Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме
Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»
(слайд № 1)
В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь негативного влияния средств массовой информации, компьютерных игр, которые обрушиваются на неокрепшую нервную систему ребенка и разрушают её.
В настоящее время мы непосредственно связаны с этой проблемой, так как работаем с детьми с заиканием.
(слайд № 2)
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
(слайд № 3)
Ведущие признаки заикания
1) Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;
2) Расстройство общей моторики;
3) Нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснение кожного покрова);
4) Нарушение эмоционально волевой сферы.
Мы убедились в этом при первичном обследовании группы детей с заиканием, первого года обучения. У всех детей наблюдался повышенный тонус мышц в общей, мимической и артикуляционной мускулатуре, судороги речевого аппарата, синкинезии, тремор и т.д. Скованность, напряжение, зажатость, повышенная тревожность, плаксивость наблюдались и в психо - эмоциональном состоянии детей, а также нарушения в просодической стороне речи и звукопроизношении.
Изучив методы и приёмы комплексного коррекционного воздействия на заикающихся, а также опираясь на результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу: что использование в своей работе логопедического массажа, как одного из методов воздействия, будет необходимо для эффективного преодоления патологических проявлений у наших детей.
(слад № 4)
Так как: логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
(слайд № 5)
Цели логопедического массажа
1) нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;
2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;
4) стимуляция проприоцептивных ощущений;
5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, коррекция звукопроизношения и т.д. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.
(слайд № 6)
В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:
· дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;
· точечный массаж;
· массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.);
· самомассаж.
(слайд № 7)
Существует множество методик по проведению логопедического массажа, в том числе при заикании: Е.В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», Е.А. Дьякова «Логопедический массаж», Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», методика самомассажа З.А. Репиной «Уроки логопедии», «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е.Шевцовой и т.д.
Мы изучили эти методики и пришли к выводу, что для наиболее эффективного результата в преодоления заикания у наших детей, мы будем использовать в своей работе следующие методики:
(слайд № 8)
· «Логопедический массаж » О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева;
· «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е.Шевцовой;
· «Логопедический массаж при дизартрии» Е.Ф. Архиповой;
· «Точечный массаж при заикании» М.А. Поволяевой;
При наличии временной и технической возможностей лучше всего выполнять полный массажный комплекс – все виды массажа. Это займёт 50 – 60 минут.
Если же такой возможности нет, как в условиях д/с, вариативность выбора видов массажа произвольная, в зависимости от патологических проявлений.
Для достижения наиболее эффективных результатов, исходя из патологических проявлений, мы в своей работе используем все виды логопедического массажа, но избирательно, исходя из временных условий. По степени тяжести дефекта, мы разделили детей на три подгруппы.
· группа детей с легкой степенью заикания;
· группа детей со средней степенью заикания;
· группа детей со средне – тяжелой и тяжёлой формами заикания.
Опираясь на тяжесть дефекта, мы подобрали для каждой подгруппы детей свой план массажных мероприятий, который, в зависимости от изменений патологических проявлений, по необходимости будет меняться.
(слайд № 9)
Для детей с заиканием легкой степени тяжести основными видами проведения массажа является:
· самомассаж, (проводится в детском саду с воспитателями и дома);
· классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (проводят родители в домашних условиях.)
Предварительно с педагогами и родителями были проведены обучающие консультации по этим темам.
(слайд № 10)
Для детей с заиканием средней степени тяжести основными видами логопедического массажа является:
· самомассаж (проводится в детском саду и дома);
· классический ручной массаж, артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);
· классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома);
(слайд № 11)
Для детей с заиканием тяжелой (средне – тяжелой) степени тяжести:
· самомассаж, (проводится в детском саду и дома);
· классический ручной массаж, точечный массаж и артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);
· классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома).
(слайд № 12)
Методы и приёмы логопедического массажа при заикании
Классический дифференцированный массаж мы проводим по методике Елены Евгеньевны Шевцовой. В методике, которой при выполнении классического массажа в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.
Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.
Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно проводят 10-20 процедур. Массаж длится 5-7 минут. При необходимости рекомендуются повторные курсы массажа. Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя, которая способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание. Важно использовать психотерапевтический метод – звучание спокойной музыки, лучше фортепианной.
Как элемент релаксации, автор рекомендует начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.
(слайд № 13)
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Этот вид массажа мы проводим по методике Ольги Игоревны Крупенчук и Татьяны Анатольевны Воробьевой.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. В нашей группе самомассаж проводится воспитателем с детьми после утренней гимнастики., перед проведением артикуляционной гимнастики. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.
(слайд № 14)
Точечный массаж БАТ (биологически активных точек) мы выполняем по методике М.А.Поволяевой.
В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведения метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцами или кистью. При заикании воздействие на точки стоит проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливание в течении 3-5 минут.
При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течении 12 дней, 7 дней перерыв, затем повторить. Автор рекомендует последовательно провести 3-4 курса.
(слайд №15)
Артикуляционный массаж с применением специальных инструментов мы проводим по методике Елены Филипповны Архиповой
«Логопедический массаж при дизартрии», целью которого также является устранение патологической симптоматики в мышечной системе.
Результаты диагностики детей по окончанию первого периода обучения показывают, что эти методики являются эффективными в коррекционной работе по преодолению заикания у детей первого года обучения в условиях детского сада. У большинства детей улучшилось судорожное состояние мышц периферических отделов артикуляционного аппарата, мимической и общей мускулатуре, улучшилось психо - эмоциональное состояние детей: дети стали намного спокойнее, общительнее, менее ранимы, улучшилось состояние плавной речи детей. Выбранная нами тема «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания» актуальна для нашей работы и требует дальнейшего изучения и применения в работе.
(слайд №16)
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания. | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания
Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...
Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии
В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа....
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ...
Логоритмика как часть комплексной системы преодоления речевой патологии.
Речь является одной из сложных высших психических функций человека, которая тесно связана с мышлением и всей психической деятельностью в целом. Развитие как внутренней, так и внешней речи - это важней...
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.Массаж — эт...
Выступление на методическом объединении "Коррекционная работа в комплексной системе преодоления нарушений развития у детей"
Выступление на методическом объединении...