Игры для развития фонематического слуха.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Масина Марина Владимировна

"Кто внимательный" Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении звука.

 

"Кто первый?" Взрослый показывает картинку обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного. Ребенок называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук. Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

 

"Похожие слова" Ребенку предлагают разложить картинки в два ряда. В каждом ряду находятся картинки, с изображением слов, сходных по звучанию. Необходимо отметить многообразие слов, их разное и сходное звучание.Примерный набор слов: плод-плот, лук- луг, коза-коса и т.д.

 

"Заколдованное слово" Ребенку предлагают отгадать слово по первым звукам слов. Пример: РОЗА - рама-ослик-зонт-ананас.

 

Игра «Любопытный».Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинабтся со звука п-р: [Б].

-  Где был? - На балконе.

-  Кого видел? - Бульдога.

- Куда собираешься? - В булочную.

- Что будешь покупать? - Баранки и т.д.

 

 «Соревнование».Правила: взрослый называет любой звук и спрашивает

а)  кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

б)  кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

 

 « Добавь звук».Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

вол - волк

рыба - рыбак

завтра - завтрак

пар - парк

Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т.д

 

 « Отними звук».Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.

 

 « Вставь пропущенный звук».Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так , чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

Или звук [Р] :

Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

 

 «Звучащий поезд».

Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

 

 « Одень слово».

Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки и объяснить свой выбор.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_fonematicheskogo_slukha.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто внимательный» Взрослый называет ряд гласных  звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра проводится с одним символом, затем с двумя и более. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Кто первый» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук.

«Похожие слова» Ребенку предлагают разложить картинки в два ряда: в каждом ряду находятся картинки с изображением слов сходных по звучанию. Необходимо отметить многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примерный набор слов: плод-плот, лук – луг, коса - коза и т.д.

«Заколдованное слово» Ребенку предлагают отгадать слово по первым звукам слов. Например: РОЗА - рама – ослик -зонт –ананас и т.д.

«Любопытный». Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинабтся со звука п-р: [Б].

-  Где был? - На балконе.

-  Кого видел? - Бульдога.

- Куда собираешься? - В булочную.

- Что будешь покупать? - Баранки и т.д.

«Соревнование». Правила: взрослый называет любой звук и спрашивает

а)  кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

б)  кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

 « Добавь звук». Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

вол - волк

рыба - рыбак

завтра - завтрак

пар - парк

Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор – сорт  и т.д.

 « Отними звук».  Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.

 « Вставь пропущенный звук». Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так , чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

Или звук [Р] :

Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

 «Звучащий поезд».Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

 « Одень слово». Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки, и объяснить свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....