Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.
методическая разработка (логопедия) на тему
I Вводная часть.
1. Актуальность работы.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. По мнению основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, «развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым значимым окружением ребенка является его семья…»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации интегрированных коррекционной и общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т.е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В реальности же возникают следующие трудности совместной работы с родителями:
- пассивность и недоверие родителей;
- социальная закрытость семей;
- низкая мотивация специалистов к сотрудничеству.
Одна из наиболее сложных проблем - различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так, как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.
Однако ещё В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанционирования родителей от детского сада позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия учителя- логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. В ней указано, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга. В Законе РФ «Об образовании», «Типовом положении о ДОУ указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка» .
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя- логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя - логопеда, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А модернизация российского образования побуждает учителя-логопеда к поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
2. Цели и задачи работы.
Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
Цель: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника.
Задачи работы:
-установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником;
-сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
-повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
3. Ожидаемые результаты:
- участие родителей в реализации образовательной программы;
- участие родителей в создании условий для развития основных видов деятельности ребенка (игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, музыкально-художественная);
- участие родителей в формировании учебных действий ребенка;
- помощь ребенку и педагогу в выборе основных видов деятельности на внеурочных занятиях: учебное сотрудничество, индивидуальная учебная деятельность, творческая, трудовая, спортивная.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой, фронтальной непосредственной образовательной деятельности с учителем-логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни. Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы учителя-логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
II Основная часть.
1. Теоретическое описание традиционных форм взаимодействия логопеда и родителей.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Беседы и консультации мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.
Общие и групповые родительские собрания также оставляли родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.
Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
- работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.
2. Новизна, идеи по изменению существовавшей модели.
Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда с родителями
В информационно-познавательном направлении для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование
информационных компьютерных технологий. В рамках практико-ориентированного направления возможно применение таких форм организации, которые обеспечивают продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.
Для включения членов семьи в коррекционно-образовательный процесс необходимо использовать разнообразные нетрадиционные формы работы. Все их можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.
2.1. Информационно-аналитические формы работы.
Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
- Анкетирование и тестирование.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.
- Родительские консультации.
Консультации, семинары логопеду важно построить так , чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для
решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. А узнать, как родители распорядились этой информацией, можно из материалов выставки “Как умелые ручки язычку помогали”. На выставке будут только те экспонаты, которые сделаны детьми и родителями дома .
- Родительский телефон доверия.
- Патронаж.
Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
- Ознакомление родителей с документацией.
- Родительское соглашение (договор).
- Родительское интервью.
2.2. Наглядно-информационные формы работы.
Знакомят с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.
- Информационный родительский уголок.
Он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверит уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
- Дни открытых дверей.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.
- Прайс-листы.
сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
- Создание родительского клуба.
Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и
детей раннего возраста.
- Видеотека.
Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.
- Выпуск газет.
Освещаются события группы, даются практические советы родителям
- Открытые занятия для родителей.
Полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. “Вооружившись” знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они пробуют эти знания применить на практике. Конечно, с родителями заранее обговаривается тема занятия и задания, которые им нужно провести с детьми. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается .
- Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных логозанятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
- Создание электронной библиотеки.
Предлагаются 2 раздела: художественная детская литература и коррекционно-развивающая.
- Интернет-страничка для родителей.
Безусловно, участие ИКТ в работе логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, разработка домашних заданий, чат, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, личном сайте логопеда, страничке в соц-сетях. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео-материалами.
Нельзя не отметить о необходимости обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, своеобразной «Памятки для родителей»
- Организация выставок.
Например, "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
- Родительская библиотека (медиатека).
- Брошюры, буклеты, памятки.
2.3. Досуговые формы работы.
Устанавливают эмоционально теплые отношения между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферу доверия и сотрудничества.
- Речевые праздники.
Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.
- Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.
- Спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии.
- Вернисаж совместного творчества.
- Родительский уголок творчества.
- Совместные проекты.
- Семейный фото-стенд, фото-выставка.
- Выставки семейных коллекций.
- Спектакли. Конкурсы творчества.
2.4 .Познавательные формы работы.
Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.
- Обучающие семинары-практикумы для родителей.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.
- Домашнее визитирование.
Представляет собой посещение семьи на дому учителем-логопедом, владеющим знаниями о развитии ребенка.
- Домашние игротеки.
Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
- Лекотека.
Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосылок к обучению, гармонизацию родительско-детских отношений.
- Родительская школа.
- Проектные родительские группы.
- «Круглый стол» и конференции с участием родителей.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком – логопатом.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования дошкольников и диагностики их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.
III. Заключение.
Выводы по работе.
Таким образом, в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральными государственными требованиями в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы сможем добиться создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка. Интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников, соответствующие принципам федеральных государственных требований позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.
Наблюдая, как их дети преодолевают свои речевые дефекты, родители из пассивных наблюдателей будут превращаться в активных участников коррекционного процесса, с готовностью откликаться на просьбы логопеда, серьезно воспринимать домашние задания, тщательно выполнять их. Дети таких родителей лучше настроены на занятия с логопедом.
Уверена, что участие родителей в коррекционно - педагогическом процессе значительно поможет в преодолении нарушений в развитии речи ребёнка. Но наряду с положительными результатами остается проблема: наличие «проблемных» семей, которых трудно вовлечь в педагогический процесс, повысить степень их участия в жизни собственного ребенка, осознать наличие нарушений в его развитии. С такими родителями результативно работать можно только при взаимодействии с социальными службами.
IV. Информационные источники.
Основные источники:
- Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина.- М.:Глобус.2007.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Маейр А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.:ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Детский сад-семья: аспекты взаимодействия /Авт.-сост. Глебова С.В.-Воронеж,2007.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Кудрявцева. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей 2007.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие,2009.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
Нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
- Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Интернет ресурсы:
- http://www.maaam.ru/
- http://dohcolonoc.ru/
- http://vospitatel.com
- http://www.moi-detsad.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.solnet.ee/
- http://festival.1september.ru/
- http://dou-profi.ru/
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса»
Выполнила Гунько Наталия Александровна
учитель-логопед МБДОУ детский сад №8
Октябрьского района г.о.Самара
2013г.
Содержание работы:
I Вводная часть…………………………………………………………………1
1. Актуальность работы……………….……………………………………...1
2. Цели и задачи работы…………………….……………………………….3
3. Ожидаемые результаты.…………………………………………………...4
II Основная часть.
1. Теоретическое описание традиционных форм взаимодействия
логопеда и родителей…………………………………………………….5
2. Новизна, идеи по изменению существовавшей модели………………..5
2.1. Информационно-аналитические формы работы..…………………..6
2.2. Наглядно-информационные формы работы...……………………....8
2.3. Досуговые формы работы..………………………………………….11
2.4 .Познавательные формы работы..……………………………………11
III. Заключение………………………………………………………………..13
Выводы по работе………………………………………………………….…13
IV. Информационные источники…………………………………………….14
1. Актуальность работы.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. По мнению основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, «развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым значимым окружением ребенка является его семья…»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации интегрированных коррекционной и общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т.е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В реальности же возникают следующие трудности совместной работы с родителями:
- пассивность и недоверие родителей;
1
- социальная закрытость семей;
- низкая мотивация специалистов к сотрудничеству.
Одна из наиболее сложных проблем - различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так, как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.
Однако ещё В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанционирования родителей от детского сада позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия учителя- логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. В ней указано, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга. В Законе РФ «Об образовании», «Типовом положении о ДОУ указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения
2
полноценного развития ребёнка» .
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя- логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя - логопеда, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А модернизация российского образования побуждает учителя-логопеда к поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
2. Цели и задачи работы.
Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
Цель: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника.
Задачи работы:
-установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и
3
авторитетным наставником;
-сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
-повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
3. Ожидаемые результаты:
- участие родителей в реализации образовательной программы;
- участие родителей в создании условий для развития основных видов деятельности ребенка (игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, музыкально-художественная);
- участие родителей в формировании учебных действий ребенка;
- помощь ребенку и педагогу в выборе основных видов деятельности на внеурочных занятиях: учебное сотрудничество, индивидуальная учебная деятельность, творческая, трудовая, спортивная.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой, фронтальной непосредственной образовательной деятельности с учителем-логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни. Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы учителя-логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
4
II Основная часть.
1. Теоретическое описание традиционных форм взаимодействия логопеда и родителей.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы
детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Беседы и консультации мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.
Общие и групповые родительские собрания также оставляли родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.
Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
- работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.
2. Новизна, идеи по изменению существовавшей модели.
Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда с родителями
В информационно-познавательном направлении для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование
5
информационных компьютерных технологий. В рамках практико-ориентированного направления возможно применение таких форм организации, которые обеспечивают продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.
Для включения членов семьи в коррекционно-образовательный процесс необходимо использовать разнообразные нетрадиционные формы работы. Все их можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.
2.1. Информационно-аналитические формы работы.
Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
- Анкетирование и тестирование.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.
- Родительские консультации.
Консультации, семинары логопеду важно построить так , чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для
6
решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. А узнать, как родители распорядились этой информацией, можно из материалов выставки “Как умелые ручки язычку помогали”. На выставке будут только те экспонаты, которые сделаны детьми и родителями дома .
- Родительский телефон доверия.
- Патронаж.
Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
- Ознакомление родителей с документацией.
- Родительское соглашение (договор).
- Родительское интервью.
7
2.2. Наглядно-информационные формы работы.
Знакомят с условиями, содержанием, методами и приемами развития и
воспитания детей.
- Информационный родительский уголок.
Он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверит уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
- Дни открытых дверей.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.
- Прайс-листы.
сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
- Создание родительского клуба.
Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и
8
детей раннего возраста.
- Видеотека.
Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.
- Выпуск газет.
Освещаются события группы, даются практические советы родителям
- Открытые занятия для родителей.
Полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. “Вооружившись” знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они пробуют эти знания применить на практике. Конечно, с родителями заранее обговаривается тема занятия и задания, которые им нужно провести с детьми. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается .
9
- Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных логозанятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
- Создание электронной библиотеки.
Предлагаются 2 раздела: художественная детская литература и коррекционно-развивающая.
- Интернет-страничка для родителей.
Безусловно, участие ИКТ в работе логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, разработка домашних заданий, чат, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, личном сайте логопеда, страничке в соц-сетях. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео-материалами.
Нельзя не отметить о необходимости обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, своеобразной «Памятки для родителей»
10
- Организация выставок.
Например, "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
- Родительская библиотека (медиатека).
- Брошюры, буклеты, памятки.
2.3. Досуговые формы работы.
Устанавливают эмоционально теплые отношения между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферу доверия и сотрудничества.
- Речевые праздники.
Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.
- Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.
- Спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии.
- Вернисаж совместного творчества.
- Родительский уголок творчества.
- Совместные проекты.
- Семейный фото-стенд, фото-выставка.
- Выставки семейных коллекций.
- Спектакли. Конкурсы творчества.
2.4 .Познавательные формы работы.
Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения,
11
формирование у родителей практических навыков.
- Обучающие семинары-практикумы для родителей.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.
- Домашнее визитирование.
Представляет собой посещение семьи на дому учителем-логопедом, владеющим знаниями о развитии ребенка.
- Домашние игротеки.
Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
- Лекотека.
Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосылок к обучению, гармонизацию родительско-детских отношений.
- Родительская школа.
- Проектные родительские группы.
- «Круглый стол» и конференции с участием родителей.
12
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить
формы организации домашних занятий с ребенком – логопатом.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования дошкольников и диагностики их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.
III. Заключение.
Выводы по работе.
Таким образом, в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральными государственными требованиями в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы сможем добиться создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка. Интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников, соответствующие принципам федеральных государственных требований позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической
13
деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.
Наблюдая, как их дети преодолевают свои речевые дефекты, родители из
пассивных наблюдателей будут превращаться в активных участников коррекционного процесса, с готовностью откликаться на просьбы логопеда, серьезно воспринимать домашние задания, тщательно выполнять их. Дети таких родителей лучше настроены на занятия с логопедом.
Уверена, что участие родителей в коррекционно - педагогическом процессе значительно поможет в преодолении нарушений в развитии речи ребёнка.
Но наряду с положительными результатами остается проблема: наличие «проблемных» семей, которых трудно вовлечь в педагогический процесс, повысить степень их участия в жизни собственного ребенка, осознать наличие нарушений в его развитии. С такими родителями результативно работать можно только при взаимодействии с социальными службами.
IV. Информационные источники.
Основные источники:
- Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина.- М.:Глобус.2007.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Маейр А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.:ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Детский сад-семья: аспекты взаимодействия /Авт.-сост. Глебова С.В.-Воронеж,2007.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Кудрявцева. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей 2007. 14
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие,2009.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи
ребенка с недостатками речи. М., 2009.
Нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
- Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Интернет ресурсы:
1. http://dohcolonoc.ru/
- http://www.maaam.ru/
- http://vospitatel.com
- http://www.moi-detsad.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.solnet.ee/
- http://festival.1september.ru/
- http://dou-profi.ru/
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями детей дошкольного возраста
К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому. Среди нетрадиционных форм работы с ...
Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.
I Вводная часть. 1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
педагогический час "Продуктивные формы работы с родителями детей дошкольного возраста" - из опыта работы
Материал поможет воспитателям при подготовке к МО...
Статья: Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста
Формы работы с родителями в ДОУ...
Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста
Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста...