гимнастика «Весна» 5. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
24. | «Моя семья» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Сложи букву Т из палочек» 2. Пальчиковая гимнастика «Семья» 3. Речевая игра «Звукоед» 4. Упражнение «Обведи букву Т» 5. Упражнение «Прочитай слоги» | ||
25. | «Скворцы летят- загадки несут» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [К], [Кь]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [К], [Кь] по картинке » 3. Пальчиковая гимнастика «Птички» 4. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
26. | «Ехала машина» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 2. Игра «На что похожа буква К» 3. Пальчиковая гимнастика «Сделай букву К с помощью пальчиков» 4. Дидактическая игра «Сложи букву К из палочек» 5. Упражнение «Обведи букву К» 6. Упражнение «Прочитай слоги» | ||
27. | «А летчикам быть лучше» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [С], [Сь]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [С], [Сь] по картинке » 4.Пальчиковая гимнастика «Летчик» 5. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
28. | «Игры со стрекозой и муравьём» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Речевая игра «Звукоед» 2. Дидактическая игра «Сложи букву С с помощью ниточки» 3. Пальчиковая гимнастика «Пчела» 4. Дидактическая игра «Домик» 4. Упражнение «Обведи букву С» 5. Упражнение «Прочитай слова» | ||
29. | «Рыбки плавают в реке» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Х], [Хь]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [Х], [Хь] по картинке » 4. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» 5. Дидактическая игра «Определи место звука в слове | ||
30. | «Игры с Русалочкой» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Речевая игра «Звукоед» 2. Дидактическая игра «Сложи букву Х с помощью ниточки» 3. Пальчиковая гимнастика «Чудо-юдо рыба-кит»
5. Упражнение «Прочитай слоги и слова» | ||
31. | «Раз горох, два горох» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [З], [Зь]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [З], [Зь] по картинке » 4. Пальчиковая гимнастика «Цветок» 5. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
32. | «В лесу стоит избушка…» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Речевая игра «Звукоед» 2. Дидактическая игра «Сложи букву З с помощью ниточки» 3. Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы» 4. Упражнение «Обведи букву Х» 5. Упражнение «Прочитай слоги» | ||
33. | «Прогулка по лугу» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Б], [Бь]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [Б], [Бь] по картинке » 4. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы» 5. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
34. | «Лети, лети лепесток» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Речевая игра «Звукоед» 2. Дидактическая игра «Сложи букву Б с помощью ниточки» 3. Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы» 4. Упражнение «Обведи букву Б» 5. Упражнение «Прочитай слоги и слова» | ||
35. | «Вот оно какое наше лето» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. «Расскажи о звуках [Д], [Дь]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [Д], [Дь] по картинке » 4. Пальчиковая гимнастика «Лето» 5. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
36. | «В гости к Незнайке» | Развитие связной речи
|
Подготовка к обучению грамоте 1. Речевая игра «Звукоед» 2. Дидактическая игра «Сложи букву Д с помощью ниточки» 3. Подвижная игра «Море волнуется раз» 4. Упражнение «Обведи букву» 5. Упражнение «Домик» |
Материально-технические условия реализации программы
Список литературы:
- Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников)». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в играх и картинках» (22 книги), - Паритет, 2004 - 2006.
- Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания». С-пб.: Каро, 2001.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет». М.: Издательство «Гном и Д», 2010.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». М.: Издательство «Гном и Д», 2010.
- Гуськова А.А. «Развитие монологической речи детей 6-7 лет». Волгоград: Учитель, 2011.
- Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР». М.: издательство «Гном и Д», 2004.
- Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения». М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. «Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи». М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». М: Просвещение. 2009
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». М.: Издательство «Гном и Д», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...