Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме

Любовь Александровна Паниковская

Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»

(слайд № 1)

В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь негативного влияния средств массовой информации, компьютерных игр, которые обрушиваются на неокрепшую нервную систему ребенка и разрушают её.

В настоящее время мы непосредственно связаны с этой проблемой, так как работаем с детьми с заиканием.

(слайд № 2)

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

(слайд № 3)

Ведущие признаки заикания

1)    Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;

2)    Расстройство общей моторики;

3)    Нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснение кожного покрова);

4)    Нарушение эмоционально волевой сферы.

Мы убедились в этом при первичном обследовании группы детей с заиканием, первого года обучения.  У всех детей наблюдался повышенный тонус мышц в общей, мимической и артикуляционной мускулатуре,  судороги речевого аппарата, синкинезии, тремор и т.д. Скованность, напряжение, зажатость, повышенная тревожность, плаксивость  наблюдались и в психо - эмоциональном состоянии  детей, а также нарушения в просодической стороне речи и звукопроизношении.

Изучив методы и приёмы комплексного коррекционного воздействия на заикающихся,  а также опираясь на  результаты первичной диагностики, мы пришли  к выводу: что использование в своей работе логопедического массажа, как одного из методов воздействия, будет необходимо для эффективного преодоления патологических проявлений у наших детей.

(слад № 4)

Так как: логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

 (слайд № 5)  

Цели логопедического массажа

     1) нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, коррекция звукопроизношения и т.д. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

(слайд № 6)

В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:

·        дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

·        точечный массаж;

·        массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.);

·        самомассаж.

(слайд № 7)

Существует множество методик по проведению логопедического массажа, в том числе при заикании: Е.В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», Е.А. Дьякова «Логопедический массаж», Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», методика самомассажа  З.А. Репиной «Уроки логопедии», «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е.Шевцовой  и т.д.

Мы изучили эти методики и пришли к выводу, что для наиболее эффективного результата в преодоления заикания у наших детей, мы будем использовать в своей работе следующие методики:

(слайд № 8)

·         «Логопедический массаж »  О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева;

·        «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е.Шевцовой;

·       «Логопедический массаж при дизартрии» Е.Ф. Архиповой;

·       «Точечный массаж при заикании» М.А. Поволяевой;

При наличии временной и технической возможностей лучше всего  выполнять полный массажный комплекс – все виды массажа. Это займёт 50 – 60 минут.

Если же такой возможности нет, как в условиях д/с, вариативность выбора видов массажа произвольная, в зависимости от патологических проявлений.

Для достижения наиболее эффективных результатов, исходя из патологических проявлений,  мы в своей работе используем все виды логопедического массажа, но избирательно, исходя из временных условий.     По степени тяжести дефекта, мы разделили детей  на три подгруппы.

·        группа детей с легкой степенью заикания;

·        группа детей со средней степенью заикания;

·        группа детей со средне – тяжелой  и тяжёлой формами заикания.

Опираясь на тяжесть  дефекта, мы подобрали для каждой подгруппы детей свой план массажных мероприятий, который, в зависимости от изменений патологических проявлений,  по необходимости будет меняться.

(слайд № 9)

 Для детей с заиканием легкой степени тяжести основными видами проведения массажа является:

·        самомассаж,  (проводится в детском саду с воспитателями и дома);

·         классический ручной массаж,  точечный и артикуляционный массаж (проводят родители в домашних условиях.)

Предварительно с педагогами и родителями были проведены обучающие консультации по этим темам.

(слайд № 10)

Для детей с заиканием средней степени тяжести основными видами логопедического массажа является:

·        самомассаж  (проводится в детском саду и дома);

·        классический ручной массаж, артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);

·        классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями  дома);

(слайд № 11)                                                                                      

Для детей с заиканием тяжелой  (средне – тяжелой) степени тяжести:

·        самомассаж, (проводится в детском саду и дома); 

·        классический ручной массаж, точечный массаж и артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);

·        классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома).

(слайд № 12)

Методы и приёмы логопедического  массажа при заикании

Классический дифференцированный массаж мы проводим по методике Елены Евгеньевны Шевцовой. В методике, которой при выполнении классического массажа в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.  

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно проводят 10-20 процедур. Массаж длится 5-7 минут. При необходимости рекомендуются повторные курсы массажа. Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя, которая способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание. Важно использовать психотерапевтический метод – звучание спокойной музыки, лучше фортепианной.

Как элемент релаксации, автор рекомендует начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.

(слайд № 13)

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Этот вид массажа мы проводим по методике Ольги Игоревны Крупенчук и  Татьяны Анатольевны Воробьевой.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. В нашей группе  самомассаж  проводится воспитателем с детьми после утренней гимнастики., перед проведением артикуляционной гимнастики. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

(слайд № 14)

Точечный массаж БАТ (биологически активных точек)  мы выполняем по методике М.А.Поволяевой.

          В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведения метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцами или кистью. При заикании воздействие на точки стоит проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливание в течении 3-5 минут.

         При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течении 12 дней, 7 дней перерыв, затем повторить. Автор рекомендует последовательно провести 3-4 курса.

(слайд №15)

Артикуляционный массаж с применением специальных инструментов мы проводим по методике Елены Филипповны  Архиповой

 «Логопедический массаж при дизартрии», целью которого также является устранение патологической симптоматики в мышечной системе.

            Результаты диагностики детей по окончанию первого периода обучения  показывают, что эти методики являются  эффективными в коррекционной работе по преодолению заикания у  детей первого года обучения в условиях детского сада. У большинства детей улучшилось судорожное состояние мышц периферических отделов артикуляционного аппарата, мимической  и  общей мускулатуре, улучшилось психо - эмоциональное состояние детей: дети стали намного спокойнее, общительнее, менее ранимы, улучшилось состояние плавной речи детей. Выбранная нами тема «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»  актуальна для нашей работы и требует дальнейшего изучения и применения в работе.

(слайд №16)                     

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии

В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа....

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ...

Место массажа в комплексной системе коррекционно – педагогического воздействия.

Цель: на основе предоставленного материала структурировать знания о сущности и механизмах действия логопедического массажа, зондовом массаже как одним из его видов ; выявить показания к применению мас...

Логоритмика как часть комплексной системы преодоления речевой патологии.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, которая тесно связана с мышлением и всей психической деятельностью в целом. Развитие как внутренней, так и внешней речи - это важней...

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.Массаж — эт...