Автоматизация звука "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_uchitelya_-_logopeda.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по автоматизации звука «Ш»

Тема: Звук «Ш»

Цели: Образовательные:

            -Закрепление знаний о механизме образования звука «Ш»;

            - закрепление понятий звук, слог, слово, предложение, текст;

            - закрепление понятий звуковой анализ;

            - уточнение словаря по темам игрушки, цветы, одежда, лакомства на основе слов, содержащий данный звук;

            - закрепить навыки образования существительных  П.и.ед. числа и множественного, существительных в форме И.п. мн.ч., образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

            - практическое усвоение приставочных глаголов.

            Коррекционные:

            - закрепление условно – рефлекторных связей на данный артикуляционно – акустический образ звука;

            - закрепление правильного произношения звука «Ш» в различных речевых структурах;

            - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

            - развитие фонематического слуха, восприятия;

            - закрепление навыков звукового анализа (определение позиции звука в слове).

             Воспитательные:

             - воспитание самоконтроля через слуховой, зрительный, кинестетический и тактильно – вибрационный контроль;

             - воспитание мотивационной направленности на получение качественного результата.

Оборудование:  карточки – символы для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, игрушки: кукла Маша, мышка, петушок, лошадка, мишка, предметные картинки, корзинка, подарочная коробка, открытка, загадки, паровоз (для определения позиции звука в слове), столик сервированный для чаепития.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Объявление темы:

3. Артикуляционная гимнастика

4. Закрепление правильного произношения звука в изолированном виде

5. Анализ артикуляции и характеристика звука

6. Развитие мелкой моторики

7. Закрепление правильного произношения звука в слогах.

8. Закрепление правильного произношения звука в словах, словосочетаниях.

Работа над звуковым анализом (определение места звука в слове)

9. Физминутка

Физминутка

(практическое усвоение приставочных глаголов)

10. Закрепление правильного произношения звука в предложениях

11. Развитие фонематического слуха

12. Закрепление правильного произношения звука в тексте

13. Итог занятия. Домашнее задание.

- Здравствуйте ребята.  Сегодня к нам на занятие пришли гости – воспитатели нашего детского сада- посмотреть чему же с вами мы уже научились.

Думаю, что мы с вами сможем показать какие вы внимательные, старательные, правильно выполняете поставленные перед вами  задания, помогаете друг другу.

(вносится кукла)

- Ребята, сегодня в нашем детском саду у игрушек праздник: у куклы Маши день рождения. И к нам она пришла, чтобы нас пригласить на свой день рождения.

- Послушайте еще раз как зовут нашу именинницу – Маша. Какой звук в имени я четко выделила? (звук Ш)

- Сегодня мы побываем с вами в гостях и вместе с ней закрепим умение четко и правильно произносить звук «Ш»

- Давайте вспомним гимнастику для язычка и покажем ее Маше:

«Лопаточка»

«Качели»

«Маляр»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

- используем карточки – символы

- Давайте произнесем звук «Ш»

(дети произносят звук по очереди самостоятельно)

(По плану)

-Какие губы когда произносят звук «Ш»? (круглые)

- Где находится кончик языка? (вверху)

- Какая воздушная струя выходит? (теплая, плавная, непрерывная)

- Голос работает или нет? (нет)

- Какой звук гласный или согласный? (согласный)

- Звонкий или глухой? (глухой)

- Всегда твердый

- Ребята, давайте вспомним гимнастику для пальцев рук:

          Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Танюши на подушке,

Две Иринки на перинке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

- А теперь покажем Маше , как четко мы умеем произносить звук «Ш» в слогах:

Ша – Шо – Шу – Ши

(с движениями рук)

- А сейчас, давайте с вами отгадаем загадки и узнаем, кто же пришел к Маше на день рождения

Загадки:

  1. Я копытцем постучу,

    Если хочешь прокачу.

    Посмотри как я красива,

    Хороши и хвост и грива

     Шерстка моя гладка

     Кто же я ……

                          ( лошадка)

  1. Сама крошка, боится кошку.

Норка ее домишко

Кто же это?

                     (мышка)

  1. Раньше всех  встает,

«Ку – ка – реку» поет.

 На голове гребешок

 Кто же это? ……

                       (петушок)

  1. Зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

Собирает шишки

Косолапый …..

                        (мишка)

- Ребята, а с чем идут на день рождения? (с подарками)

- Все гости пришли к кукле Маши на день рождения с подарками. А поджарки эти не простые, а с секретами и заданиями. Выполним эти задания и кукла Маша будет очень этому рада.

Лошадка принесла в подарок картинки И она хочет подарить те, в названии которых встречается звук «Ш» (дети отбирают картинки в названии которых встречается звук «Ш»)

А теперь на паровозике мы отвезем подарки лошадки Маше: но так, чтобы в первом окошке вагонов были те картинки, где звук «Ш» - в начале слова, во втором окошке – где звук «Ш» в середине слова, а в третьем окошке – картинки в названии которых звук «Ш» - находится в конце слова.

 

    Мышка в гости прибежала

    И зарядку делать стала:

    Мышка лапки поднимала,

    А потом их опускала.

    На полу искала крошки

    И считала быстро ножки,

    Тихо в уголке сидела

    Шевелится не хотела.

- ребята, и мышка пришла с подарком. Давайте посмотрим, что там лежит? (педагог достает коробочку)

- Посмотрите, все аккуратно сложено в стопочку. Что на чем лежит:

         Вот Чебурашка

         На Чебурашке рубашка

         На рубашке - кармашки

         На кармашках- матрешки

         На матрешках – ромашки

(Дети по очереди поговаривают словосочетания)

-Петушок принес в подарок…..шары. Что спрятано в шарах? Посмотрите внимательно и скажите что лишнее?

1. Мышка, ромашка, ландыш   (игра «Один – много»)

2. Шарф, шуба, подушка  (игра «Назови ласково»)

3. Матрешка, неваляшка, картошка

- Мишка  сейчас расскажет нам о том, как он шел  на день рождение Маши. А мы с вами будем внимательно слушать и заканчивать его предложения.

    Я по лесу ….(шел) и к избушке …..(подошел),

    Потом в избушку я ….(зашел), и ничего там не …(нашел)

    По дорожке я …(пошел),  и в гости к Маше я …(пришел)

(Дети выполняют соответствующие движения)

- Мишка сочинил для имениннице стихи. Но по дороге некоторые слова в стихах перепутались, давайте поможем Мишке и вернем слова на свои места.:

  Вылезла из норки (шишка)

   На неё упала (мышка)

   Мы с сестрой посуду ( шили)

   И наряды кукле (мыли)

   Под кустом сидели (шишки)

   На сосне висели ( мышки)

   Модница надула (шубы)

   Не подходят ей все (губы)

   

    В воздухе летала (кошка)

   Молоко лакала (мошка)

- Ребята, Маша приготовила нам всем угощения, и хотела, чтобы мы съели вначале те лакомства, в названии которых встречается звук «Ш».

- Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком «Ш»:

     Ватрушка, конфеты, пирог, вишня, виноград, груша, шоколад, мармелад, окрошка.

- Ребята, а давайте с вами тоже сделаем кукле Маше подарок и прочитаем ей стихи, в которых встречается звук «Ш». слова в которых встречается данный звук необходимо проговаривать четко, выразительно, правильно, и это будет самый лучший подарок для нашей именинницы.

1. «Есть на новом платье

      У меня кармашки,

      На кармашках этих

       Вышиты ромашки»

  1. « Хороши штанишки

         У нашего малышки

         Что за кармашки

          Ремешки а пряжки»

- Кукла Маша благодарит Вас за помощь и за те подарки которые Вы ей подарили. Ей очень понравились ваши ответы, как вы выполняли задания, четко и правильно произносили звук «Ш». и приглашает нас снова в гости. Маша приготовила для вас небольшие сюрпризы: для вас она сшила подушечки и на них сделала вышивку. Если вы соедините точки на подушечки линией , то узнаете, кого нарисовала Маша на подушках. Раскрасьте их дома и подарите маме.

- А сейчас настало время нам прощаться скажем всем до свидания и до новых встреч.

     

Конспект занятия

(открытого мероприятия)

учителя – логопеда

на тему:

«Автоматизация звука «Ш»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах

Занятие - презентация  с использованием игровых приемов (анимация)...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....