Заикание ( для оформления стенда)
материал по логопедии по теме
Заикание – это тяжёлая речевая патология. Родители задаются вопросами относительно причин, симптоматики, конечно же, лечения. Эта информация будет полезна не только тем, кто столкнулся с заиканием, но и тем, кто хочет предотвратить данное нарушение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stend_zaikanie.docx | 129.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание – это тяжёлая речевая патология. Родители задаются вопросами относительно причин, симптоматики, конечно же, лечения. Эта информация будет полезна не только тем, кто столкнулся с заиканием, но и тем, кто хочет предотвратить данное нарушение.
Так почему же все-таки дети начинают заикаться? Именно дети, потому что в подавляющем большинстве случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 6—7 лет.
Нет единства во взглядах на причины и сущность заикания. Наиболее распространено мнение, что заикание — это невроз. Его даже называют часто логоневрозом. Основным фактором, вызывающим его, наиболее часто считают испуг. И действительно, сами заикающиеся, а также их родители сообщают, что запинки возникли непосредственно после испуга. Да, испуг, несомненно, часто присутствует в возникновении заикания. Но..., вот тут-то всплывает это коварное «но». Сколько детей пугается чего-нибудь, да еще как, а заикаются далеко не все. Это же замечание справедливо и для заикания, которое появляется поводом к подражанию. Сколько детей находится рядом с заикающимся, а начинают заикаться далеко не все.
Так что для того, чтобы появилось заикание, одного испуга недостаточно. Нужно, чтобы у ребенка были какие-то особенности нервной системы, создающие предрасположенность к заиканию.
Существует две группы причин
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ПРИЧИНЫ:
- Невротическая отягощенность родителей
- Невротические особенности ребенка
- Конституционная предрасположенность
- Наследственная отягощенность
- Поражение головного мозга
ПРОИЗВОДЯЩИЕ ПРИЧИНЫ:
Анатомо-физиологические:
- Энцефалопатии
- Травмы головного мозга
- Органические нарушения мозга
- Истощение нервной системы
- Интоксикации
- Соматические хронические заболевания
- Болезни носа, глотки, гортани
- Задержки речевого развития
Психические и социальные:
- Психотравмы (кратковременные и длительно действующие)
- Неправильное воспитание в семье
- Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение)
- Перегрузка речевым материалом
- Полиглоссия
- Подражание заикающимся
- Переучивание леворукости
При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
В настоящее время заикание определяется как нарушение ритма и плавности речи. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, напряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речи. Они различаются по форме, локализации (могут наблюдаться в дыхательном, голосовом, артикуляционном отделах) и частоте.
При заикании отмечаются три формы нарушения дыхания:
- судорожный выдох;
- судорожный вдох, иногда со всхлипыванием;
- судорожный вдох и выдох, нередко с разрывом слова.
В речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи и др.) и произвольными уловками. Уловки – это вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчитьсвою речь. Например, манипулирует какими-либо предметами, прикасается к телу, теребит одежду и пр. Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, вялость,
Таким образом, речь заикающегося ребёнка прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменением громкости, и темпа произношения, силы, высоты и тембра голоса.
Следует незамедлительно обратиться к неврологу, логопеду, психологу, сделать ЭЭГ (или ЭХО-ЭЭГ). После этого будет ясна общая картина и назначено необходимое лечение. Коррекцией заикание не занимается один специалист, она требует комплексного воздействия на организм и личность ребёнка.
Цель мероприятий, обозначенных на схеме, - устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребёнка от неправильного отношения к своему дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание или правильное формирование его личности и поведения, социальная адаптация.
Зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т.д Можно считать, что чем младше ребёнок, чем меньше отделов речевого аппарата охвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания, развивающегося на почве врождённого отягощения, прогноз менее благоприятен.
В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация осуществляется в достаточной степени.
Должна осуществляться комплексно и последовательно. В нашей стране она проводится с родителями ещё до рождения ребёнка, чтобы предупредить отрицательное воздействие после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Нужно учитывать, что устная речь развивается по подражанию, поэтому для ребёнка отрицательную роль могут сыграть лица с заиканием, ускоренной речью и другими речевыми нарушениями.
Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от обильной речевой продукции. Необходимо обеспечивать ребенку максимум положительных эмоций: ровное, доброжелательное отношение со стороны взрослых, занятие любимым делом (музыкой, рисованием, танцами и т.д.), исключив при этом чтение психотравмирующих книг, просмотр таких фильмов, слишком возбуждающие игры.
При поступлении в школу могут возникнуть рецидивы заикания. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы.
Подготовил учитель-логопед: Жестовская О.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для оформления стенда "Родителям о ПДД" в ДОУ
Готовый оформленный материал по ПДД для стенда в детском саду...
Оформление стенда для родителей по лексическим темам (группа детей с нарушением речи)
Данный материал поможет логопеду совместно с родителями закрепить лексическую тему...
Оформление стенда для родителей.
Рекомендации для родителей....
Рекомендации по оформлению стенда для родителей
Рекомендации для ЛОГОПУНКТА...
Материал для оформления стенда по речевому общению
Материал позволяет оформить стенд для родителей о культуре речевого общения...
Материалы для оформления стендов/папок по правилам дорожного движения
В архиве содержится различная стендовая информация по правилам дорожного движения, а именно:Ошибки родителей, или для чего нужны детские удерживающие устройства.Загадки по правилам дорожного движенияС...
Материала по оформлению стенда по праву
информация поможет без труда оформить стенд по правам ребенка...