Автоматизация звука "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по автоматизации звука «Ш»
Тема: Звук «Ш»
Цели: Образовательные:
-Закрепление знаний о механизме образования звука «Ш»;
- закрепление понятий звук, слог, слово, предложение, текст;
- закрепление понятий звуковой анализ;
- уточнение словаря по темам игрушки, цветы, одежда, лакомства на основе слов, содержащий данный звук;
- закрепить навыки образования существительных П.и.ед. числа и множественного, существительных в форме И.п. мн.ч., образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- практическое усвоение приставочных глаголов.
Коррекционные:
- закрепление условно – рефлекторных связей на данный артикуляционно – акустический образ звука;
- закрепление правильного произношения звука «Ш» в различных речевых структурах;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха, восприятия;
- закрепление навыков звукового анализа (определение позиции звука в слове).
Воспитательные:
- воспитание самоконтроля через слуховой, зрительный, кинестетический и тактильно – вибрационный контроль;
- воспитание мотивационной направленности на получение качественного результата.
Оборудование: карточки – символы для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, игрушки: кукла Маша, мышка, петушок, лошадка, мишка, предметные картинки, корзинка, подарочная коробка, открытка, загадки, паровоз (для определения позиции звука в слове), столик сервированный для чаепития.
Ход занятия:
1. Организационный момент 2. Объявление темы: 3. Артикуляционная гимнастика 4. Закрепление правильного произношения звука в изолированном виде 5. Анализ артикуляции и характеристика звука 6. Развитие мелкой моторики 7. Закрепление правильного произношения звука в слогах. 8. Закрепление правильного произношения звука в словах, словосочетаниях. Работа над звуковым анализом (определение места звука в слове) 9. Физминутка Физминутка (практическое усвоение приставочных глаголов) 10. Закрепление правильного произношения звука в предложениях 11. Развитие фонематического слуха 12. Закрепление правильного произношения звука в тексте 13. Итог занятия. Домашнее задание. | - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости – воспитатели нашего детского сада- посмотреть чему же с вами мы уже научились. Думаю, что мы с вами сможем показать какие вы внимательные, старательные, правильно выполняете поставленные перед вами задания, помогаете друг другу. (вносится кукла) - Ребята, сегодня в нашем детском саду у игрушек праздник: у куклы Маши день рождения. И к нам она пришла, чтобы нас пригласить на свой день рождения. - Послушайте еще раз как зовут нашу именинницу – Маша. Какой звук в имени я четко выделила? (звук Ш) - Сегодня мы побываем с вами в гостях и вместе с ней закрепим умение четко и правильно произносить звук «Ш» - Давайте вспомним гимнастику для язычка и покажем ее Маше: «Лопаточка» «Качели» «Маляр» «Вкусное варенье» «Чашечка» - используем карточки – символы - Давайте произнесем звук «Ш» (дети произносят звук по очереди самостоятельно) (По плану) -Какие губы когда произносят звук «Ш»? (круглые) - Где находится кончик языка? (вверху) - Какая воздушная струя выходит? (теплая, плавная, непрерывная) - Голос работает или нет? (нет) - Какой звук гласный или согласный? (согласный) - Звонкий или глухой? (глухой) - Всегда твердый - Ребята, давайте вспомним гимнастику для пальцев рук: Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две Танюши на подушке, Две Иринки на перинке, А Петрушка в колпачке На дубовом сундучке. - А теперь покажем Маше , как четко мы умеем произносить звук «Ш» в слогах: Ша – Шо – Шу – Ши (с движениями рук) - А сейчас, давайте с вами отгадаем загадки и узнаем, кто же пришел к Маше на день рождения Загадки:
Если хочешь прокачу. Посмотри как я красива, Хороши и хвост и грива Шерстка моя гладка Кто же я …… ( лошадка)
Норка ее домишко Кто же это? (мышка)
«Ку – ка – реку» поет. На голове гребешок Кто же это? …… (петушок)
От мороза прячет нос. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, Собирает шишки Косолапый ….. (мишка) - Ребята, а с чем идут на день рождения? (с подарками) - Все гости пришли к кукле Маши на день рождения с подарками. А поджарки эти не простые, а с секретами и заданиями. Выполним эти задания и кукла Маша будет очень этому рада. Лошадка принесла в подарок картинки И она хочет подарить те, в названии которых встречается звук «Ш» (дети отбирают картинки в названии которых встречается звук «Ш») А теперь на паровозике мы отвезем подарки лошадки Маше: но так, чтобы в первом окошке вагонов были те картинки, где звук «Ш» - в начале слова, во втором окошке – где звук «Ш» в середине слова, а в третьем окошке – картинки в названии которых звук «Ш» - находится в конце слова.
Мышка в гости прибежала И зарядку делать стала: Мышка лапки поднимала, А потом их опускала. На полу искала крошки И считала быстро ножки, Тихо в уголке сидела Шевелится не хотела. - ребята, и мышка пришла с подарком. Давайте посмотрим, что там лежит? (педагог достает коробочку) - Посмотрите, все аккуратно сложено в стопочку. Что на чем лежит: Вот Чебурашка На Чебурашке рубашка На рубашке - кармашки На кармашках- матрешки На матрешках – ромашки (Дети по очереди поговаривают словосочетания) -Петушок принес в подарок…..шары. Что спрятано в шарах? Посмотрите внимательно и скажите что лишнее? 1. Мышка, ромашка, ландыш (игра «Один – много») 2. Шарф, шуба, подушка (игра «Назови ласково») 3. Матрешка, неваляшка, картошка - Мишка сейчас расскажет нам о том, как он шел на день рождение Маши. А мы с вами будем внимательно слушать и заканчивать его предложения. Я по лесу ….(шел) и к избушке …..(подошел), Потом в избушку я ….(зашел), и ничего там не …(нашел) По дорожке я …(пошел), и в гости к Маше я …(пришел) (Дети выполняют соответствующие движения) - Мишка сочинил для имениннице стихи. Но по дороге некоторые слова в стихах перепутались, давайте поможем Мишке и вернем слова на свои места.: Вылезла из норки (шишка) На неё упала (мышка) Мы с сестрой посуду ( шили) И наряды кукле (мыли) Под кустом сидели (шишки) На сосне висели ( мышки) Модница надула (шубы) Не подходят ей все (губы)
В воздухе летала (кошка) Молоко лакала (мошка) - Ребята, Маша приготовила нам всем угощения, и хотела, чтобы мы съели вначале те лакомства, в названии которых встречается звук «Ш». - Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком «Ш»: Ватрушка, конфеты, пирог, вишня, виноград, груша, шоколад, мармелад, окрошка. - Ребята, а давайте с вами тоже сделаем кукле Маше подарок и прочитаем ей стихи, в которых встречается звук «Ш». слова в которых встречается данный звук необходимо проговаривать четко, выразительно, правильно, и это будет самый лучший подарок для нашей именинницы. 1. «Есть на новом платье У меня кармашки, На кармашках этих Вышиты ромашки»
У нашего малышки Что за кармашки Ремешки а пряжки» - Кукла Маша благодарит Вас за помощь и за те подарки которые Вы ей подарили. Ей очень понравились ваши ответы, как вы выполняли задания, четко и правильно произносили звук «Ш». и приглашает нас снова в гости. Маша приготовила для вас небольшие сюрпризы: для вас она сшила подушечки и на них сделала вышивку. Если вы соедините точки на подушечки линией , то узнаете, кого нарисовала Маша на подушках. Раскрасьте их дома и подарите маме. - А сейчас настало время нам прощаться скажем всем до свидания и до новых встреч.
|
Конспект занятия
(открытого мероприятия)
учителя – логопеда
на тему:
«Автоматизация звука «Ш»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах
Занятие - презентация с использованием игровых приемов (анимация)...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).
Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....